В настоящее время, в связи с возросшей ролью математики, необычайно большое число будущих инженеров, организаторов современного производства нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность с помощью математических методов исследовать широкий круг новых проблем, применять современную вычислительную технику, использовать теоретические достижения на практике.
Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике, информатике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки. Математика является тем инструментом, без которого в настоящее время невозможно полноценное развитие никакой науки.
Слова «Математика ум в порядок приводит» принадлежат великому М.В. Ломоносову. Что он имел в виду? Наше мышление, перерабатывая ощущения, восприятия и представления о предметах и явлениях, указывает нам, как поступить, что сделать в создавшейся ситуации. Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности.
Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Математика – это гимнастика ума. В связи с этим, изучая математику, у нас остается привычка рассуждать, умение объяснять, доказывать, искать и находить рациональные пути решения возникших в жизни проблем.
Математика должна выступать в качестве необходимого звена, направленного на интеллектуальное развитие обучающихся, и, прежде всего, на формирование абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умению "работать" с "неосязаемыми" объектами.
Если проанализировать работу на уроках, то становится заметной общая тенденция: ученики почти не задают вопросов. Почему? В первую очередь потому, что им просто неинтересно. Все это приводит к снижению уровня математической культуры обучающихся.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации. Перед учителем математики стоит ряд задач: как привить вкус, интерес, видение красоты в математических задачах, как развивать творческую деятельность обучающихся.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики.
Любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности.
Исходя из всего вышесказанного, я вижу свою задачу в создании оптимальных условий для развития интереса обучающихся к математике через восприятие её как красивой и увлекательной науки.
Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания обучающихся овладеть основами науки, а это возможно лишь при заинтересованности предметом. Следовательно, урок должен быть увлекательным. Обучение должно вызывать удовольствие.
Становится очевидным, что процесс обучения нужно сделать интересным для учеников.
В современной педагогике накоплен богатейший арсенал форм и методов, к ним относятся те, которые способствуют вовлечению каждого ученика в активный процесс получения и переработки знаний:
- Творческие задания;
- Работа в группах;
- Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- Социальные проекты;
- Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»);
- Учебная дискуссия;
- Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Круглый стол»);
- Игровое моделирование.
Эти формы обучения важны для учащихся, т.к.
позволяют каждому включиться в обсуждение и
решение проблемы, выслушать другие точки зрения
и т.д.
Выбор творческого задания сам по себе является
творческим заданием для педагога, поскольку
требуется найти такое задание, которое отвечало
бы следующим критериям:
- не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
- является практическим и полезным для учащихся;
- связано с жизнью учащихся;
- вызывает интерес у учащихся;
- максимально служит целям обучения.
Творческие работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися, требуют от учащихся инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельные решения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Такие виды как сочинения, рефераты, доклады учащихся способствуют развитию самостоятельности. Они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых математических понятий с окружающим миром, практикой; какому-то математику и т.д. В качестве иллюстрации приведу несколько примеров.
Стихотворение про математику:
Славная математика наука
Славная математика предмет
Математика это не скука
Ее интереснее нет
Алгебра и геометрия
Два математических раздела
И везде решаем задачи
Не хватает даже мела…
Изучив тему «Линейная функция» детям было предложено написать сочинение.
Некоторые выдержки из сочинений про математику:
«Жили на свете две подружки – абсцисса и ордината. Ходили гулять по координатной плоскости. Могли гулять по улице «Линейная функция» или по улице «Прямая пропорциональность» где была площадь (0;0)…», «У Прямой была борьба с Прямой Пропорциональностью. Ведь у Прямой Пропорциональности было и имя (Прямая) и отчество (Пропорциональность). И пришла Прямая к Абсциссе и Ординате вся в слезах и дали они ей и имя и отчество – Линейная Функция….» и т.д.
Доклады и рефераты – это специально подготовленные сообщения учащихся на определенную тему. Они могут содержать исторические сведения, раскрывать сущность отдельных методов, раскрывать приложение изучаемых тем на практике. С докладами можно выступать на научно-практических конференциях, семинарах.
Свои методы работы я ориентирую, в первую очередь, на природу, психологические особенности восприятия ребенка, уделяя особое внимание развитию активного, творческого участия учеников в уроке, развитию их нравственно-эстетических взглядов. Этому способствует, например:
Работа в группах
Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.
Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно.
Начинать групповую работу следует, не торопясь. Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.
Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся и т.д. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек. Рекомендуется образовывать группы, так же как и пары с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями.
Следующий вид работы:
Хоровод
Учащиеся делятся на две группы, которые образуют два круга – внешний и внутренний. Ученики из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте, а учащиеся внешнего перемещаются. Такой диалог повторяется несколько раз и дает возможность учащимся запомнить: правило, формулы, определение и т.д.
Кроме этого на уроках, при организации устного счета и для получения обратной связи, можно использовать светофор. При ответе на вопрос дети отвечают «да» – зеленый цвет, «нет» – красный. Для такой работы можно использовать и графические диктанты «да» – отрезок, «нет» – галочка.
Или используя возможности презентации: записи разного шрифта, цвета, выхода текста можно сделать одновременно динамическую паузу для глаз.
Перемещение. Симметрия
Важной мерой красоты является порядок, который выступает в различных формах. Наиболее распространенной из них является симметрия. Поэтому развитие интереса к предмету математики, а так же творчества обучающихся можно реализовать в процессе изучения темы "Симметрия". При выполнении творческих заданий по этой теме ребята имеют возможность рассуждать логически, находить закономерность, получать начальные сведения о симметрии и увидеть, как она связана с нашими понятиями о красоте. Полученный орнамент дает представление ученикам о красивом в математике, служит развитию их творческих способностей и математической культуры. Такие же задания могут выполнить дети старших классов при изучении темы «Движение», включающей в себя: симметрию, поворот, параллельный перенос.
Информатизация современного общества требует от человека владения ИКТ, поэтому ИКТ все глубже проникает в образовательный процесс. Урок-презентация может разрабатываться как учителем, так и самими учащимися. Изучая тему: «Симметрия» детям можно предложить приготовить презентацию для этого подобрать необходимый материал, рисунки. Здесь работает и межпредметная связь. И даже самый равнодушный ученик не останется в стороне.
Координатная плоскость
В практике обучения математике задания на координатной плоскости чаще всего формулируются так: "Построй точки по заданным координатам, соедини их отрезками подходящим образом, и ты получишь фигуру, изображающую …". Обучающимся можно предложить творческие задания на самостоятельное составление какой-либо красивой фигурки и определение координат её узловых точек.
Эстетический потенциал школьной математики в большой мере проявляется в, так называемых, "красивых" заданиях на координатной плоскости. Они неизменно вызывают интерес у детей, прежде всего, потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему облику. На рисунках в координатах может быть изображен не только отдельный объект, но и целые сюжеты. Такие задания пробуждают фантазию учеников, заставляют воочию увидеть связь красоты и математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке в процессе выполнения учебно-познавательного задания. Наш поселок носит имя нашего земляка, главного конструктора ракетно-космических систем, создателя оборонно ракетного комплекса – М.К. Янгеля. Изучая тему «Линейная функция» к обобщающему уроку ребята приготовили различные задания:
1) Построить в одной координатной плоскости
прямые: y = – 2, y = x + 13, y = – x + 13, y = x + 3, y
= – x + 3, x = 2, x = – 2 и отметить точки А(0;4),
В(0;7), С(0;10)
2) Обвести отрезки этих прямых между точками
пересечения. Получится ракета – то чем занимался
всю свою жизнь наш земляк М.К. Янгель.
Его именем назван лайнер – сухогруз, пик на Памире, кратер на Луне. Исходя из этого, ученики 6 класса при изучении темы «Координатная плоскость» приготовили задания отметить точки в координатной плоскости и соединить их последовательно. Полученные рисунки похожи на лайнер, пик и вместо кратера – звезда. Для украшения урока дети сочинили стихи.
Оптические иллюзии, или «Не верь глазам своим!»
Начиная изучать геометрию и в частности доказательства теорем, у ребят возникают вопросы: «Зачем нужны эти доказательства? И так видно из чертежа!» Возможно, такие вопросы задают и вам. Поэтому приходится строить «неправильный чертеж» или предложить детям вот такие рисунки и ответить на вопросы.
- Какой отрезок длиннее?
- Какими линиями являются АВ и СД: прямыми или кривыми?
- В параллелограммах проведены диагонали. Какая диагональ больше?
- Верно ли, что АВСД – квадрат?
В учебнике математики встречаются задания на счет предметов или цифр. Детям нравятся такие задания, они развивают внимательность, сосредоточенность. Подходя творчески можно предложить ребятам «украсить» задачу. Они придумывают различные варианты: или набор геометрических фигур или животный.
В ходе урока мы украшаем не только задачи, но и раскрашиваем рисунки: под новый год украшаем елку, на кануне 8 марта можно украсить вот такие цветочки. Получив в начале урока белый цветок, в ходе решения заданий с выбором ответов и соответственного цвета цветок раскрашивается.
Мои ученики – мои помощники в составлении сценария «Математического КВН», «Математического боя», «Дерево решений», «Мозговой штурм». Они сами составляют задачи или подбирают из различных источников. Например: во время КВНа каждый участник получает вот такую картинку, на которой необходимо найти звезду. Придумывают различные существа из математических знаков и задания к ним. Составляют ребусы и кроссворды, выбирая различные композиции. Любят собирать разрезанные картинки.
При изучении темы «Окружность» в 5 классе наблюдается неумение учащихся работать с циркулями. Здесь тоже можно подойти творчески и учителю и ученикам: предложить придумать рисунок, состоящее только из кружочков различных размеров.
Применяю приемы быстрого счета: таблица умножения на «9» с помощью пальцев, умножение двузначного числа на «11» и т.д.
Возможности для творчества на уроках математики, как для учителя, так и для учеников безграничны.
Формируя и развивая эстетический вкус обучающихся при решении задач, учитель помогает школьникам более полно воспринять красоту математики вообще, старается повысить их математическую и общую культуру.