Цели:
- формировать у детей навыки чтения на примере художественного произведения А.С. Пушкина "Унылая пора! Очей очарованье!"
- совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
- развивать творческие способности, воображение, образную речь, память;
Задачи:
- помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту русской музыки, живописи, поэзии;
- пробудить желание больше читать о музыке, искусстве.
Ход урока
1. Организационный момент. ( звучит музыка "Осень")
2. Введение в тему.
- Ребята, постарайтесь отгадать, о чем пойдет речь в моей загадке.
Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать,
Грибникам - блуждать в тумане,
Ветру - в трубах завывать.
Солнцу - стынуть,
Тучам - злиться,
Нам с тобой идти учиться.
(высказывания учеников)
- Как вы догадались, что речь в загадке шла об осени? (доказать, используя строки)
3. Тема
- Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки, поэзии, живописи.
- Понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, художники и поэты.
- Какими "инструментами" пользуются для этого художники, поэты, композиторы ? (краски, слова, звуки)
- Ваша задача: в течение всего урока вам необходимо записывать в тетрадь для чтения фразы об осени, которые больше понравились.
- Какие месяцы относятся к осени?(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
- Сложите первые буквы этих месяцев, что получится? (СОН)
- Что это значит?
- Какая бывает осень? (ранняя и поздняя)
- О какой осени говорится? Докажите.
Осень улицей спешит,
Красит всё, не ленится,
Под колесами шуршит
Желтая метелица.
(на доске иллюстрации осени под номерами)
- Какие иллюстрации подходят к этому четверостишию?(называют номера и доказывают)
- К каким месяцам подходит ранняя осень в нашем Хабаровском крае?
- У нас хороши все времена года. Каждое примечательно по-своему. Особенно прекрасна у нас осень. Дальневосточники совершенно справедливо именно ей отдают свое предпочтение.
- Каких Дальневосточных поэтов, писателей вы знаете?
- Сегодня мы услышим одно из стихотворений Леонида Яхнина. (читает ученица)
(ребята записывают понравившиеся строки)
- О каких осенних признаках говорится?
- Почему понравилось это стихотворение?
- А каких Николаевских поэтов знаете ? (Александр Рачков, Лилия Меркумьянцева, Александр Перегудов, Татьяна Головачева и др.)
- Один из них Владислав Леонтьев. Это уже пожилой человек, который жил у нас в Николаевске-на-Амуре и постоянно печатался в городских газетах. Сейчас он проживает в г. Хабаровске, где продолжает свою творческую деятельность.
- Посмотрите видеозарисовку нашей осенней тайги, и вы услышите стихи В. Леонтьева. (записываем в тетрадь выражения)
- Зачитайте понравившиеся строки В. Леонтьева, которые вы записали.
- Но кроме Дальневосточных и Николаевских поэтов, есть всем известные.
- Каких поэтов вы знаете?
- Обратите внимание на стихотворение А.С. Пушкина ""Унылая пора! Очей очарованье!"
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Прочитайте название. Как понимаете? (работа над орфограммами)
- Прочитайте про себя. Определите для себя слова, значение которых необходимо посмотреть в толковом словаре. (сени, багрец)
- Какие встретились устаревшие слова, олицетворения, метафоры?
(работа по тексту: расставляем паузы, логическое ударение, темп)
- Подготовьтесь прочитать правильно, с чувством. (чтение)
- Кому удалось передать настроение стихотворения?
- Запишите понравившиеся строки. Зачитайте.
- Какие пословицы, приметы осени знаете. Объясните смысл.(используем тетради по окружающему миру.)
- Осень воспевают не только писатели, но и композиторы.
- Каких известных композиторов знаете?
- Один из них П.И. Чайковский. Хочу предложить вашему вниманию произведение П.И. Чайковского "Времена года"
- Закройте глаза. Слушая произведение, затем расскажете какую осеннюю картину представляли.(слушание)
- Что вы представили?
- Что способствовало спокойствию? (музыка)
- Ранняя или поздняя осень нам представилась? Почему?
- Какая бы иллюстрация подошла? (на доске) Опишите, докажите.
4. Заключение
-Стихотворения каких поэтов слушали на уроке?
- Какое понравилось больше? (автора)
- Зачитайте те выражения, которые вы записывали на протяжении всего урока.
- Я хочу, чтобы вы дома (по желанию)
- нарисовали иллюстрации, которые вы представили, слушая П. И. Чайковского;
- сочинили четверостишие об осени;
- подобрали музыкальное произведение на осеннюю тему.
5. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы говорили об осени. Доказали, что это одно из замечательных времен года у поэтов, художников и композиторов.
- Понравился ли вам урок?
- Какое настроение у вас?
- Есть ли желание поделиться своими знаниями со своими сверстниками?
(звучит осенний романс)