Цель урока: Создание педагогических условий для формирования умения находить и писать безударные окончания имен существительных.
Задачи:
- образовательная: формировать умение писать безударное окончание существительных в единственном числе.
- развивающая:
- развивать умение находить орфограмму в слове,
- развивать умение доказывать орфограмму,
- применять знания в нестандартной ситуации,
- развивать умение учебного сотрудничества.
- воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на примере любви к родной школе.
Оборудование:
1. DVD диск "Школе-50"
2. Указатели групп
3. Памятки работы в группе
4. Карточки с заданиями для групп.
5. Словарики.
6. Книжка-раскладушка для оформления журнала.
7. Листы, фломастеры для работы в группах.
8. Фотоаппарат.
Структура урока
Этап урока. | Дидактические задачи этапа. | Методы ,формы, приемы, средства работы. | Планируемый результат. |
1).Самоопределение к учебной деятельности. | Включение учащихся в учебную деятельность. | Игровой метод. | Положительный настрой на урок. |
2). Мотивационно - целевой. | Мотивация учащихся к учебной деятельности. | Игровой метод. Иллюстративный (DVD диск.) Работа с информацией. |
Учащиеся смотивированы к познавательной деятельности. |
3). Актуализация знаний. | Активизация знаний, необходимых для определения темы урока. | Подводящий диалог к формулированию
темы урока. Работа с информацией. |
Учащиеся сами сформулировали тему урока. |
4).Закрепление: | |||
*Самостоятельная работа. | Развитие орфографической зоркости. | Использование методов анализа и
синтеза. Фронтальная работа. |
Учащиеся видят орфограмму в слове. |
*Динамическая пауза. | Снятие статистического напряжения. | Игровой метод. | Готовность к продуктивной работе на уроке |
*Самостоятельная работа. | Формирование умений применять знания на практике. | Групповая работа. Самоконтроль. Самооценка. Презентация работы группы. |
Учащиеся умеют доказывать безударное окончание существительного. |
*Игровая пятиминутка. | Формирование умений применять знания на практике. | Фронтальная работа. | Учащиеся применяют полученные знания в нестандартной ситуации. |
5). Рефлексия | Выявление уровня осознания и значимости изученной орфограммы для каждого учащегося. | Метод рефлексии. | Для учащихся: оценка своей активности и
качества работы. Для учителя: сформированность у учащихся навыка самооценки. |
Ход урока
Этап | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I | Организационный момент. Цель: включение учащихся в работу. |
|
Вижу, вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Желаю вам успеха в изучении русского языка. Запишите дату. | Приветствуют учителя. Записывают дату. | |
Результат: положительный настрой на урок. | ||
II | Мотивационно-целевой этап. Цель: смотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации. |
|
(класс разбит на группы). Что видите на слайдах? (идет показ слайдов). Какой юбилей она отметила? На юбилей принято дарить подарки, Что бы вы подарили? А какой подарок можно подарить, чтобы это событие осталось в нашей памяти? А можно подарить газету или журнал о нашем классе? Где создают газеты, журналы? У каждой группы есть словарик, которым вы будете пользоваться весь урок. Попробуйте найти в словарике, где создают любое печатное издание. (Приложение № 1). Правильно, в редакции. Прочитайте, что обозначает это слово? И так, наш класс превращается в редакцию. А каждая группа будет- редколлегия. Вспомним правила работы в группе. Мне бы тоже хотелось поработать в редакции. Позвольте, я буду главным редактором. Итак, начинаем создание журнала. |
Нашу школу. 50 лет. (Высказывания детей) Фотоальбом, снять фильм и т.п. Можно. Высказывания детей.
Читают словарик. Читают словарик.
(Дети перечисляют эти правила, используя памятку.) |
|
Результат: возникновение у учащихся познавательной активности. | ||
III | Актуализация знаний. Цель: активизировать знания, необходимые для определения темы урока. |
|
У журнала должно быть название. Каждая
редколлегия находит задание 1
Выполнив его, вы узнаете название. Любое печатное издание начинается с титульного листа. Прочитайте в словарике, что обозначает это слово. Титульный лист должен быть заполнен аккуратно, поэтому давайте поупражняемся в чистописании, чтобы красиво написать название журнала. Посмотрите на доску и вспомните соединения букв. Напишите их правильно. Каково название журнала? (название на листе приклеиваю в книжку-раскладушку). Как называется первая страница журнала? Проверьте в словарике. Чтобы узнать, о чем будет передовица, проведем словарную работу. Записываем слова. Диктую слова: тетрадь, ученик, класс, пенал. Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.
О чем будет наша передовица?
Назовите лишнее существительное. А еще?
Что же общего у всех этих слов? Вывод: о какой части речи будет наш урок? (Вывешиваю на доску- "Имя существительное"). Составьте из записанных слов предложение. Что необходимо сделать со словами, чтобы получилось предложение? А чтобы правильно написать окончания существительных, что надо знать? Эти знания нам знакомы? А все ли из вас умеют безошибочно определять, как пишутся безударные окончания имён существительных? Значит цель нашего урока - закрепить эти знания. Сформулируйте тему урока. (Вывешиваю не доску "Безударные окончания существительных"). |
В результате выполненной работы
учащиеся получают название журнала "Моя школа".
Читают словарик.
оя ом ол моя школа Журнал "Моя школа".
Ответы детей. Работают со словарем.
Взаимопроверка. Именами существительными. Обозначают названия предметов и отвечают на вопросы кто? что? О школе, о классе.
Тетрадь -ж.р, остальные -м.р. Ученик - одушевленное существительное, остальные - неодушевленные. Это всё имена существительные. Имя существительное.
Изменить окончания существительных. Как пишутся безударные окончания. Да. Нет, ещё не все ребята умеют это делать.
Правописание безударных окончаний имен существительных |
|
Результат: учащиеся сами сформулировали тему урока. | ||
IV | Закрепление изученного. Цель: развитие орфографической зоркости. |
|
1. Самостоятельная работа: Начинаем сбор материала для передовицы. Из слов, записанных на доске ( я, родная, и, горжусь, школа) составьте предложение, найдите орфограммы, объясните их написание. Найдите в полученном предложении имя существительное, выпишите его и сделайте морфологический разбор.
2. Проверка: (ученик открывает доску, отвечает. Дети проверяют его работу). Вспомните, как определить склонение существительного?
(Полученное предложение вклеиваю в книжку- раскладушку. |
Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Один ученик работает на закрытой плоскости доски.
Определить род и вспомнить окончания существительного каждого склонения. |
|
Результат: учащиеся видят орфограммы в словах. | ||
3. Динамическая пауза. Цель: снять статическое напряжение, повторить склонения существительных. |
||
Давайте отдохнем играя. Я буду называть
существительные, если оно 1 склонения - хлопайте в
ладоши над головой, если 2 склонения- присядьте,
если 3 склонения- наклон вперед: доска, мел, перемена, правило, речь, тетрадь, расписание, вещь, линейка. |
Учащиеся выполняют. |
|
Результат: снято статическое напряжение детей, актуализированы необходимые знания. | ||
4. Групповая работа. Цель: - организовать работу в группах с целью вовлечь учащихся в коллективные действия, направленные на решение поставленной задачи. Закреплять знания о правописании безударных окончаниях имен существительных. |
||
Продолжим сбор материала для
передовицы. Каждая редколлегия выполняет
задание 2 (приложение 4).
Передовица готова. Читаем.
Вывод: как проверить безударное окончание существительных? |
Ученики работают в группах-
редколлегиях. Представитель от каждой группы читает выписанное предложение, доказывает, почему выписал это предложение и вклеивает лист в книжку-раскладушку. Я учусь в родной школе (П. п). В нашем классе (П. п) уютно и чисто. На уроке (П. п) мы пишем и читаем. В тетради (П. п) мы решаем примеры и задачи. На перемене (П.п) мы любим поиграть. Я горжусь своей школой (Т. п). Определить склонение и подобрать существительное того же склонения с ударным окончанием. |
|
Результат: учащиеся умеют доказывать безударное окончание существительных. | ||
5. Игровая пятиминутка. Цель: поддержать положительный настрой. |
||
Я, как главный редактор, тоже хочу
внести вклад в создание журнала. Мне показалась
интересной эта загадка, прочитайте её: "На
глобуси, на карти Вы ничего не заметили? А есть ли в редакции человек, который правит текст, ищет ошибки? Поищите в словаре. Сейчас вы - корректоры. Приступайте к работе.
Кто догадался что это? (исправленный текст вклеиваю в книжку-раскладушку) |
В тексте загадки есть ошибки. Корректоры - это сотрудники редакции, которые исправляют ошибки. Ученики записывают в тетрадях: -на глобусе-П.п, 2 скл, на коне-е -на карте-П.п, 1 скл, на земле-е -грамоте-Д.п.1 скл, земле-е. Это школа. |
|
Результат: применены полученные знания. | ||
V | Домашнее задание творческого
характера. Цель: смотивировать учащихся на выполнение работы, направленной на отработку навыка проверки безударных окончаний имён существительных. |
|
Что еще может быть в журнале? Дома напишите сочинение-миниатюру о ваших родителях- выпускниках нашей школы, об учителях, о знаменитых выпускниках. Где можно найти такую информацию? Но в тексте вам непременно встретятся имена существительные с безударными окончаниями, объясните их, указав падеж и склонение и запишите свой рассказ грамотно. Что еще может быть в журнале? В работу включается фотокорреспондент. Прочитайте в словарике, кто это. (Фотокорреспондент делает несколько снимков). Фотографии мы тоже поместим в журнал. Кому мы можем подарить наш журнал и где он может храниться? |
Разная информация.
В школьном музее.
Рисунки, фотографии. Сотрудник печатного издания, который посылает в редакцию сообщения с фотографиями.
Школе, а хранить его можно в школьном музее. |
|
VII | Рефлексия. Цель:зафиксировать изученную на уроке тему, оценить собственную деятельность и деятельность членов групп. |
|
Редакция заканчивает работу. Над какой орфограммой мы работали? Что бы произошло, если бы вы не умели проверять безударное окончание? Оцените свой вклад в создание журнала. Прикрепите на доску круг зеленого цвета, если научились писать безударное окончание существительного. Круг желтого цвета, если еще есть сомнения. Круг красного цвета, если не научились. |
Правописание безударных окончаний имен
существительных. Высказывания детей. Учащиеся выбирают круг и прикрепляют его на доску. |
|
Результат: формирование представления о значимости изученного на уроке материала. |