Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири

Разделы: Работа с дошкольниками


“Природа – это источник, благодаря которому
ум поднимается от смутных чувственных
восприятий к чётким понятиям.
Единственно подлинный фундамент
человеческого познания – это созерцание
природы”.

И.Г.Песталоцци

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. С этой проблемой столкнулась и я в своей работе. Размышляя, как её решить, я пришла к выводу: именно природа является могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей. Поэтому, передо мной, как педагогом, возникла необходимость в разработке модели развития познавательной деятельности, где воспитание таких интегративных качеств ребёнка, как “сообразительный”, “любознательный”, “осведомлённый”, “овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”, выходит на первое место. Данная модель входит в вариативную часть образовательной программы нашего дошкольного учреждения и основой этой модели является ознакомление детей с растительным миром родного края (приказ № 655 п.2.7.: “Часть программы, формирующаяся участниками образовательного процесса, отражает ……. климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс”).

Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.

Русский педагог К.Д.Ушинский был за то, чтобы “вести детей в природу”, чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Он считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств, на развитие образного и логического мышления.

Таким образом, в процессе ознакомления с природой у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Именно поэтому я веду углублённую работу по теме “Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири”.

При определении цели и задач своей работы в этом направлении я учитывала миссию нашего дошкольного учреждения, которая заключается в следующем: Предоставление качественных образовательных услуг для разностороннего развития ребёнка в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие социальной адаптации детей к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

В связи с вышесказанным, главная цель моей работы – развитие у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных качеств для совершенствования предпосылок учебной деятельности.

Задачи, которые я выполняю в ходе воспитательно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, определяются с учётом федеральных государственных требований:

  • систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире родного края;
  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
  • научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
  • научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
  • развивать способность к поисковой деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе, желание беречь и охранять её.

Методическую направленность моей работы по экологическому воспитанию определяют теоретические труды Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгер, А.В.Запорожца, авторские программы С.Н.Николаевой “Юный эколог”, Н.А.Рыжовой “Наш дом – природа”, опыт работы педагогов – новаторов О.А.Скоролуповой, А.А.Плешакова, Н.А.Авдеевой и Г.Б.Степановой.

В работе с детьми использую методические пособия: Соломенникова О.А. “Экологическое воспитание в детском саду”, Горькова Л.Г. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию”, Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми”, Т.И.Подрезова “Материал по ознакомлению с природой и по развитию речи”.

Образовательную деятельность по экологическому воспитанию осуществляю на основе Образовательной программы дошкольного учреждения, в которой ознакомление с природой выделено в отдельный подраздел образовательной области “Познание” (направление “Познавательно-речевое развитие”).

Девизом моей педагогической деятельности стали слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: “Счастье – это быть с природой, чувствовать и видеть её, общаться и говорить с ней”.

Свою работу по данной теме я начала с проведения мониторинга по развитию познавательных способностей детей моей группы. Данные показали недостаточный уровень развития интеллектуальных качеств детей.

Я составила перспективный план по данной теме, который включил в себя три направления:

  1. Образовательная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с семьями.
  3. Повышение профессионального уровня педагогов.

1. Образовательная деятельность с детьми.

Сегодня в центре внимания – ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель педагога – выбрать такие современные педагогические технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют требованиям, предъявляемым к работе по развитию личности. Я изучила современные педагогические технологии и эффективно применяю их в своей практической профессиональной деятельности. К ним относятся инновационные педагогические технологии:

  • экологического образования дошкольников;
  • развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
  • организации проектной деятельности;
  • здоровьесберегающие;
  • информационного обучения;
  • проблемного обучения;
  • личностно-ориентированные и другие.

В рамках образовательной деятельности с детьми я широко использую интегрированный метод обучения как при проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности взрослого с детьми. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Например, экологическое воспитание в рамках реализации образовательной области “Познание” может интегрироваться с образовательными областями: “Художественная литература”, “Художественное творчество”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Физическое развитие”, “Музыка”.

В своей практике использую технологию организации проектной деятельности, организуя вместе с детьми исследовательско-творческие проекты, как краткосрочные, так и долгосрочные. Очень интересно прошёл проект “Сказочный мир цветов”, целью которого было: расширять представления о цветах и травах Сибири; углублять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе; продолжать учить делать простейшие умозаключения, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарь. Этот проект включил интеграцию разных видов детской деятельности:

  • познавательно-исследовательская деятельность – “Дышат ли цветы?”, “Разговор с семечком”, “Строение цветка”, “Что нужно растениям для успешного роста и развития?” и т.д.;
  • коммуникативная деятельность – чтение и пересказ сказок и рассказов (“Вершки и корешки”, “Цветик-семицветик” и другие), заучивание посевных стихов и приговорок, стихов русских поэтов о цветах;
  • художественная деятельность – рисование “Космея”, аппликация “Тюльпаны”, ручной труд “Букет в вазе” и “Волшебный цветок” и другие;
  • музыкальная деятельность – прослушивание музыкальных произведений и пение песен;
  • физическая деятельность – использование динамических пауз, релаксаций, пальчиковых и дыхательных гимнастик, подвижных игр и т.д.;
  • игровая деятельность – использование дидактических, словесных, экологических игр (“Растения и их плоды”, “Отгадай цветок по описанию”, “Закончи стихотворение” и другие).

Подведение итогов вылилось в интересный праздник для детей и родителей – “Путешествие в страну цветов”, который запомнился и детям, и родителям.

В ходе долгосрочного проекта “Сибирь – Родина моя” было проведено большое количество самых разных мероприятий. Одно из мероприятий проекта было представлено

на городской неделе педагогического мастерства для педагогов других дошкольных учреждений в виде интегрированной образовательной деятельности на тему “Этот удивительный лес” и получило очень хорошие отзывы. Заключительным этапом проекта стало открытие в моей группе мини-музея “Растительный мир Сибири”.

Итоги моей работы по теме “Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири” нашли отражение в разработке методического пособия “Методы и приёмы, способствующие развитию интеллектуальных качеств детей старшего дошкольного возраста”.

В данном пособии я раскрываю методы, направленные на развитие интеллектуальных качеств детей. Одним из методов является – детское экспериментирование. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Пособие включает в себя:

  • перспективный план наблюдения за березой в течении года;
  • дидактические и речевые игры на развитие мыслительных процессов;
  • картотека опытов и экспериментов по данной теме.

Особое место в пособии занимает метод проблемного обучения, который включает в себя: логические задачи, моделирование проблемных ситуаций, решение кроссвордов, шарад, головоломок, опытно-исследовательская деятельность и т.д. Актуальность этого метода в том, что он дарит детям радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их интеллектуальных качеств и творческой активности.

Одним из основных и ведущих методов для развития интеллектуальных качеств детей является наблюдение. Экскурсии – это один из видов наблюдений по ознакомлению с природой. Во время экскурсий ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Их я очень часто использую в своей работе: посещение музея под открытым небом “Ангарская деревня”, “След белого человека” (о подорожнике), “Рябина и рябинка – один вид растения?” и другие. В ходе наблюдений у детей хорошо развиваются: наблюдательность, любознательность, поисковая деятельность.

В целом я делала акцент на то, что обучение в дошкольном учреждении должно характеризоваться разнообразием приёмов действий, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приёмов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

Всю свою работу я разделила на четыре тематических блока: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”. Каждый блок мы заканчиваем театрализованным представлением для детей других групп дошкольного учреждения. Например, блок “Осень” – “Лесной пожар”, блок “Зима” – “Зимние приключения Колобка”, блок “Весна” – “Дикарь в лесу”, блок “Лето” – “Сказка сибирского лета”.

Учитывая то, что подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования, в нашем городе был разработан и проведён проект “Преемственность детского сада и школы”. Я и мои дошколята активно в нём участвовали. Мной было проведено следующее:

  • декабрь 2010г. – открытый показ для педагогов непосредственно-организованной деятельности с использованием интегрированного метода обучения на тему “Сибирский лес”.
  • февраль 2011г. – познавательная викторина между детьми подготовительной группы и учениками первого класса на тему “Сибирь – Родина моя”; практикум для педагогов на тему “Значение развития познавательных способностей дошкольников при подготовке к школе”.
  • март 2011г. – КВН “Мы – дети природы” между детьми подготовительной группы и учениками первого класса.
  • апрель 2011г. – турнир для педагогов “Человек и природа”.
  • май 2011г. – открытый показ интегрированной непосредственно-организованной образовательной деятельности на тему “Путешествие по родному краю” в рамках проведения Дня открытых дверей.

Работу по преемственности детского сада и школы я продолжаю вести и в настоящее время. Учителя ближайшей школы приходят к нам: знакомятся с детьми, присутствуют при проведении образовательной деятельности. Дети подготовительной группы посещают школьную библиотеку, музей; присутствовали на уроке в 1 классе и на празднике “Посвящение в первоклассники”. Два раза в неделю дети посещают компьютерный класс, где педагог с помощью специальных программ развивает познавательные способности будущих первоклассников.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие дидактического материала. Для решения этой проблемы я начала обогащать предметно-развивающую среду своей группы. Мной был подобран и изготовлен авторский дидактический материал: “Рост и развитие растений в разное время года”, “Деревья”, “Цветы Сибири”, “Лекарственные растения”, “Правила поведения в лесу” и другие; составлены картотеки: “Наблюдения в природе”, “Опыты и эксперименты”, “Экологические игры”. В рабочей зоне я оформила центр “Экспериментирование с природным материалом”, а в спокойной зоне – “Ознакомление с природой” с достаточным количеством дидактических игр, игр познавательного характера, тематических альбомов, атласов и т.д.

Так как приоритетное направление работы нашего дошкольного учреждения – это физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, я широко использую в своей работе здоровьесберегающие технологии: сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, релаксации, подвижные спортивные игры и др.) и обучения здоровому образу жизни (самомассаж, коммуникативные игры). Эту деятельность я провожу во взаимодействии с инструктором по физической культуре. Благодаря этой работе посещаемость детей в моей группе 87 %.

По данным диагностического обследования интеллектуальной активности детей наблюдается положительная динамика:

Уровни/ года 2009 г. 2010г. 2011 г.
Высокий 73% 87% 92%
Средний 23% 13% 8%
Низкий 4%

В результате моей систематической, целенаправленной деятельности у детей моей группы успешно развиваются интегративные качества: “любознательный, активный”, “сообразительный”, “способный решать интеллектуальные задачи и проблемы, адекватные возрасту”, “овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”. Мои воспитанники участвуют в городских и всероссийских конкурсах: “Дошкольники 21 века”, “Интеллектуальный турнир”, Всероссийский конкурс детского рисунка “Природа задыхается, опомнись, человек” и другие, занимая призовые места.

2. Взаимодействие с семьями.

Для любого педагога родители – первые помощники в воспитании и обучении детей. Только совместно с родителями возможно воспитание гармонично-развитой и культурной личности. Трудностью в моей работе явилось то, что тяжело перестроить мировоззрение родителей, поэтому просвещению родителей я уделила особое внимание. Мной проведено:

  • консультации: “Сезонные наблюдения в природе”; “Воспитание бережного отношения к природе”;
  • деловая игра “Наш дом – природа”;
  • практикум “Значение экологических игр для развития познавательных способностей ребёнка”;
  • круглый стол “Значение развития познавательных способностей детей при подготовке к школе”;
  • рекомендации: “Ядовитые растения”, “Нормы поведения в природе”;
  • совместная игра-соревнование между родителями и детьми на тему “Играя, познаём природу” на основе экологических игр.

3. Повышение профессионального уровня педагогов.

Я являюсь руководителем творческой группы нашего дошкольного учреждения “Эврика”. В рамках повышения профессионального уровня педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, мной были разработаны следующие методические пособия:

  • практический материал по календарному планированию с учётом Федеральных государственных требований;
  • примерная циклограмма образовательной деятельности на 2011-2012 года с учётом календарно-тематического планирования;
  • консультации: “Интеграция в дошкольном образовании”, “Организация игры в старшем дошкольном возрасте”; “Работа с детьми в уголке природы”;
  • деловая игра “Игра – придумывание”;
  • практикум “Интегрированный метод обучения в дошкольном образовании”; “Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании”;
  • познавательная викторина “Художественная литература о природе”;
  • турнир для педагогов “Я и природа”.

Перспективы моей работы:

  1. Продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий для развития интеллектуальных качеств дошкольников.
  2. Разработать свою программу по ознакомлению с природой.
  3. Организовать студию “Юный эколог”.

В заключении хочется отметить, что цель любого педагога – приобщать детей к природе, развивать познавательные процессы, обогащать речь и на этой основе помочь глубже понять образ Природы, который выступает как носитель признаков триады Мать – Подруга – Погубительница. Природа как Мать – всеобщее производящее начало, как Подруга – образ, концентрирующий всё противоположное труду: слабость, потребность в защите и т.д.; Погубительница – грозная сила мести за нарушение наложенных ею запретов.

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!