В современной российской школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.
Из истории. Обратимся к истокам возникновения этого метода в школьном обучении. Метод проектов возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпатрик. Главное, чего добивались авторы метода проектов - строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности. Проект - буквально "брошенный вперед", то есть проектирование - процесс создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта (состояния). В России идея проектного метода возникла параллельно с разработками американских специалистов, хотя должного внимания не получила. Известна, к примеру, статья Н.К. Крупской "Метод проектов", где данное понятие определяется как "метод увязки теории с практикой", как система учебно-воспитательной работы, в которую "встроены" конкретные практические творческие дела учащихся.
За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней -стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования.
Какое значение придают современные исследователи проектной деятельности младших школьников? Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентированна, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Проекты могут быть различными по содержанию. Одни выполняются на материале конкретного предмета (их называют монопредметными), другие - межпредметные - интегрируют содержание нескольких образовательных областей. Этот тип проекта весьма целесообразен в начальной школе, так как опирается на психологическую особенность младших школьников - их целостное восприятие окружающего мира. Надпредметный проект выполняется в рамках факультативов, кружков, внеурочной деятельности школьников.
В соответствии со сроками выполнения проект может быть итоговым - по его результатам оценивается освоение учеником определенного учебного материала, - и текущим, цель которого - уточнение, расширение знаний и приобретение новых знаний в процессе конкретной практической и исследовательской деятельности.
Метод проектов может быть индивидуальным, но чаще (особенно в начальной школе) он является деятельностью скоординированной группы, участники которой умеют распределять роли, руководить и подчиняться, объединять усилия для достижения поставленной цели, использовать вклад каждого в общее дело.
Современные исследователи (например, E.С. Полат, И.А. Сасова и др.) выделяют требования к использованию этого метода в начальной школе:
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи),требующей интегрированного знания, поиска ее решения.
- Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
- Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
- Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.
Особо следует отметить, что проектный метод является косвенным методом обучения, в нем важны не только (а для обучающего - и не столько) полученные учащимися результаты, сколько сам процесс поиска, эксперимента, опыта, исследования, а также характер отношения к этому процессу его участников (интерес, инициатива, сообразительность, самостоятельность и др.).
При использовании этого метода обучения младших школьников явно наблюдаются два результата. Первый - реальный - та часть проекта, которая отражается в конкретном практическом результате. Его можно "пощупать", оценить, сравнить с другими, использовать по назначению. Например, младшие школьники работают над проектом "Экологические знаки", разрабатывают различные предупреждающие, запрещающие, осуждающие и др. знаки, агитационные плакаты и пр. В результате появляется конкретный продукт - целый набор плакатов и знаков ("Покорми птиц", "Помоги деревьям зимой", "Лес - наше богатство", "Не плюй в колодец..." и т.д.). Кроме этого результата огромен педагогический эффект проектной деятельности. Он заключается не только в формирующихся у школьников умении и желании самообразовываться, но и в развитии необходимых для этого личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, умения считаться с мнением других людей, сотрудничать, сопереживать и др.
Анализ научно-методической литературы, как российской, так и зарубежной, позволяет выделить шесть стадий работы над проектом. Представим это в таблице:
Этапы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы, целей и содержания проекта | Уточнение информации, обсуждение задания | Объяснение цели проекта, мотивов деятельности |
Планирова-ние | Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде | Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации | Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив ("мозговой штурм"), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности | Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования | Наблюдение, консультирование |
Выполне-ние | Выполнение проекта | Работа над проектом и его оформление | Наблюдения, консультации, советы |
Оценка результатов | Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков (ошибок). | Обсуждение, формулирование выводов | Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата |
Защита проекта | Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов | Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов | Участие в представлении и оценке проекта |
При использовании метода проекта очень важно обратить внимание на роль учителя в организации и руководстве процессом проектной деятельности. Можно выделить следующие необходимые особенности педагогической позиции учителя:
Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).
- Осознать свои новые роли - консультанта, помощника, а не "проводника" готовых знаний для формального их запоминания учениками.
- Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.
- Учитель в процессе руководства работой над
проектом:
- является источником информации;
- координирует процесс;
- поддерживает и поощряет участников;
- обеспечивает непрерывность работы над проектом;
- подготавливает необходимое оборудование;
- осуществляет консультационную помощь.
При использовании метода проекта задача педагога - помочь реализовать следующую логическую цепочку:
В процессе реализации проекта у участников возникают трудности объективного характера (не хватает знаний, навыков в выборе информационных средств и т.п.). Однако именно их преодоление является одной из главных целей этого метода. При выполнении проекта ученик попадает в среду "неопределенности", что и активизирует его познавательную деятельность: в психологии известно, что интерес возникает скорее в "зоне незнания", чем знания.
В последние годы многие исследователи и практические работники утверждают, что классно-урочная форма организации обучения устарела, не эффективна. Метод проектов является возможной альтернативой традиционной форме организации обучения, хотя и не может совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис нового современного обучения - "Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно", - прямым образом относится к проектной деятельности, что и подчеркивает ее особое значение в процессе развития младшего школьника.