Путешествие по сказке Г.Александровой "Домовенок Кузька"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие интереса к процессу чтения и потребности читать.
  • Формирование умения разъяснять название произведения.
  • Формирование приёмов понимания текстов.
  • Работа над пониманием значения отдельных слов, фразеологизмов.
  • Разъяснение лексического значения новых слов.
  • Развитие устной речи учащихся, обогащение активного словаря ребят.
  • Определение значения дружбы в жизни героев произведения и в жизни людей.

Оборудование:

  • Выставка серии книг Г.Александровой о домовёнке Кузьке.
  • Сундучок с карточками по устойчивым словосочетаниям сказки.
  • Выставка детских рисунков к сказке.

ХОД КЛУБНОГО ЧАСА

1. Организационный момент. Цель клубного часа

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы собрались, чтобы вместе с нашими гостями совершить путешествие в сказку.

К доске выходит ребёнок с сундучком сказок.

– Что держит она в руках? (Сундучок со сказками)
– Почему Вы так решили? (На нём сюжеты из сказок)
– Как Вы думаете, о каких сказках он мог бы рассказать нам? (О русских народных, об авторских сказках)
– А какая сказка находится внутри сундучка сейчас, догадались? («Домовёнок Кузька»)
– Давайте проверим, правы ли Вы? (Открывается сундучок со сказками, и ребята убеждаются в правильности своего предположения)
– Кто автор этой сказки? (Г.Александрова)
– Сегодня мы вспомним героев этой сказки, события, происходящие в ней, а наши гости познакомятся с ними впервые.

Проведём мы наш клубный час в форме викторины.

2. Викторина по сказке

– Назовите главного героя сказки. Расскажите о нём.
– Вспомните его друзей. (Молодой дружок – Лешонок, старый – Вуколочка, поведавший Кузьке много интересного о мире за речкой Безымянкой)
– Куда решил отправиться Кузька, чтобы с этим миром познакомиться? (С хозяином на ярмарку) Вспомним, как это было.
– Как он выбирал горшок для путешествия? (Горшок должен быть звонким, большим)
– Как случилось, что Кузьма не смог обратно домой вернуться? (Перепутал горшки на ярмарке)
– Кто помог ему во чужой сторонушке? (Гусёнок – указал дорогу к Деду Сосновому; девушка-змея – дала одну из своих чешуек,с её помощью Кузька мог понимать язык зверей и птиц; жадный гном, наградивший Кузю камнем-самоцветом; принц эльфов, давший домовёнку светлячка-проводника; камнеедки, перегрызшие цепи, которыми опутали Кузьку тролли; ундины, доставшие со дна реки сундучок со сказками; валькирии, доставившие Кузьму в его родную деревеньку)
– Благодаря чему Кузя заслужил их благосклонность? (Благодаря своей доброте, бескорыстному стремлению прийти на помощь любому, попавшему в беду)
– Кому же помог домовёнок? (Помог найти дом девушке-змее, спас эльфов от злобного паука, вручил перо счастья гусёнку)
– Вспомним язык сказки. – Какие речевые обороты запомнились Вам, понравились? (Ребята называют их, объясняют их значение)
– Как бы Вы объяснили следующие из них? Достаются карточки из сундучка сказок: «закручинился Кузя», «светлячок потускнел», « хоть глаз выколи», «есть ручеёк – будет и речка», «уплыли восвояси»…

3. Итог клубного часа

– Это было путешествие по первой книге Г.Александровой из целой серии книг о домовёнке Кузьке.
– Понравилась ли она Вам? (Да)
– Чем? (Весёлая, добрая, много необычных героев, интересных событий; она о дружбе, которая помогает преодолеть любые трудности)
– Какие уроки Вы вынесли для себя из прочитанной сказки? (Не проходить мимо чужой беды, помогать бескорыстно)
– Будем ли продолжать знакомство с героями Г.Александровой дальше? (Да)
Если так, впереди Вас ждут встречи с «Домовёнком Кузькой и Бабёнышем-Ягёнышем», с «Домовёнком Кузькой и проказником»…
– Но прежде, чем познакомиться с Сенькой и Бабёнышем-Ягёнышем, надо познакомиться с ещё одной замечательной героиней Г.Александровой…Шишигой. Она действует во многих её сказках о Кузьке.
Я позволю себе немного заинтересовать Вас, прочитав небольшой отрывок о Шишиге Юльке.

4. Отрывок из сказки Г.Александровой «Домовёнок Кузька и Вреднючка»

5. А сейчас ещё один приятный момент нашего клубного часа – награждение победителей по трём номинациям. Номинантов выбирают наши гости. Номинации:
– Самые внимательные слушатели
– Юные художники
– Знатоки сказки

– На этом наше путешествие по сказке Г.Александровой «Домовёнок Кузька» прерывается, но Вас ждёт увлекательное продолжение.
До свидания, сказка!
До свидания, гости!