Урок ИЗО на тему "Природа в японской культуре"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: Дать представление о характере образа японской природы

Задачи:

  • познакомить с творчеством японских поэтов и художников; удивительными явлениями культуры- ландшафтными садами и одним из видов искусства "икебана" ;
  • показать различия образов японского и русского пейзажей;
  • развивать воображение, эстетический вкус, творчество, навыки работы с акварелью.

Вид занятия: рисование по памяти и воображению.

Форма организации деятельности: размещение индивидуальных изображений, коллективная работа в группе.

Литературный ряд: японская поэзия ,отрывок из трактата "О любви к лесам и источникам" Го Си.

Зрительный ряд: презентация с фотографиями японской природы, произведений живописи японских художников, каменных садиков, икебаны. Музыка в физкультминутке в презентации включается и выключается щелчком мышки.

Музыкальный ряд: народная инструментальная японская музыка.

Художественные материалы: бумага (А3), гуашь (акварель), набор кистей;

Связь с другими предметами: технология, окружающий мир, экология, история и культурология, психология, музыка, валеология, художественное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие в одну удивительную страну, название которой вы узнаете, отгадав ребус.

II. Беседа по теме урока.

- Вы правы, ребята, эта страна - ЯПОНИЯ. Страна восходящего солнца , страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что здесь соседствуют север и юг.

Каждый, кто побывал здесь, был очарован ею. (см. слайд 3,4)

Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этой стране?

- Мы совершим знакомство с образом художественной культуры Японии.

(Звучит японская музыка) Давайте и мы попробуем научиться любованию поэтическими явлениями природы. (слайд 5,6)

Весной японцы любуются цветением сливы, азалий, вишни. (слайд 7,8)

Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. (слайд 9, 10)

Осенью японцы наслаждаются багряной листвой горных кленов и полной луной. (слайд 11, 12)

Главная черта японского искусства - стремление к гармонии с природой. (слайд 13)

Тайна искусства этой страны состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. (слайд 14) Любование - это не просто наблюдение, "смотрение", но обязательно переживание, острое восприятие всеми чувствами - зрением, слухом, обонянием и даже осязанием.

Японское искусство взяло на себя задачу быть красноречивым на языке недомолвок. По мнению В. Овчининникова " пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нём кисть".

На японском языке есть термин "цивилизация сосновой иглы" - "массе буммет",так называется умение наслаждаться красотой кончика сосновой хвоинки вместо того, чтобы пытаться охватить взором целое дерево. (См.слайды 15-17)

В Японии считают, что окружающие человека вещи должны вызывать потребность видеть и ощущать их, испытывать радость, находить в них эстетическое наслаждение. Переживание красоты всегда заключало в себе момент быстротечности: красота раскрывалась как бы в своей высшей точке и потому ощущалась как мгновенная, едва уловимая и преходящая, готовая в следующий момент исчезнуть бесследно. (Слайды 18, 19)

Каллиграфическое искусство органично связывает живопись и поэзию. (слайд 20)

И поэту, и живописцу в Японии присуще одно и то же понимание природы, но, выделяя в природе одни и те же моменты, они подчеркивали своё отношение к ним. Поэт уподобляет себя и свои эмоции ветру, морю, луне, цветам с их внутренним жизненным ритмом, с рождением и увяданием. Об этой связи поэтического слова и природы в японской культуре хорошо пишет искусствовед Н. С. Николаева: "Стихи-песни были так тесно связаны со всем укладом жизни, с обычаями и верованиями, что сочинялись всеми и каждым по случаю, по необходимости - как молитва, заговор или плач.

Благодаря этому произведения приобретали индивидуальное звучание. (См. слайды 21-24)

Горные пейзажи Японии, её туманные острова, необыкновенно красивая природа не могут не волновать. Если мы посмотрим произведения мастеров японской живописи , то отметим какую-то необыкновенную силу завораживающего таинства природы. Все не просто изображено, а передано как драгоценность и неповторимость.

Любимые мотивы - горы и воды, цветы и птицы, травы и насекомые. Монохромная или слегка тонированная гамма туши и минеральных водяных красок позволяет создать необыкновенно поэтический, философского содержания пейзаж, в котором художник давал простор своей фантазии. (Слайд 25)

Классическая пейзажная живопись Японии обычно выражает грандиозность и величие природы. (Слайд 26)

Пейзаж не передает конкретные черты определенной местности, но представляет обобщающий, типичный образ японской природы. (Слайд 27)

Человек, как правило, изображен в виде одинокого отшельника у своей хижины, у горного ручья или изогнутого ствола вековой сосны, символизирующей долголетие человеческой жизни. Серо-белая туманная дымка создает впечатление пространства. (Слайд 28)

III. Работа в парах.

- Сейчас я предлагаю, ребята, вам познакомится с отрывком из трактата "О любви к лесам и источникам" автора Го Си. У вас на столе есть текст этого отрывка. Хотелось бы услышать, после того как вы прочитаете и обсудите его в парах, ваше мнение об этом.

Отрывок из трактата "О любви к лесам и источникам" автора Го Си.

Вода - это кровь гор, деревья и травы - их волосы, облака и туманы - их небесные одежды. Вода - это зеркало гор, в котором отражаются брови и глаза домов, их изгороди;вместе с тем вода - это душа рыбаков.

Вот почему горы особенно прекрасны, когда, они рядом с водой. Они бывают приятнее и веселее, когда их оживляют дома, изгороди, свободные рыбаки. Таким образом сочетаются горы и воды.

 - Что для вас было открытием? Что необычного и интересного вы узнали из этого отрывка?

(Учитель выслушивает мнение учеников.)

- Действительно, ребята, творческие приёмы очеловечивания природы и её явлений характерны для многих авторов древней Японии.

IV. Беседа по теме урока.

- На следующем слайде мы с вами можем увидеть знаменитые пейзажи японского художника-пейзажиста Хокусая . Символ Японии - гора Фудзияма. Создавая серию видов Фудзи, Хокусай видел природу, среди которой человек трудиться, живёт. Художник подчёркивал драматичность отношения между неустанной деятельностью людей и невозмутимым спокойствием природного бытия. (Слайды 29)

V. Сравнение японской и русской пейзажной живописи. (Слайд 30)

- Картины каких художников вы видите? (Русских: И.И. Шишкина, И.И. Левитана.)

- Вы посмотрели картины японского живописца и русских пейзажистов Шишкина и Левитана. Чем похожи картины? (Изображают величие природы, восторгаются красотой природы.)

- Чем отличаются? (Художники Японии изображают мир природы, пристально вглядываясь в детали.) В этом и заключается особенность восточной живописи.

VI. Физкультминутка для глаз. (Слайд 31) - звучит японская народная музыка. (Музыка для физкультминутки включается и выключается щелчком мышки.)

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать полюбоваться пейзажем и народной японской музыкой.

VII. Беседа по теме урока.

- В жизни японцев камни играют особую роль. (Слайд 32) Они постоянно сопутствуют им в парках, садах, у храмов и святилищ, в гостинице и у городских зданий. (Слайд33)

Их расположение, конфигурация, форма и цвет имеют свой смысл, историю или легенду.(Слайд 34) Большой любовью у японцев пользуется камень, названный нефритом или яшмой. В этом камне будто застыл кусок старинного воздуха, слежавшегося в течение столетий. Камни для японцев священны. (Слайд 35)

Удивительные явления японской культуры - это ландшафтные сады и икебана.

Миниатюрные домашние садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Японцы могут часами любоваться садом камней, садом на воде. (Слайды 36-37)

Икебана - это вид изобразительного искусства, который выражает красоту кусочка природы. Возникло это искусство в VI веке. (Слайд 38)

Икебаны бывают разные по высоте. Композиции в высоких вазах называются нагеирэ, в низких - морибана. Композиции морибана можно дополнять камнями, причудливыми кусками дерева. И высокие, и низкие композиции можно украсить стрекозами, бабочками, птицами.

Каждый цветок, каждая веточка говорит на своем языке.

Сосна символизирует силу, роза - вечную молодость, листья папоротника - мир и покой, орхидеи, хризантемы, лотос - радость. Икебана - это и средство самовыражения. Даже используя одни и теже материалы, разные люди могут вложить в них разные настроения. (Слайд 39-41)

VIII. Подготовка перед практической работой. Работа в группах.

- Каждая группа создаст свой неповторимый пейзаж на свитках-панно. Вы можете, ребята, использовать какие-то отдельные зарисовки. Приглашаю вас в мир японского пейзажа.

- Как изображают природу японские художники? (Изображают детально: отдельное дерево или ветка с птичкой, цветок с порхающей бабочкой, ветка сакуры.)

- Очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель дерева, куст на листе или стебель тростника. Листья и цветы изображайте группами, не разбрасывая их по одному.

- Какое растение оживит вашу картину, создаст праздник? (Сакура.)

- Подумайте, где вы расположите все детали пейзажа? Подумайте заранее, где будут изображены насекомые. Птицы. Линии рисунка должны быть выразительными. Не старайтесь делать изображение многоцветным.

- Какие три цвета возьмем за основу? (Желтый, синий, красный.) Можно добавлять в выбранные цвета чёрную краску, она даст сдержанные, изысканные тона.

- Какими красками будем изображать пейзаж? Какой он должен получиться? (Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получилось прозрачными.) Линии рисунка должны быть легкими.

IX. Практическая работа учащихся в группах.

(Группы формируются по интересам)

Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников

  • 1 группа - ветка дерева с птичкой;
  • 2 группа - цветок с бабочкой;
  • 3 группа - трава с кузнечиками и стрекозами;
  • 4 группа - ветка цветущей вишни на фоне тумана или дальних гор.

- Принимайте удобное положение. Можно рисовать стоя, сидя, менять положение. Для работы возьмите фантазию, воображение, память и терпение.

(Звучит японская красивая мелодия. Дети работают под музыку.)

X. Итог урока. Выставка работ и их оценка.

- Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу в группе? Какие возникали во время работы споры? Как вам удалось их разрешить?

- Обратите внимание, на нашей выставке вы можете наблюдать небольшой кусочек японской живописи. Все работы выполнены в японском стиле. Как вы думаете, удалось ли вместе создать красивое панно?

- Что в работе вам, ребята, показалось сложным? Над чем ещё надо поработать? Что бы вы хотели изменить в своей работе?

- Что у вас вызвало интерес?

XI. Рефлексия.

- Как бы вы оценили свою работу?

Вы побывали в стране восходящего солнца, зарядились его позитивной энергией и стали похожи на маленькие солнышки. Мне хочется, чтобы вы не растеряли это тепло, согрели им тех, кто в этом нуждается, и сами светились огоньками человеческого тепла и доброты.

Используемая литература.

1. Н.В.Лобанова "Изобразительное искусство" 4 класс, Волгоград:Учитель, 2007г.

2. Овчинников Всеволод "Сакура и дуб" М., 1987.

3. Н.С.Николаева "Японские сады" М., 1975. 

4. Елена Нестерова "Япония-искусство видеть красоту", М., 2010г.

5. Е.П.Шарапова "Отношение к красоте природы в японской культуре", М., 2005г.

6. О.А.Коблова "Образ художественной культуры Японии", 2005г.