Цели:
- Ознакомление учащихся с частью слова - приставка и постановка учебной проблемы, организация поисковой деятельности учащихся.
- Организовать наблюдение над приставкой и научить выделять ее из состава слова.
- Развитие у учащихся внимания и наблюдательности через формулирование вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
- Воспитание интереса к предмету, коммуникативных навыков в процессе работы в группах.
Задачи урока:
- "Открыть" новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск её решения в процессе работы.
- Учиться разбирать слова по составу, знакомство с приставкой как со значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
- Применять полученные знания и умения на практике.
- Учиться умению общаться друг с другом.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.(слайд №2)
II. Определение цели и задач урока.(слайд №4)
III. Орфографическая минутка (слайд №5)
- На какое правило все эти слова?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Выпишите это слово. Разберите его, докажите от какого слова оно образовалось.
- Образуйте слово-предмет и слово-признак. Разбор.
Вывод: -С помощью чего вы образовали новые слова?
- Какие это слова? (родственные).
- Докажите.
- Кому зимой прожить особенно трудно? (птицам)
IV. Работа над предложением. (слайд №6)
- Записать предложение , объяснить орфограммы.
- Подчеркнуть основу предложения;
- Найти словосочетания;
- Чем основа предложения отличается от словосочетания?
Выписать слово
На кормушку -
Разобрать по составу - найти начальную форму слова.
- В каком порядке разбираем слова?
V. Наблюдение
- Найдите в предложение глагол.
- Выписать.
Прилетели разобрать
- Какая часть не обозначена?
Перед нами проблема (слайд №7)
VI. Физминутка. (слайд № 8)
Прежде, чем решим проблему - мы отдохнём.
VII. "Обратный" словарь с.149 (слайд № 9)
Найдите слова с корнем -беж-
- прочитайте
- почему выделены части за-, до-,про-,у-,вы-
- что можно сказать об этой части слова?
- где стоит эта часть?
- для чего она служит?
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА ЧАСТЬ? (слайд № 9) П Р И С Т А В К А
VIII. Применение нового на практике. (слайд № 10)
Мальчики выполняют задание с Мишей
Девочки - с Машей
- образовать слова, записать, выделить приставки.
Вывод: для чего нужны приставки?
Где стоят? Как обозначаются?
IХ. Работа в парах.(слайд № 11)
В поговорке спряталось слово-действие с приставкой.
Найдите его? напишешь
- Надо образовать слова с частью слова писать, выделить приставки
Проверка.
- Какие приставки вы использовали?
Х. Физминутка.(слайд № 12)
ХI. Итоговый тест.(слайды №13-15)
Отвечая на вопросы - получаем слово ЗНАТОКИ
ХII. Рефлексия урока.(слайд №16)
- На уроке я....
- На уроке мне...