Повышение качества образования в проекте и ИКТ в преподавании филологических дисциплин

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Социологические исследования, проведенные в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, воротил бизнеса, новаторов в искусстве и спорте - это люди, обладающие проектным типом мышления. В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций позволили учащимся углубить знания, полученные ранее. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления и новаторства. Ведь известно, что развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

Информационная подготовка предполагает симбиоз общественно-научных и информационных знаний, с помощью которых учащиеся способны преобразовывать и создавать новый мир. Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ в привычном учебном материале до использования электронных учебников.

Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда обучающимися.

"Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться". Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Проектное обучение - это "путь замысла или способ планирования". Поэтому учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.

В литературе определены при работе над проектом шесть стадий. Схематично это выглядит так:

Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти и многие другие вопросы волнуют меня как учителя русского языка и литературы.

Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока предполагает, что учащиеся имеют опыт квазиисследования. Но результаты диагностики также показывают, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

Здесь много трудностей и нерешенных проблем, которые отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.

По доминирующей деятельности школьников проекты можно разделить на 5 типов:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • ролевой проект

(хотя в каждом проекте в той или мере проявляются все направления деятельности).

По продолжительности можно выделить 4 типа:

  • мини-проекты;
  • краткосрочные проекты;
  • недельные проекты;
  • годичные проекты.

Проекты могут быть как персональные (индивидуальные), так и групповые.

Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
  • у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
  • учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  • у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учителя и учащихся, имеющая главной своей целью - достижение общего результата. Эта деятельность позволяет участникам проекта проявить себя, попробовать свои силы в различных видах, формах, способах работы, где важно не воспроизведение знаний, а творческое их применение на практике (поделиться новыми информационными находками; рассказать о самостоятельном решении проблемы; показать публично достигнутый результат и т.д.). Организуя проектную деятельность, следует помнить, что познавательная и проектная работа существует не изолированно друг от друга, не подменяют одна другую, а, наоборот, взаимосвязаны и  реализуются как звенья единого образовательного процесса.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации.

Какова роль учителя, педагога в этом демократическом по своей сути взаимодействии: учитель <--> ученик, ученик <--> ученик?

Главное действие учителя заключается в том, что он управляет этой деятельностью, вовлекая весь коллектив учеников, независимо от успешности их учебы и использует разнообразные формы, средства обучения и коммуникации.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения "знания", сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей, развитой фантазией, он должен быть инициатором интересных начинаний. Он развивает интересы ребенка,  его творческий потенциал, речемыслительные способности, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность.

Проектная деятельность развивает самостоятельность и активность школьников (мыслительную, практическую, презентационную, коммуникативную), что является важнейшим социально значимым результатом проектной деятельности, т.е. готовит учащихся к самореализации и выполнению социально-востребованной деятельности и общения в будущем.

"Проект" - универсальный метод обучения, развития и воспитания, т.к. он позволяет формировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки, а также разные предметные знания и умения, среди которых наибольшую значимость приобретает для нас в свете современной языковой политики коммуникативно-речевые: владение монологической  и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; умение создавать устные и письменные высказывания разных жанров; умение составлять планы, тезисы, конспекты; умение приводить примеры, подбирать аргументы, формировать выводы; умение выбирать и использовать выразительные средства языка, знаковых систем; умение создавать творческие высказывания по поводу прочитанного, услышанного, увиденного и т.д.

Приведем примеры  некоторых проектов разных типов:

1. Информационно-творческий проект "Частицы - служебные слова" (урок - проект, 7 класс).

2. Творческий проект "Есть такая профессия - любить детей!".

Метод проектов как технология обучения показывает творческую позицию учителя, индивидуальный стиль его педагогической деятельности, основной целью которой является выявление и развитие личностных способностей и склонностей учащихся, что позволит им быть активными, самостоятельными, успешными, конкурентно-способными в современном социуме.

Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования только теоретической образованности. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен. Он решает множество воспитательных задач, и поэтому он нравственен, т.е. является комплексным, многоцелевым, современным, инновационным, востребованным, социально ориентированным и личностно ориентированным. Он позволяет "учить не для школы, а для жизни".

Таким образом, активно используя в учебном процессе проектные методы обучения и информационно-компьютерные технологии, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно:

  • повышается познавательная активность на основе развития критического мышления;
  • развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками;
  • становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.