Урок внеклассного чтения "Унылая пора! Очей очарованье!". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • формировать у детей навыки чтения на примере художественного произведения А.С. Пушкина "Унылая пора! Очей очарованье!"
  • совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
  • развивать творческие способности, воображение, образную речь, память;

Задачи:

  • помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту русской музыки, живописи, поэзии;
  • пробудить желание больше читать о музыке, искусстве.

Ход урока

1. Организационный момент. ( звучит музыка "Осень")

2. Введение в тему.

- Ребята, постарайтесь отгадать, о чем пойдет речь в моей загадке.

Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать,
Грибникам - блуждать в тумане,
Ветру - в трубах завывать.
Солнцу - стынуть,
Тучам - злиться,
Нам с тобой идти учиться.

(высказывания учеников)

- Как вы догадались, что речь в загадке шла об осени? (доказать, используя строки)

3. Тема

- Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки, поэзии, живописи.

- Понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, художники и поэты.

- Какими "инструментами" пользуются для этого художники, поэты, композиторы ? (краски, слова, звуки)

- Ваша задача: в течение всего урока вам необходимо записывать в тетрадь для чтения фразы об осени, которые больше понравились.

- Какие месяцы относятся к осени?(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

- Сложите первые буквы этих месяцев, что получится? (СОН)

- Что это значит?

- Какая бывает осень? (ранняя и поздняя)

- О какой осени говорится? Докажите.

Осень улицей спешит,
Красит всё, не ленится,
Под колесами шуршит
Желтая метелица.

(на доске иллюстрации осени под номерами)

- Какие иллюстрации подходят к этому четверостишию?(называют номера и доказывают)

- К каким месяцам подходит ранняя осень в нашем Хабаровском крае?

- У нас хороши все времена года. Каждое примечательно по-своему. Особенно прекрасна у нас осень. Дальневосточники совершенно справедливо именно ей отдают свое предпочтение.

- Каких Дальневосточных поэтов, писателей вы знаете?

- Сегодня мы услышим одно из стихотворений Леонида Яхнина. (читает ученица)

(ребята записывают понравившиеся строки)

- О каких осенних признаках говорится?

- Почему понравилось это стихотворение?

- А каких Николаевских поэтов знаете ? (Александр Рачков, Лилия Меркумьянцева, Александр Перегудов, Татьяна Головачева и др.)

- Один из них Владислав Леонтьев. Это уже пожилой человек, который жил у нас в Николаевске-на-Амуре и постоянно печатался в городских газетах. Сейчас он проживает в г. Хабаровске, где продолжает свою творческую деятельность.

- Посмотрите видеозарисовку нашей осенней тайги, и вы услышите стихи В. Леонтьева. (записываем в тетрадь выражения)

- Зачитайте понравившиеся строки В. Леонтьева, которые вы записали.

- Но кроме Дальневосточных и Николаевских поэтов, есть всем известные.

- Каких поэтов вы знаете?

- Обратите внимание на стихотворение А.С. Пушкина ""Унылая пора! Очей очарованье!"

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Прочитайте название. Как понимаете? (работа над орфограммами)

- Прочитайте про себя. Определите для себя слова, значение которых необходимо посмотреть в толковом словаре. (сени, багрец)

- Какие встретились устаревшие слова, олицетворения, метафоры?

(работа по тексту: расставляем паузы, логическое ударение, темп)

- Подготовьтесь прочитать правильно, с чувством. (чтение)

- Кому удалось передать настроение стихотворения?

- Запишите понравившиеся строки. Зачитайте.

- Какие пословицы, приметы осени знаете. Объясните смысл.(используем тетради по окружающему миру.)

- Осень воспевают не только писатели, но и композиторы.

- Каких известных композиторов знаете?

- Один из них П.И. Чайковский. Хочу предложить вашему вниманию произведение П.И. Чайковского "Времена года"

- Закройте глаза. Слушая произведение, затем расскажете какую осеннюю картину представляли.(слушание)

- Что вы представили?

- Что способствовало спокойствию? (музыка)

- Ранняя или поздняя осень нам представилась? Почему?

- Какая бы иллюстрация подошла? (на доске) Опишите, докажите.

4. Заключение

-Стихотворения каких поэтов слушали на уроке?

- Какое понравилось больше? (автора)

- Зачитайте те выражения, которые вы записывали на протяжении всего урока.

- Я хочу, чтобы вы дома (по желанию)

  • нарисовали иллюстрации, которые вы представили, слушая П. И. Чайковского;
  • сочинили четверостишие об осени;
  • подобрали музыкальное произведение на осеннюю тему.

5. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы говорили об осени. Доказали, что это одно из замечательных времен года у поэтов, художников и композиторов.

- Понравился ли вам урок?

- Какое настроение у вас?

- Есть ли желание поделиться своими знаниями со своими сверстниками?

(звучит осенний романс)