Проект "Золотая нить"

Разделы: Внеклассная работа


Консультанты:

Л. И. Архипенко, заместитель директора Муниципального образования “информационно-методический центр” Тяжинского района Кемеровской области

Т. В. Гридина, заведующая библиотекой МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Итатской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Тяжинского района Кемеровской области

Л. Г. Кривошеева, учитель-логопед МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Итатской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Тяжинского района Кемеровской области

Введение

А что если кружева оставить на картоне? Взять, например, большой лист картона, покрасить его каким-нибудь темным цветом, проколоть швейной иглой "в определенном порядке дырочки и пропустить через них цветную яркую пить так, чтобы она образовала узоры.

Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов – только цветные яркие нити и более-менее твердую подложку. Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга.

Новизна

В проекте систематизированы средства и методы творческого развития детей направленные на развитие способности порождать новые нестандартные идеи.

Цель проекта: Изготовление работы в технике “изонить” в соответствии с правилами техники.

Задачи проекта:

  • Расширить представления о новых видах декоративно-прикладного искусства;
  • Изучить особенности техники “изонить”;
  • Научиться приемам техники “изонить”.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации проекта 9-13 лет. Проект сделан для обучающихся 2-х классов специальных коррекционно-образовательных учреждений.

Этапы реализации проекта

Информационный

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Уверена, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

Термин “ниточный дизайн” (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание “embroidery on paper” – вышивка на бумаге или Form-A-Lines – формы из линий, то же самое, но по-французски – broderie sur papier. В немецкоязычных странах – термин “pickpoints”. Термины даю, чтобы лучше было искать в сети, используя и иностранные ресурс.

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки “крест”, “стебельчатый” (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна – вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).

Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Существует ещё несколько других названий нитяной графики. В качестве основания еще можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. В технике изонити можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу это вышивание, которым совместно могут заниматься взрослые и дети разного возраста.

Подготовительный

Для работы потребуются

  • картон, бархатная бумага, наждачная бумага;
  • цветные нитки: ирис, мулине, швейные;
  • игольницы с иголками;
  • линейка;
  • простой карандаш;
  • шило (используются кнопки с иголочкой длиной несколько миллиметров);
  • лекала для вычерчивания дуг, овалов, завитков.

Встречаются условные обозначения (Приложение 1):

Арабские цифры указывают последовательность иголки в дырочки:

Прошивание начинать в точке 1, сделать стежок, вкалывая иголку в точку 2, затем в точку 3, затем — в точку 4 и так далее.

Если фигуры прошиваются несколько раз стежками разной длины, то линии, определяющие длину снежка, обозначаются римскими цифрами, которые определяют порядок прошивания.

Стрелки указывают направление перемещения при прошивании по окружности, дуге, замкнутому контуру или вдоль сторон угла.

Тонкая линия внутри окружности, дуги или замкнутого контура определяет длину стежка, которым прошивается соответствующая фигур

Для усвоения техники достаточно знать несколько основных приемов, главными из которых являются заполнение окружности.

Научиться прошивать углы изонитью легче, чем окружности, поэтому начинать следует именно с углов.

Для этого нужно освоить нанесение разметки на основу будущего изделия. При помощи линейки и карандаша на листе цветного картона с изнаночной стороны нужно нарисовать угол. На его стороны штрихами нанести метки в местах предполагаемых проколов. При разметке стороны угла разделить на ровное количество частей. Если его стороны не равны, то деление нужно начинать с меньшей. Минимальное расстояние между дырочками 2 мм.

Делить стороны можно, конечно, по линейке, но лучше сразу стараться делать это на глазок. Первое время может получаться не очень ровно. Но это занятие занятие развивает глазомер, и со временем точность будет повышаться.

Сначала разделите одну сторону угла пополам, затем каждую из двух частей разделите еще раз пополам, затем каждую из четырех частей – еще раз пополам. В той же последовательности разделите вторую сторону угла (Приложение 2).

Теперь попробуйте также на глаз разметить окружность. Нарисуйте окружность с помощью циркуля и разделите её на четное число частей тем же способом, что и угол: сначала пополам, затем каждую половину еще раз пополам и так далее (например, на 16 частей) (Приложение 3).

Если изображение, которое вы собираетесь прошить, сложное, то сначала необходимо его фрагментировать и определить, к какой фигуре – углу либо окружности – отнести тот или иной фрагмент композиции. Каждый элемент разметить по вышеуказанным правилам.

Для сложных фигур удобнее сделать трафарет, который можно использовать несколько раз. Для этого на листе обычного картона нарисовать эскиз. На эскизе можно нарисовать карандашами или фломастерами все детали, внести изменения. После окончательной проработки рисунка разметить его. Размеры трафарета должны совпадать с размерами будущего изделия.

После разметки трафарет положить на резину или пенопласт и проколоть дырочки, которые на лицевой стороне повторяют рисунок с изнанки.

Обратить внимание! На лицевой стороне получиться зеркальное изображение того, что нарисовано на изнаночной.

Практический

  • Начертите на изнаночной стороне картона любой угол;
  • разделите его стороны на равное количество отрезков;
  • на изнаночной стороне карандашом обозначьте каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла – точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла – точка 2, затем 3,4 и так далее до 9.На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2,3 и так далее до 8;
  • проколите дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметины деления;
  • вденьте нить в иглу и сделайте узелок;

На изнаночной стороне работы найдите точку 1 на верхней стороне угла (крайняя верхняя). Введите иглу в дырочку, соответствующую точке 1, с изнаночной стороны и протяните нитку до упора. Определите дырочку на нижней стороне угла, соответствующую точку 1(вершина), вколите иголку в эту дырочку с лицевой стороны и сделайте стежок между точками 1 и 1 на лицевой стороне. По изнаночной стороне сделайте короткий стежок между точками 1 и 2 на нижней стороне угла. Вышли на лицевую сторону. По лицевой стороне сделайте большой стежок между точками 2 и 2 на разных сторонах угла. вышли на изнаночную сторону. Сделайте короткий стежок на изнаночной стороне между точками 2 и 3 на той стороне угла, где вы сейчас находитесь, и так далее до стежка, между точками 8 и 8 на лицевой стороне угла, затем в точку 1 (вершина) и по лицевой стороне – стежок между точками 1 и 9.

Обратите внимание! На изнаночной стороне располагаются короткие стежки между соседними точками вдоль сторон угла, а на лицевой стороне – длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так, то работа выполнена правильно.

(Приложение 4)

Нумерация каждой точки на сторонах угла удобна на первом этапе работы, так как позволяет быстрее освоить прошивание углов. Но она очень громоздка, поэтому далее на схемах прошивания используется упрощенная система: цифры указывают последовательность вкалывания иголки в дырочки.

К прошиванию окружностей в технике изонити лучше приступать, когда у детей вырабатываются прочные навыки прошивания углов. Для их закрепления рекомендуем прошивать прямой угол, каждый – в двух вариантах: со сторонами одинаковой длины и со сторонами различной длины (Приложение 5).

После прошивания острых и тупых углов можно составлять композиции из углов, имеющих общую сторону, или выполнить четырехконечную и восьмиконечную звезды.

Освоив прошивание углов, уже можно делать интересные работы, например “рыбы”, “бабочка”, “паутина”.

Прошивание окружностей

  • На изнаночной стороне картона циркулем начертить окружность;
  • Разделить её на 16 равных частей (четыре раза пополам);
  • Положив картон на пенопласт, шилом проколоть отверстия по разметке;
  • Стрелкой указать направление прошивания и пронумеровать отверстия;
  • Вдеть нитку в иголку и сделать узелок;
  • Ввести иглу с ниткой в точку 1 и заполнить окружность по предлагаемой схеме: стежок между точками 1 и 5 по лицевой стороне, по изнаночной стороне стежок между точками 5 и 6, большой стежок между точками 6 и 2 по лицевой стороне большой стежок между точками 2 и 3, затем по лицевой стороне большой стежок между точками 7 и 8, по лицевой стороне большой стежок между точками 8 и 4 и так далее (Приложение 6).

При правильно выполненном задании на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной стороне – повторяет линию окружности.

Одну и ту же окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.

Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять, или добавлять нитку одинаковой цветовой гаммы.

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе.

Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Для прошивания нарисовать дугу на изнаночной стороне картона, разделить её на равные отрезки. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Дуги используются для изображения сугробов, облаков, волн, перьев.

После прошивания первых углов в каждом секторе получается фигура, которая может быть использована в композициях на космические темы, в изображениях салюта, фейерверка.

Еще одну окружность разделить на три равных сектора. Каждый сектор прошейте как замкнутый контур, то есть как самостоятельную окружность. Длина стежка обозначена на схеме прошивания линиями внутри каждого сектора (Приложение 7).

Бюджет проекта

После окончания работы я подсчитала стоимость готового изделия. Стоимость материалов (См) рассчитала по формуле: См=Мзат (норма расхода материала)X Цм (цена единицы материала, в рублях). Нитки “мулине” были приобретены 10 мотков различного цвета по 2,5 рублей за моток. Катушечные нитки – разного цвета 5 катушек 5 рублей. Наждачная бумага была в наличии, поэтому она ничего не стоит. Материальные затраты на изготовление 7 панно составили 50 рублей.

Была проведена тщательная экологическая оценка изделия. Что касается экологичности используемых материалов, из которых выполнены панно, то они обладают только положительными свойствами. Наждачная бумага не имеет никаких запахов, Нитки “Мулине” не красятся, при работе не вызывают никаких аллергических реакций. Поэтому панно можно использовать как украшение интерьера на длительные сроки.

Заключение

Хотелось бы отметить, что изонить имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия – во все времена оно будет модно. Узнав и изучив технику изонити, понятно, что это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити еще и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. В технике изонити можно выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, поздравительные адреса, а также декоративные панно, которые могут украсить современный жилой или общественный интерьер.

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, можно назвать живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны (именно сделаны) из переплетенных яркими цветными нитками. При внимательном рассматривании таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по-разному из-за изменяющихся условий отражения света. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой. Хочется подойти к картинам поближе, дотронуться до них рукой, сохранить это ощущение в памяти.

Литература

  1. Гильман, Р.А. Иголка и нитка в умелых руках [Текст]: методическое пособие/ Р. А. Гильман.– М.: Легпромбытиздат, 1993.– 123с.
  2. Еременко, Т. И. Иголка – волшебница [Текст]: методическое пособие/ Т. И. Ерёменко.– М.; Просвещение, 1987.– 97с.
  3. Ермакова, С.О. Подарки к праздникам [Текст]: пособие для учителей/ С. О. Ермакова.– М.; “Мир книги”, 2006.– 101с.
  4. Леонова, О. Рисуем нитью ажурные картинки [Текст]: учебное пособие/ О. Леонова. – Санкт-Петербург; Литера, 2005.– 45с.
  5. Попова, О.С. Русское народное искусство [Текст]: энциклопедия для детей / О. С. Попова.– М.; Просвещение, 1972 .– 156с.
  6. Сорокина, Л.М. Учись вышивать [Текст] :методическое пособие/ Л. М. Сорокина.-Киев; Радуница, 1988.-134с.
  7. Хворостухин, С.А. Мастер-класс для рукодельниц [Текст]: методическое пособие/ М.; “Мир книги”,2006.-234с.

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13