Слова с двойными согласными в корне слова (УМК "Планета Знаний"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, расширять словарный запас слов у учащихся.

Задачи урока.

  • Учебные: формировать умение слышать и обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, совершенствование знаний о правописании слов с двоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
  • Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
  • Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
  • Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
  • Оборудование: карточки, на которых напечатаны слова с двойной согласной; мультимедийный проектор, опорные схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку все готово.

2. Чистописание.

- Чтобы урок прошел плодотворно и интересно, какими должны быть ученики?

Ответы детей:

  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дружные

- Значит, мы всем классом должны постараться.

- А объясните значение слова класс?

Класс - комната для занятий в школе. (1 значение)

Класс - группа учеников, обучающихся совместно в школе. (2 значение)

- А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются?

У: Синонимами.

- А группа - совокупность людей, объединённых общими интересами.

3. Словарная работа

На доске: число, классная работа.

Класс сс/сс

Группа пп/пп

- Как вы думаете, почему на чистописание я взяла именно такие буквосочетания - сс, пп?

У: Встречаются в данных словах двойные согласные.

- Вспомним написание строчных букв с, п.

- На доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне.

Что одному не под силу, то легко (коллективу).

- Объясните значение пословицы.

- Напишите пословицу в тетради. (1 ученик комментирует).

Учитель объясняет, что такое коллектив.

4. Постановка темы урока.

- Как вы думаете, что общего в словах: коллектив, класс и группа?

У: Синонимы, двойная согласная, являются именем существительным.

- Как вы думаете, какую новую тему мы будем изучать на уроке?

Ответы учеников.

Итак, на уроке мы будем изучать слова, в которых пишутся двойные согласные буквы.

- Найдите в тетради слова, где встретили двойные согласные и подчеркните их.

5. Работа по теме урока.

- В каких случаях мы должны писать двойную согласную?

А сможете ли вы ответить на этот вопрос, работая в группах?

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание на карточке.

Задание.

Напишите транскрипцию слова, которое у вас на карточке.

После выполнения задания выходит с каждой группы 1 ученик и карточку крепит на доску.

- Проверим коллективом правильность выполнения задания.

- Чётко произнесём слова.

- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных?

У: Долго.

- Двойная согласная, долгий звук при произношении.

- Итак, когда же нужно писать двойные согласные буквы в корне слова?

Ответы детей.

- Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.

Долгий звук при произношении обозначается вот так:

Напишите в тетради транскрипции.

- А на письме мы обозначаем двумя одинаковыми буквами.

Схематически обозначим так:

- Посмотрите на слайд, прочитайте стих.

Если в море много сора,
В море может вспыхнуть ссора.

- Что такое сор? О чем текст?

Найдите слова с орфограммой двойные согласные в корне слова.

У: сор, ссора.

Чем отличаются эти слова при произношении?

Вывод: в слове сор звук [c] короткий, а в слове ссора долгий.

- Как долгий звук обозначается на письме?

У: Двумя буквами.

Запишите предложение в тетрадь и подчеркните орфограмму.

Можно ли назвать слова родственными?

У: Нет, у них разные значения.

Выделим в словах корни.

Проверим вас

Какой опознавательный признак у орфограммы?
В какой части слова пишется?
Как проверить написание двойных согласных?

6. Закрепление.

Следующее задание выполняете в парах.

Желаю выполнить задание, не споря и не ссорясь.

- От основ данных существительных образуйте однокоренные прилагательные. Напишите в тетради.

Класс - классный, коллектив - коллективный, группа - групповой.

Проверка, выделим корень в словах.

- Что вы заметили?

При образовании однокоренных слов двойные согласные корня сохраняются.

Работа по учебнику с.34

- Прочитаем правило.

- Назовите одним словом:

Популярная игра на льду.

Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

Спортивный бег.

Искусственный водоём, сооружённый для плавания.

Острое вирусное заболевание.

Ответы: хоккей, теннис, кросс, бассейн, грипп.

- Что общего в этих словах?

У: Двойные согласные в корне слова.

Данные слова с двойными согласными в корне слова заимствованы из других языков - греческого, латинского, французского, и др. В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.

Произнесём слова.

Правописание данных слов необходимо запомнить или проверить по словарю.

- Вспомните давно изученную орфограмму, связанную с нашей темой.

У: Перенос слов с двойной согласной. Одну букву оставляем на 1 строке, а 2 переносим на другую строку.

Запишите слова, разделяя их для переноса.

Хок- кей, тен-нис, кросс, бас-сейн, грипп.

- Какое слово лишнее?

- Грипп- заболевание, а остальные слова относятся к спорту.

- Логически как можно связать спорт и грипп?

У: Если будешь заниматься спортом, то не будешь болеть.

- Обычно с конца января начинается эпидемия гриппа. Вспомним меры профилактики:

1. Прием витаминов, для повышения иммунитета.

2. Употребление продуктов, содержащих большое количество фитонцидов (лук, чеснок).

3. Ношение маски.

4. Частое проветривание помещений, влажная уборка.

- Что за звери изображены на слайде?

- Талисманы Олимпийских игр в Сочи - 2014:

Белый медвежонок, Заяц и Леопард.

7. Работа по учебнику.

С.35, упр.5, слайды

Вставьте по смыслу слова. Устно.

Бал, балл, сумма, не дрожи, дрожжи, сумчатое.

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму "Двойная согласная в корне слова".

Наш класс

Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму "Двойная согласная в корне слова".

Спортивная семья

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.

9. Итог урока.

- С какой орфограммой мы познакомились сегодня?

У: Орфограммы "Двойная согласная в корне".

- Когда в словах пишутся двойные согласные?

У: Опознавательный признак - долгий звук при произношении.

- А если заимствованные слова?

У: В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. Слова нужно запомнить. Посмотреть в словаре.

10. Домашнее задание.

С.34, упр.3

11. Оценивание.

12. Постановка проблемы для следующего урока.

- Посмотрите на схему.

- Как выдумаете, на следующем уроке, какую будем решать задачу?

У: Правописание двойной согласной на стыке приставки и корня.