Тема: Наша семья.
Форма урока: телепередача “Пока все дома”.
Организация детей: групповая работа.
Цель урока: Формирование духовных и нравственных качеств сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям.
Задачи:
Образовательная:
Учить понимать взаимосвязи родственных
отношений; планировать свои действия и речь по
опорным схемам, сравнивать, обобщать и делать
выводы.
Коррекционно-развивающая:
Активизировать словарный запас по темам
“семья”, “человеческие отношения”.
Развивать эмоционально – волевую сферу,
творческие способности учащихся, навыки работы в
группах.
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся чувства любви и
гордости за свою семью, уважения к родителям,
друг другу; желания прийти на помощь в трудную
минуту.
Оборудование:
Демонстрационные пособия: план урока, тема урока, ключ к шифровке, крыша, окно и “кирпичи” дома со словами: ДОБРОТА, ДОВЕРИЕ, ТЕПЛО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЕРНОСТЬ, УЮТ, УВАЖЕНИЕ, СЧАСТЬЕ, ЗАБОТА, СПОКОЙСТВИЕ, МИР, РАДОСТЬ; анаграммы, карточки (вопросы к предложению, к рассказу, человеческие отношения, самооценка). Лица для рефлексии, макет телевизора, микрофон, магнитофон, выставка рисунков и поделок.
Раздаточные материалы: кубик рефлексии, словарь настроений, сигнальный блокнот, пословицы, тексты, карточки.
Ход урока |
Содержание |
Примеч. |
1. Оргмомент | Учитель – Мы рады видеть вас на уроке развития речи. С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на кубике ваше настроение. – Выберите, какое слово из словаря настроений больше вам подходит и почему. |
Кубик рефлексии Словарь настроений |
2. Работа над дикцией и пальчиковая гимнастика. | Логопед – У меня тоже хорошее настроение, потому что я уверена, что вы будете стараться на уроке, и у вас все получится. – Проверим, послушны ли ваши губы, зубы и язычок, подготовим их к работе. Упражнения “Лягушка”, “Слонёнок”, “Маляр”, “Шарик”. – А теперь разомнём пальчики. Пальчиковая гимнастика. – Оцените свою работу с помощью сигнального блокнота: зеленый цвет – я хорошо работал, и у меня все получилось; желтый цвет – я старался, но пока не все получается; красный цвет – у меня не получилось. |
Самооценка |
3. Объявление темы и постановка задач урока. | Учитель – Для чего нужны уроки развития речи? Ответьте, используя картинки-опоры. – Что мы будем делать сегодня на уроке? – Весь урок мы будем готовиться к составлению рассказа. – Расшифруем тему нашего урока (каждая группа составляет по 1 слову, выделяя из названий картинок определенный звук) – Прочитаем хором. Звучит песня (музыкальная заставка к телепередаче “Пока все дома”). Ведущий (ребенок): Всем доброе утро! Мы рады приветствовать вас на передаче “Пока все дома”. И не зря прозвучала песня о доме, о семье. Ведь они для каждого из нас самое главное, самое нужное в жизни. Сегодня мы в гостях у ребят 2 “В” класса школы № 29 г. Северодвинска. Учитель – Мы с Ириной Владимировной помогаем Алёше вести передачу о семье. Сегодня, ребята, мы должны будем построить дом из кирпичиков. Выполняя правильно задания, можно будет выбирать кирпичик для строительства дома. |
Опоры. |
4. Работа с пословицами. | Ведущий (ребенок): Первая рубрика нашей программы “ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ”. Вы знаете, что магнит притягивает к себе металлические предметы. А какие слова притягиваются к слову “Семья”? (дети по командам подбирают слова) Учитель – С заданием вы справились и можете выбрать первый кирпичик для нашего дома Логопед – С давних времен народ ценил дом, семью и создал много пословиц и поговорок на эту тему. Вы встречались с ними на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, на моих занятиях. Проверим ваши знания. Первое задание. Вы получили конверты с заданиями, которые будете выполнять в парах. Те, у кого на конвертах написано слово “Собери”, должны собрать пословицы из частей. Те, у кого слово “Восстанови”, должны вспомнить пословицу по опорным словам. – Прочитаем, какие пословицы у вас получились. Второе задание. – Я дам объяснение, а вы подберите к нему пословицу:
– Теперь вы сами дайте объяснение пословице: В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ. (Заслушиваются ответы детей) – Оцените свои знания пословиц по теме “Семья” |
1 кирпичик Диффернцированное задание Сигнальный блокнот 2 кирпичик |
5. Формирование представлений о родственных отношениях | Учитель Первое задание. – Давайте вспомним состав семьи, названия её членов, решив анаграммы (заколдованные слова): Второе задание – Дома вы выполняли рисунки на тему “Вечер в моей семье”. Выберите по 1 человеку от группы, который расскажет по своему рисунку о своей семье – Оцените, как вы справились с домашним заданием: составлением рассказа. Третье задание – Эти слова помогут вам восстановить предложения. Работаем в парах: БАБУШКА – …ОТЦА, А ОТЕЦ – …БАБУШКИ. МАМА – …ДЕДУШКЕ, А ДЕДУШКА – …МАМЕ. ПЕТЯ – …МАМЕ, И …ТАНЕ. ТАНЯ – …ДЕДУШКЕ И …ПАПЕ. ТАНЯ – …ПЕТЕ И БАБУШКЕ. ПЕТЯ – …ДЕДУШКЕ И …ПАПЕ. – Оцените, как вы знаете родственные отношения. |
Сигнальный блокнот 3 кирпичик Самооценка 4 кирпичик |
6.Физкультминутка. | Под музыку дети повторяют танцевальные движения за ведущим. | |
7. Развитие связной речи | Ведущий: Далее в нашей программе рубрика “СЕМЕЙНЫЙ РИНГ”. Учитель будет задавать вам вопросы, а вы постарайтесь ответить на них полно и правильно. Учитель
Логопед – А моя бабушка очень хорошо умела вязать. Ведущий: Новая рубрика нашей программы “ОЧЕНЬ УМЕЛЫЕ РУЧКИ”. Логопед Прочитаем предложение: БАБУШКА ВЯЖЕТ. Скажите, интересно ли это предложение? Можно ли его дополнить? Мы будем с вами дополнять предложение, а помогут нам вопросы: КОГДА? КАКАЯ? ЧТО? КАКОЙ? КОМУ? – Кто повторит новое предложение? – Какое оно получилось? Учитель Мы с вами собирали поделки, выполненные руками ваших близких, посмотрите какая прекрасная получилась выставка. Ребята проведут экскурсию по нашей выставке и расскажут, что умеют делать члены их семей. |
Табличка: ЧТО ДЕЛАЮТ? 5 кирпичик Самооценка 6 кирпичик 7 кирпичик |
8. Активизация словаря | Ведущий: Приглашаем вас в “ШКОЛУ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ” Логопед – Подберём прилагательные к слову “семья” и распределим их на 2 группы: положительные (хорошие) качества и отрицательные (плохие). – Какие слова вам не понятны? – Помогите мне соединить стрелками слова – антонимы. Ведущий: Мы встретимся с вами после рекламной паузы. Логопед – Прорекламируйте каждый свою семью. Закончите фразу: “Моя семья самая …”. Можно использовать слова с доски. |
Самооценка 8 кирпичик Табличка: КАКАЯ? 9 кирпичик |
9.Физкультминутка | Ведущий: Почти в каждой семье живут домашние животные, поэтому нам не обойтись без рубрики “ЗВЕРЬЁ МОЁ”. Учитель – Какие домашние животные есть у вас?
Кусается сильно котёнок – глупыш, |
Массаж ногтевых фаланг прищепками 10 кирпичик |
10 Работа с текстами. | Ведущий: Последняя рубрика нашей программы – “СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ” Учитель – В каждой семье вечер, когда все собираются дома, проходит по-своему. Работая с текстами, вы познакомитесь, как проводят время в некоторых семьях. I группа – поставить предложения по порядку так, чтобы получился связный рассказ. Наступил вечер. Мама пришла с работы и готовит ужин. Дети накрывают на стол. Папа принёс свежий хлеб и режет его. Дедушка и бабушка смотрят по телевизору новости. Мама пригласила всех за стол. Как хорошо, что вся семья вместе! 2 и 3 группы – прочитать тексты, написанные определённым шрифтом. Тёплый семейный Наступил вечер. тихий зимний После вечер. ужина мы На улице холодно, занимаемся а дома делами. тепло и уютно. Мама Пахнет взяла цветные ароматными пирожками. Нитки Это и милая бабушка вышивает испекла их картину в подарок. к вечернему чаепитию. Папа с братом Дед с внуком осваивают делают новую игру кормушку для птиц. на компьютере. А Папа решил я играю посмотреть с любимым фильм. Мама котёнком моет Пушком маленькую дочку. – Попробуйте озаглавить тексты. – Какие пословицы вы можете подобрать к этим рассказам? |
Дифференцированное задание Табличка:: КОГДА? Самооценка 11 кирпичик |
11. Составление рассказа | Логопед – Весь урок мы готовились к составлению рассказа по теме “Вечер в семье”. Мы отвечали на вопросы, подбирали прилагательные. Эти вопросы будут вашими помощниками. Вы просмотрите небольшую инсценировку и составите свой рассказ. – Приглашаем артистов: папа, мама, 2 сына, дедушка и бабушка. – Рассказ – эстафета по опорным вопросам(на доске вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ? КОГДА? КАКАЯ?). |
Самооценка 12 кирпичик |
12. Дом.задание | Учитель – Эти вопросы помогут и вам составить дома рассказ по своим рисункам “Вечер в моей семье”. Поднимите руку, кто понял, как работать дома. |
|
14. Итог | Учитель – Вот какой получился у нас дом: красивый, надёжный. Прочитаем, какие главные качества должны быть в каждой семье:…. Без этого не может быть счастливой ни одна семья. – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – Посовещайтесь в группах, кто какую оценку заслужил. – Встаньте, кому ребята поставили “5” и “4”. – Нарисуйте, с каким настроением вы заканчиваете урок. |
Сигнальный блокнот |