Урок физики по теме "Уравнение теплового баланса". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Физика 8 класс (УМК Н.С.Пурышева, Н.Е. Важиевская)

Используемая технология: технологии развития критического мышления

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Цели урока:

  • образовательная: подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации и критическому восприятию новой;
  • развивающая: создать условия для развития умения переформулировать полученную информацию;
  • воспитательная: создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе, умение связно и логично излагать свои мысли, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.

Приложение.

Повторение (тест)

1 вариант 2 вариант
1. Какой вид теплопередачи связан с переносом вещества? 1. Какой вид теплопередачи не связан с переносом вещества?
А. Теплопроводность

Б. Конвекция

В. Излучение.

Г.Теплопередача всегда связана с переносом вещества

2. В каких телах может осуществляться конвекция? 2. В каких телах не может осуществляться конвекция?
А. В твердых

Б. В твердых и жидких

В. В жидких и газообразных

Г. В твердых, жидких и газообразных

3. Какие тела обладают наибольшей теплопроводностью? 3. Какие тела обладают наименьшей теплопроводностью?
А.Твердые

Б. Жидкие

В. Газообразные

Г. Теплопроводность всех тел примерно одинакова

4. Какой вид теплопередачи преимущественно имеет место при нагревании летом воды в водоеме? 4. Какой вид теплопередачи преимущественно имеет место при нагревании воды в чайнике на плите?
А. Теплопроводность

Б. Излучение

В. Конвекция

5. Удельная теплоемкость меди 400Дж/кг0С.Что это означает? 5. Удельная теплоемкость никеля 460Дж/кг0С.Что это означает?
А. Для нагревания 400кг меди на 10С необходимо затратить 1 Дж количества теплоты

Б. Для нагревания 1 кг меди на 10С необходимо затратить 400 Дж количества теплоты

В. Для нагревания 1 кг меди на 4000С необходимо затратить 1 Дж количества теплоты

Г. Для нагревания 400кг меди на 10С необходимо затратить 400 Дж количества теплоты

А. Для нагревания 460кг никеля на 10С необходимо затратить 1 Дж количества теплоты

Б. Для нагревания 1 кг никеля на 10С необходимо затратить 460 Дж количества теплоты

В. Для нагревания 1 кг никеля на 4600С необходимо затратить 1 Дж количества теплоты

Г. Для нагревания 460кг никеля на 10С необходимо затратить 460 Дж количества теплоты

Системы действий учителя и учащихся

Этапы Действия учителя Действия учащихся
Этап "Вызов"

(актуализация субъектного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях то, что ассоциируется со словом баланс

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете по данной теме.

3. В тетради нарисуйте таблицу ("маркировочную таблицу") с тремя одинаковыми колонками.

Рисует на доске таблицу.

  • знаю
  • узнал новое
  • хочу знать

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете по данной теме.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем )

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

Первая колонка таблицы маркируется словом "Знаю".

1. Каждый в тетради рисует.(Коромысло, весы, ложка в стакане с горячей водой и т.д)

2. Вспоминают все, что связано с уравнением, количеством теплоты. (формулу, физические величины, приборы измерения)

3. Рисуют маркировочную таблицу.

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает .

Левая колонка таблицы маркируется словом "Знаю". Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап "Осмысление" 1. Давайте попытаемся классифицировать имеющиеся у нас знания по каким-либо основаниям.

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией : теплообмен, количество теплоты, одно тело отдает тепло другое принимает).

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Этап "Чтение с пометками" 1. Прочитайте параграф 29 в учебнике и одновременно

сделайте в тексте пометки (не более 10 минут).

Пометки: (записаны на доске)

"V" - "знаю";

"-" - "противоречит моим первоначальным представлениям";

"?" - "хочу узнать";

"+" - "это для меня новое".

3. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы : "Хочу узнать" и "Узнал новое".

4. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку.

Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы "Узнал новое". (Q1=Qуравнение теплового баланса, в теплообмене могут участвовать несколько тел, с помощью теплового баланса можно определить массу тел, температуру которая установилась в результате теплообмена, удельную теплоемкость)

5.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы "Хочу узнать" Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске. (как можно рассчитать массу, температуру, удельную теплоемкость

6. "Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?"

7. Дает установку на домашнее задание: "К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе".

1. Читают параграф 29 и на полях делают предложенные учителем пометки

 

 

 

 

 

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками

4. Участвуют в обсуждении

 

 

 

5. Участвуют в обсуждении

 

6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап "Рефлексия" 1. Рефлексия в форме решения задач пример стр 94, упр 28 1,2 1. Проводят рефлексию
Этап "Домашнее задание" Предлагает домашнее задание: параграф 29 подготовиться к л/р №4 Записывают домашнее задание.