Урок истории по теме "Смута – выбор пути". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Смута – переломный период в истории, когда стране угрожала потеря независимости.
Выбор альтернатив исторического развития зависел от конкретных исторических лиц и национального, нравственного сознания народа.
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и характерных черт Смуты
Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости
В ходе урока у учащихся формируются предметные знания, умения, навыки в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по истории. Код контролируемого элемента содержания 1.4.6. Код контролируемых предметных умений 2.3, 2.5, 2.6, 2.
Не менее важной целью урока является формирование универсальных учебных действий. Таких как: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, а также осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств.
Важной образовательной составляющей урока является социализация учащихся. Материал данного урока даёт возможность формирования системы ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции,  способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Цели урока:

  • Формирование предметных знаний, умений, навыков. Соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по истории. Код контролируемого элемента содержания 1.4.6. Код контролируемых предметных умений 2.3, 2.5, 2.6, 2.8.
    • формирование знаний исторических понятий: Смута, гражданская война, интервенция, национальное самосознание, ополчение;
    • формирование знаний основных событий, хронологии Смуты;
    • формирование знаний о причинах Смуты, характерных чертах Смуты;
    • формирование знаний исторических личностей периода Смуты;
    • формирование умения анализировать историческую информацию;
    • формирование умения использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
    • формирование умения систематизировать разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса;
    • формирование умения формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
  • Формирование межпредметных универсальных учебных действий.
    • формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
    • развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств.
  • Социализация учащихся. Возможность достижения личностных результатов обучения
    • формирование системы ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции;
    • формирование способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Учитель. XVII век открывается трагедией Смуты. Для русского общества это был первый страшный опыт гражданской войны. Смута никого не оставила равнодушным и безучастным. Все были захвачены вихрем неожиданных и грозных событий. Цари играли жизнью слуг, а те играли царями. Смутно было на душе русского человека. Все оказались перед выбором, от которого зависела собственная жизнь и судьба России.

Слайд 2

Формулировка проблемного вопроса урока

Учитель: Для работы на уроке нам необходимо вспомнить следующие исторические понятия.

Слайд 3

Учащиеся называют определения понятий.

Учитель: История невозможна без знания фактов. Восстановим хронологию Смутного времени.

Слайд 4

Учащиеся называют даты правления исторических лиц, после чего даты высвечиваются на экране.

Учитель. Восстановите последовательность событий Смутного времени. Выполните задание №1 на рабочем листе. (Приложение 1)

Проверяется правильность выполнения задания. Появляется слайд 5

Вопросы учащимся.

Назовите содержание крестоцеловальной записи Василия Шуйского. Её историческое значение?
– Кто был избран патриархом русской православной церкви во время правления Василия Шуйского?

Слайд 6

Учитель.Выполните задание № 2 рабочего листа (Приложение 1)

Слайд 7

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания

Вопросы учащимся.

В чём проявилось падение моральных норм и нравственных ценностей в период Смуты?

Слайд 8

Учитель.Итак, нужно было преодолеть хозяйственный, политический, социальный и нравственный кризис. Выход из Смуты зависел от того выбора, которые сделают исторические личности и народ. Давайте вспомним основных действующих лиц Смуты. Выполните задание №3 на рабочем листе. (Приложение 1).

Учащиеся называют имена собственные исторических лиц, после чего они появляются на экране. Зачитывают описание из рабочего листа, соответствующее данному историческому лицу.

Слайд 9

Учитель. Василий Шуйский боролся за власть с Лжедмитрием II. Грабежи, насилия и убийства, чинимые тушинскими войсками, вызвали взрыв народного возмущения. Народные ополчения выбили поляков из Костромы, Галича, предотвратили попытки захватить Ярославль, 16 месяцев оборонялся Троице-Сергиев монастырь.

– Какие возможности были у Василия Шуйского в этой ситуации и какой выбор он сделал?

Примерные ответы учащихся. Василий Шуйский мог опереться на народные ополчения, но он обратился за помощью к Швеции, что вызвало открытую интервенцию Речи Посполитой. В итоге поляки подступили к Москве

Слайд 11

Учитель. В результате восстания в Москве в 1610 году Василий Шуйский был свергнут с престола, власть перешла к семи боярам, которые пригласили на престол сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава.

– Чем могло обернуться для России правление Владислава или Сигизмунда III? Примерные ответы учащихся. Россия могла потерять национальную независимость, стать частью Речи Посполитой.

Учитель. Бояре открыли ворота польскому гарнизону. Жители Москвы на Девичьем поле присягнули королевичу Владиславу. Говорят, один в поле не воин. Против приглашения Владислава на русский престол выступил патриарх Гермоген. Он не смирился с оккупацией столицы и призвал москвичей к восстанию, рассылал по городам грамоты с призывом идти на «литовских людей». К северным городам присоединились заволжские города, Рязань. Во главе ополчения встал Ляпунов, который двинул к Москве дворянские отряды, Заруцкий и Трубецкой привели казаков. Но первое ополчение потерпело поражение.

Слайд 12

Учитель.Гермогена заключили в подвал Чудова монастыря, где он, в знак протеста, отказался от пищи. Его голос уже не был слышен. Разорённой Москве и России, казалось, уже неоткуда было ждать спасения.

Учитель. Расскажите, что же произошло дальше.

Развёрнутый ответ одного из учащихся: создание второго ополчения и освобождение им Москвы. Сопровождается слайдами 13-16  презентации

Слайд 17

Примерные ответы учащихся. Произошло объединение русских людей для отпора иноземным захватчикам, осознание национальной принадлежности к российскому государству.

Слайд 18

Учитель. Дата 4 ноября отмечается в нашей стране как «День народного единства». Спасибо за урок. Прошу вас заполнить и сдать листы самооценки. (Приложение 2)

Литература к уроку

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XVI-XVIII век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., 2009.
  2. Р.Г. Скрынников. Россия в начале XVII века. «Смута». М.,1988