Вязание крючком "Филейное вязание знаков Зодиака". 7–9-е классы

Разделы: Технология


Цели

  • образовательные: дать общее представление о филейном вязание; научить вязанию и пользоваться схемами;
  • воспитательные: воспитывать аккуратность и усидчивость в работе; применить дифференцированный подход при выполнении практической работы;
  • развивающая: развивать мышление и творческий подход делу.

Оборудование: стенд с журналами по рукоделию, таблица «Основные виды вязания петель крючком», раздаточный материал схемы вязания крючком , выставка изделий , связанных крючком, магнитофон, мультимедийная установка.

Инструменты и материалы: крючки и нитки «ирис», «снежинка»

Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Основное место на занятиях отводится упражнениям и выполнению практических работ.

Предварительная работа к уроку, знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства рукодельниц, посещение выставки работ в областной библиотеке.

Ход уроков

Занятие может быть построено следующим образом: 1) общая, организационная часть; 2) проверка домашних заданий; 3) знакомство с новым материалом: просмотр изделий, демонстрационных таблиц, схем; 4) разбор схем выполнения узоров; 5) практическое выполнение приемов и образцов вязания; б) уборка рабочих мест.

Организационный момент. Проверка подготовленности класса к уроку. Учитель объявляет тему и цель урока.

Основная часть.

Теоретические сведения. Вступительное слово учителя.

Введение

Вязание крючком известно издавна. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским занятием, а крючок выглядел как ровная палочка.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок таят в себе неограниченные возможности. А научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.

Подбор ниток, выбор узора и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественно полезного труда.

Материалы, инструменты:

Нитки для выполнения работ используются разнообразные. Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные разной толщины (от 1,5 до 8 мм в диаметре). Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Крючки диаметром 4–6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, более тонкие крючки – для вязания из ириса, мулине, хлопчатобумажных ниток. Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Плотное вязание можно получить, используя толстые нитки и тонкий крючок

Правила безопасности труда. С правилами безопасности труда руководитель должен ознакомить учащихся на первом же занятии и систематически напоминать о них. Рекомендуется такие правила (Приложение 1)

Рекомендации по ведению занятий:

Вводная беседа.

Учитель рассказывает, что существует много способов и видов вязания. Кроме рельефного или ажурного полотна, которое вяжут обычным крючком, можно связать полотно, напоминающее по фактуре сетку. Это вязание называется «Филейное». Показывает набор крючков, рассказывает как определить толщину крючка (по номеру), какие крючки необходимы для работы, как следует обращаться с крючками и другими инструментами чтобы не поранить себя и товарищей, демонстрируя набор (таблицу) различных ниток, он дает им краткую характеристику . В процессе выполнения первых упражнений, отрабатываются навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук

В процессе проведения практических работ учитель проводит инструктаж обучающихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный). Так, каждой практической работе предшествует подробный вводный инструктаж в виде объяснения с демонстрацией изделий, цветных таблиц. Этот инструктаж дается всей группе. Затем в процессе выполнения работы педагог показывает приемы работы отдельным группам учащихся, а при необходимости проводит индивидуальный инструктаж .В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж. Демонстрирует учитель лучшие образцы выполнения узоров, отмечает типичные ошибки и т. д.

В процессе занятий учащиеся закрепляют каждый новый прием вязания несколькими упражнениями.

Познакомившись с условными обозначениями, учащиеся могут выполнять несложные узоры, придумывать самостоятельно и зарисовывать новые варианты схем для узоров.

В конце каждого занятия рекомендуется познакомить учащихся с темой следующего занятия, дать задание на дом.

Упражнение 1 (Слайд 1–5) Приложение 3
Выполнение основных приемов вязания (желательно из светлых объемных ниток толстым крючком). Набор петель на крючок, Начальная петля. Наборная цепочка

Упражнение 2–3. На этом этапе обучающиеся записывают под диктовку в тетрадь названия основных приемов вязания и сразу выполняют их. Опыт показывает, что записывание всех названий сразу, а потом выполнение их нецелесообразно, дети легче запоминают приемы, если выполняют их последовательно, после записи названия.

Очень важно на первом этапе следить за постановкой рук, положением крючка во время работы. Крючок надо держать, как карандаш или ручку. Средний палец правой руки не должен лежать на – крючке: это может привести к деформированию руки.

Упражнение 4–5 (слайд 6–9) Упражнения в выполнении столбиков и воздушных петель. Учитель показывает детям таблицы образцов, связанных из столбиков и воздушных петель, затем с помощью этих элементом начинают вязание сетки. Обучающиеся срисовывают схему в тетради и упражняются в выполнении образца, используя толстые светлые нитки.

Такие занятия увлекают ребят. Они придумывают и предлагают свои варианты из столбиков и воздушных петель. Преподаватель работает с небольшими группами детей, добиваясь четкого и правильного выполнения упражнений.

Делать подарки родным и – радость для рукодельниц. А если на вещи предназначенной для подарка , есть инициалы, первая буква имени или даже имя того, кто ее получит, этот сувенир доставит ему особое удовольствие.

Не нужно забывать, что есть и другие индивидуальные символы. Например, знаки Зодиака. Вы можете выполнить знаки Зодиака связать крючком в филейной технике. Предлагаем 24 мотива со знаками Зодиака, больших и маленьких. Подберите нужный мотив, и сможете сделать прекрасный подарок друзьям или себе. (Приложение 2)

Упражнение 6 Вязание схемы Зодиака. Обучающиеся должны видеть результаты своего труда сразу, иначе интерес к работе пропадает, поэтому стоит предложить вязать схемы знаков Зодиака. Для начала можно взять для вязания маленькую схему. Это также способствует приобретению навыков вязания крючком.

Работа со схемой: посчитать количество клеток на выбранной схеме, умножить количество клеток на три и набрать воздушные петли. Первый ряд провязать столбиками с накидом затем со второго ряда приступить к выполнению схемы знака Зодиака. Учитывая (пустая клетка и полная клетка смотри схемы филейного вязания).

Учитель показывает образцы, рассказывает о способах вязания, о расположении и выполнении рядов в узоре. Особое внимание следует обратить на выполнение воздушных петель в начале ряда и вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего.

Домашнее задание: повторить выполнение основных приемов вязания

В конце занятия ученики записывают, что нужно принести к следующему разу.

Опрос:

Учитель: Вспомните, какие основные элементы вязания крючком и технику их выполнения вы знаете?

Учащиеся рассказывают о том, как следует держать крючок, какие петли они научились вязать.

Учитель (обращает внимание детей на схему на доске). Кто расскажет, какие петли использованы для вязания по этой схеме: (схемы к уроку в Приложении 2)

Учащиеся читают схемы.

Для дифференцированного подхода схемы (Приложение 2) разделены по сложностям

Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа. Учитель напоминает о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком.

(Учитель оказывает помощь затрудняющимся, поощряет словами старательных и т.д. Включается спокойная музыка.)

Дается оценка выполненным работам.

Подведение итогов, выставление оценок, уборка рабочих мест.

Домашнее задание: закончить работу, принести узоры из других журналов или книг по вязанию.

Литература:

  1. Журнал по рукоделию «Валентина» № 4/30.
  2. Журнал по рукоделию «Маленькая Диана» №7\2007.
  3. Еременко Т.И. Кружок вязания крючком Москва «Просвещение» 1984.
  4. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001.