Цели урока:
- образовательная: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах;
- развивающая: развитие умения анализировать, делать выводы;
- воспитательная: воспитание интереса к математике, активности, взаимовыручки, умения общаться.
Оборудование: таблицы для устного счета и проверки домашнего задания, карточки для проверочной работы, мультимедийное сопровождение.
I. Повторение.
1.) Проверка домашнего задания
В овалах указаны ответы домашнего задания. Укажите какому номеру какой ответ соответствует.
2.) Устные упражнения.
Мы повторим таблицу умножения с помощью данной таблицы. Найдите буквы соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученное высказывание о математике.
4 5 6 7 8 9 5 а м ц т а а 6 н ц а м и ц 7 р т м к е а 8 к а и е у т 9 и а ц а т а
42 20 72 56 25 40 35 48 49 63
54 36 28 48 30 45
24 81 64 32
Проверяем полученное МАТЕМАТИКА ЦАРИЦА НАУК
3.) Беседа с классом. (Вопросы на экране).
- Как называются числа, которые мы использовали повторяя таблицу умножения?
- Для чего используются натуральные числа?
- Назовите самое маленькое натуральное число?
- Что мы используем в записи натуральных чисел?
- Сколько цифр мы используем, чтобы записать любое натуральное число?
- Зависит ли значение цифры от ее места в записи числа?
- Какой цифрой обозначают отсутствие разряда?
- Относят ли нуль к натуральным числам?
II. Основная часть урока.
1.) Решение номеров.
№2, №3, №6, №7 самостоятельно в тетрадях
2.) Занимательная 5-минутка (показываем презентацию)
Число 0. Это символ абсолюта, бесконечности и является числом непроявленного мира. Это начало всех вещей, это сон или смерть. Графически изображается как кольцо или круг.
Единица. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она - начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. Без единицы не состоялось бы самое простое счисление. Графически изображается как вертикальная линия.
Двойка. Это число является символом любви, непостоянства и равновесия. Число 2 - это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно находится между добром и злом, теплом и холодом, светом и мраком, богатством и нищетой.
Тройка. У многих народов весьма продолжительное время пределом счета было число 3. Его считали символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере.
Четвёрка. Древние считали это число символом устойчивости и прочности. Ведь оно представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии- Огонь, Земля, Воздух и Воду.
Геометрическая правильность: квадрат или ромб; в славянской символике - символ Земли.
Тоже очень знаменательное число, как и три.
В японо-китайском мире 4-роковое число.
Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. Древние же считали число "пять" символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.
Числовая правильность: 5-простое число; 5 пальцев - пятеричная система счисление; 5- конечная звезда; 5 чувств ( зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие).
Число 6. Неужели и о нём можно что-то порассказать? Конечно. Пифагор считал его удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестёрка делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получиться 6 (1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число
В славянской символике - символ солнца.
Числовая правильность: 6 - совершенное число.
6 - число предметов в чайных и столовых сервизах.
Число 7. В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух "жизненных" чисел: три и четыре. Три человека - отец, мать, ребёнок составляют основу жизни; а четыре - это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. По утверждению Пифагора, сумма чисел 3 и 4 (символизирующих собой треугольник и квадрат) считалось проявлением законченности и совершенства.
А вообще-то особой геометрической правильностью семёрка не обладает, да и очень неудобное для расчётов это число, но испокон веков почиталось оно как священное число.
Число 8. Древние считали воплощением надежности, доведенным до совершенства.
Символизировалось двойным квадратом. Разделенное пополам, оно имеет равные части. Если его еще разделить, то части тоже будут равными(2, 2, 2, 2).
Число 9 Таинственную силу приписывали древние и числу 9, причем в одни времена добрую, в другие - злую.
У древних римлян за этим числом установилась добрая слава. Монголы считали девятку совершенством. В японо-китайском мире 9 - несчастливое число; воспринимается как "болезнь".
III. Закрепление.
Проверочная работа
1 вариант
1.) Записать цифрами число:
а.) сорок пять миллиардов двести пять миллионов двадцать тысяч сорок
б.) 2541 тыс.
в.) 233 млн.
2.) Написать
а.) Сколько тысяч в миллионе?
б.) Сколько десятков в сотне?
2 вариант
1.) Записать цифрами число:
а.) сорок пять миллионов двести пять тысяч двести пять
б.) 541 тыс.
в.) 233 млн.
2.) Написать
а.) Сколько тысяч в миллиарде?
б) Сколько десятков в тысяче?
IV. Подведение итогов урока.
1.) Рефлексия (самоанализ учащихся своей деятельности)
2.) Комментирование работы класса
3.) Выставление оценок
4) Домашнее задание