Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: Создание педагогических условий для формирования умения находить и писать безударные окончания имен существительных.

Задачи:

  • образовательная: формировать умение писать безударное окончание существительных в единственном числе.
  • развивающая:
    • развивать умение находить орфограмму в слове,
    • развивать умение доказывать орфограмму,
    • применять знания в нестандартной ситуации,
    • развивать умение учебного сотрудничества.
  • воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на примере любви к родной школе.

Оборудование:

1. DVD диск "Школе-50"

2. Указатели групп

3. Памятки работы в группе

4. Карточки с заданиями для групп.

5. Словарики.

6. Книжка-раскладушка для оформления журнала.

7. Листы, фломастеры для работы в группах.

8. Фотоаппарат.

Структура урока

Этап урока. Дидактические задачи этапа. Методы ,формы, приемы, средства работы. Планируемый результат.
1).Самоопределение к учебной деятельности. Включение учащихся в учебную деятельность. Игровой метод. Положительный настрой на урок.
2). Мотивационно - целевой. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Игровой метод.

Иллюстративный (DVD диск.)

Работа с информацией.

Учащиеся смотивированы к познавательной деятельности.
3). Актуализация знаний. Активизация знаний, необходимых для определения темы урока. Подводящий диалог к формулированию темы урока.

Работа с информацией.

Учащиеся сами сформулировали тему урока.
4).Закрепление:      
*Самостоятельная работа. Развитие орфографической зоркости. Использование методов анализа и синтеза.

Фронтальная работа.

Учащиеся видят орфограмму в слове.
*Динамическая пауза. Снятие статистического напряжения. Игровой метод. Готовность к продуктивной работе на уроке
*Самостоятельная работа. Формирование умений применять знания на практике. Групповая работа.

Самоконтроль.

Самооценка.

Презентация работы группы.

Учащиеся умеют доказывать безударное окончание существительного.
*Игровая пятиминутка. Формирование умений применять знания на практике. Фронтальная работа. Учащиеся применяют полученные знания в нестандартной ситуации.
5). Рефлексия Выявление уровня осознания и значимости изученной орфограммы для каждого учащегося. Метод рефлексии. Для учащихся: оценка своей активности и качества работы.

Для учителя: сформированность у учащихся навыка самооценки.

Ход урока

Этап Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
I Организационный момент.

Цель: включение учащихся в работу.

Вижу, вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Желаю вам успеха в изучении русского языка. Запишите дату. Приветствуют учителя. Записывают дату.
Результат: положительный настрой на урок.
II Мотивационно-целевой этап.

Цель: смотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации.

(класс разбит на группы).

Что видите на слайдах? (идет показ слайдов). Какой юбилей она отметила?

На юбилей принято дарить подарки,

Что бы вы подарили?

А какой подарок можно подарить, чтобы это событие осталось в нашей памяти?

А можно подарить газету или журнал о нашем классе?

Где создают газеты, журналы?

У каждой группы есть словарик, которым вы будете пользоваться весь урок. Попробуйте найти в словарике, где создают любое печатное издание. (Приложение № 1).

Правильно, в редакции.

Прочитайте, что обозначает это слово?

И так, наш класс превращается в редакцию.

А каждая группа будет- редколлегия.

Вспомним правила работы в группе.

(Приложение №2).

Мне бы тоже хотелось поработать в редакции. Позвольте, я буду главным редактором.

Итак, начинаем создание журнала.

Нашу школу.

50 лет.

(Высказывания детей)

Фотоальбом, снять фильм и т.п.

Можно.

Высказывания детей.

 

 

Читают словарик.

Читают словарик.

 

(Дети перечисляют эти правила, используя памятку.)

Результат: возникновение у учащихся познавательной активности.
III Актуализация знаний.

Цель: активизировать знания, необходимые для определения темы урока.

У журнала должно быть название. Каждая редколлегия находит задание 1

(приложение 3).

Выполнив его, вы узнаете название.

Любое печатное издание начинается с титульного листа. Прочитайте в словарике, что обозначает это слово.

Титульный лист должен быть заполнен аккуратно, поэтому давайте поупражняемся в чистописании, чтобы красиво написать название журнала.

Посмотрите на доску и вспомните соединения букв. Напишите их правильно.

Каково название журнала?

(название на листе приклеиваю в книжку-раскладушку).

Как называется первая страница журнала?

Проверьте в словарике.

Чтобы узнать, о чем будет передовица, проведем словарную работу. Записываем слова. Диктую слова: тетрадь, ученик, класс, пенал.

Какой частью речи являются записанные слова?

Докажите.

 

О чем будет наша передовица?

 

 

Назовите лишнее существительное.

А еще?

 

Что же общего у всех этих слов?

Вывод: о какой части речи будет наш урок?

(Вывешиваю на доску-

"Имя существительное").

Составьте из записанных слов предложение.

Что необходимо сделать со словами, чтобы получилось предложение?

А чтобы правильно написать окончания существительных, что надо знать?

Эти знания нам знакомы?

А все ли из вас умеют безошибочно определять, как пишутся безударные окончания имён существительных?

Значит цель нашего урока - закрепить эти знания.

Сформулируйте тему урока.

(Вывешиваю не доску "Безударные окончания существительных").

В результате выполненной работы учащиеся получают название журнала "Моя школа".

 

 

Читают словарик.

 

 

 

 

оя ом ол моя школа

Журнал "Моя школа".

 

Ответы детей.

Работают со словарем.

 

Взаимопроверка.

Именами существительными.

Обозначают названия предметов и отвечают на вопросы кто? что?

О школе, о классе.

 

 

Тетрадь -ж.р, остальные -м.р.

Ученик - одушевленное существительное, остальные - неодушевленные.

Это всё имена существительные.

Имя существительное.

 

 

 

Изменить окончания существительных.

Как пишутся безударные окончания.

Да.

Нет, ещё не все ребята умеют это делать.

 

 

 

Правописание безударных окончаний имен существительных

Результат: учащиеся сами сформулировали тему урока.
IV Закрепление изученного.

Цель: развитие орфографической зоркости.

1. Самостоятельная работа:

Начинаем сбор материала для передовицы. Из слов, записанных на доске

( я, родная, и, горжусь, школа) составьте предложение, найдите орфограммы, объясните их написание. Найдите в полученном предложении имя существительное, выпишите его и сделайте морфологический разбор.

 

2. Проверка:

(ученик открывает доску, отвечает. Дети проверяют его работу).

Вспомните, как определить склонение существительного?

 

(Полученное предложение вклеиваю в книжку- раскладушку.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Один ученик работает на закрытой плоскости доски.

 

 

Определить род и вспомнить окончания существительного каждого склонения.

  Результат: учащиеся видят орфограммы в словах.
3. Динамическая пауза.

Цель: снять статическое напряжение, повторить склонения существительных.

Давайте отдохнем играя. Я буду называть существительные, если оно 1 склонения - хлопайте в ладоши над головой, если 2 склонения- присядьте, если 3 склонения- наклон вперед:

доска, мел, перемена, правило, речь, тетрадь, расписание, вещь, линейка.

 

 

 

Учащиеся выполняют.

Результат: снято статическое напряжение детей, актуализированы необходимые знания.
4. Групповая работа.

Цель: - организовать работу в группах с целью вовлечь учащихся в коллективные действия, направленные на решение поставленной задачи. Закреплять знания о правописании безударных окончаниях имен существительных.

Продолжим сбор материала для передовицы. Каждая редколлегия выполняет задание 2 (приложение 4).

 

 

 

Передовица готова. Читаем.

 

 

 

 

 

Вывод: как проверить безударное окончание существительных?

Ученики работают в группах- редколлегиях.

Представитель от каждой группы читает выписанное предложение, доказывает, почему выписал это предложение и вклеивает лист в книжку-раскладушку.

Я учусь в родной школе (П. п).

В нашем классе (П. п) уютно и чисто.

На уроке (П. п) мы пишем и читаем.

В тетради (П. п) мы решаем примеры и задачи.

На перемене (П.п) мы любим поиграть.

Я горжусь своей школой (Т. п).

Определить склонение и подобрать существительное того же склонения с ударным окончанием.

  Результат: учащиеся умеют доказывать безударное окончание существительных.
5. Игровая пятиминутка.

Цель: поддержать положительный настрой.

Я, как главный редактор, тоже хочу внести вклад в создание журнала. Мне показалась интересной эта загадка, прочитайте её:

"На глобуси, на карти
место не найдешь,
куда учиться грамоти
каждый день идешь".

Вы ничего не заметили?

А есть ли в редакции человек, который правит текст, ищет ошибки? Поищите в словаре.

Сейчас вы - корректоры. Приступайте к работе.

 

Кто догадался что это?

(исправленный текст вклеиваю в книжку-раскладушку)

 

 

 

 

В тексте загадки есть ошибки.

Корректоры - это сотрудники редакции, которые исправляют ошибки.

Ученики записывают в тетрадях:

-на глобусе-П.п, 2 скл, на коне-е

-на карте-П.п, 1 скл, на земле-е

-грамоте-Д.п.1 скл, земле-е.

Это школа.

Результат: применены полученные знания.
V Домашнее задание творческого характера.

Цель: смотивировать учащихся на выполнение работы, направленной на отработку навыка проверки безударных окончаний имён существительных.

Что еще может быть в журнале?

Дома напишите сочинение-миниатюру о ваших родителях- выпускниках нашей школы, об учителях, о знаменитых выпускниках.

Где можно найти такую информацию?

Но в тексте вам непременно встретятся имена существительные с безударными окончаниями, объясните их, указав падеж и склонение и запишите свой рассказ грамотно.

Что еще может быть в журнале?

В работу включается фотокорреспондент.

Прочитайте в словарике, кто это.

(Фотокорреспондент делает несколько снимков).

Фотографии мы тоже поместим в журнал.

Кому мы можем подарить наш журнал и где он может храниться?

Разная информация.

 

 

 

В школьном музее.

 

 

 

Рисунки, фотографии.

Сотрудник печатного издания, который посылает в редакцию сообщения с фотографиями.

 

Школе, а хранить его можно в школьном музее.

VII Рефлексия.

Цель:зафиксировать изученную на уроке тему, оценить собственную деятельность и деятельность членов групп.

Редакция заканчивает работу.

Над какой орфограммой мы работали?

Что бы произошло, если бы вы не умели проверять безударное окончание?

Оцените свой вклад в создание журнала.

Прикрепите на доску круг зеленого цвета, если научились писать безударное окончание существительного. Круг желтого цвета, если еще есть сомнения. Круг красного цвета, если не научились.

Правописание безударных окончаний имен существительных.

Высказывания детей.

Учащиеся выбирают круг и прикрепляют его на доску.

Результат: формирование представления о значимости изученного на уроке материала.