Цель программы:
-
Воспитание чувства патриотизма, пробуждение интереса к ее истории, заботы о будущем.
-
Отдых и оздоровление детей.
Задачи программы:
-
Развить у детей патриотические чувства по отношению к своей малой Родине.
-
Пробудить интерес к ее истории, заботы о будущем.
-
Воспитать в детях будущих хозяев села, любящих и заботливых по отношению к людям, к труду, природе.
-
Дать детям понять и почувствовать свою необходимость, полезность, и в то же время отдохнуть и физически окрепнуть.
Девиз: “В гостях хорошо, а дома лучше!”
Информационная карта.
1. Программа “Родничок” летнего отдыха детей на оздоровительной площадке.
2. Цель программы: Способствовать воспитанию чувства патриотизма, пробуждению интереса к ее истории, заботы о будущем.
Отдых и оздоровление детей.
3. Тип школы: МОУ Имекская СОШ.
4. Направление деятельности:
Первое направление – патриотическое.
Второе направление – интеллектуально– познавательное.
Третье направление – спортивно– оздоровительное.
Четвертое направление – экологическое.
5. План реализации программы:
1-я неделя – “УЗНАВАЙ-КА”
2-я неделя – “РАЗУЗНАЙ-КА”
3-я неделя – “ОТДЫХАЙ-КА”
4-я неделя – “ВЫСТУПАЙ-КА”
6. Формы и методы работы:
- конкурсы, игры, викторины;
- спортивные соревнования;
- экскурсии;
- дискотеки;
- театрализованные представления.
- экологические акции “Чистый двор”, операция “Озеро”.
7. Средства: музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь, компьютеры, видео– аппаратура, фотоаппарат, сценические костюмы.
8. Автор программы: Старикова Н.В-заместитель директора по ВР
9. Территория, которая представляет программу:
10. Адрес: с. Имек, ул. Юбилейная –16.
11. Количество участников программы:100 детей, коллектив педагогов – воспитателей – 8, работники дома культуры– 4, библиотекарь– 1, фельдшер – 1, работники столовой – 3.
12. Условия размещения: школа, спортивный зал, актовый зал, библиотека, площадка на открытом воздухе, диско-зал.
13. Ожидаемые результаты: реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- содействовать патриотическому воспитанию школьников;
- воспитать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде;
- развить чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, села;
- повысить эффективность спортивно– массовой, оздоровительной работы с детьми.
Пояснительная записка.
Программа “Родничок”. В самом названии заложена изначальная цель – сохранение нашей малой Родины. Как родничок дает жизнь реке, так мы должны дать своему родному селу (проблема сохранности деревень на сегодняшний день для нас главная). Отсюда и задачи программы и ее девиз “В гостях хорошо, а дома лучше”.
Реализация задачи развития у детей патриотических чувств по отношению к своему селу, пробуждение интереса к ее истории, заботы о его будущем. Воспитать в детях будущих хозяев села, любящих и заботливых по отношению к людям, к труду, к природе.
Достигнуть цель, нам помогут ряд специально разработанных мероприятий, по ходу проведения которых, мы даем ребятам понять и почувствовать их необходимость и полезность в общем деле, в тоже время отдохнуть, физически окрепнуть, чему то научиться, многое узнать и не чувствовать себя “ущербно” по отношению к городским сверстникам. Помочь детям так организовать отдых, чтобы он им запомнился, и на следующий год могли бы развивать эту программу дальше.
Программа разработана на один сезон. В программе пять этапов: Первый этап – организационный для коллектива работающего с детьми (до начала сезона). Работа с программой. Обсуждение поставленной цели мероприятий, режима работы, деление на отряды, в общем, предстартовая подготовка.
Необходимо провести распределение обязанностей среди воспитателей. Четко скоординировать работу воспитателей ДК и библиотеки.
Распределить на весь сезон отрядные дежурства. Следить за санитарным состоянием территории, на которой работает площадка. Организовать дежурство по столовой. Следить за внешним видом детей. В конце недели на линейке подводятся итоги. Отряду победителю вручается переходящий орден “МОЙДОДЫР”, отстающему отряду медаль “ФЕДОРЕНО ГОРЕ”.
Воспитателям подготовить все необходимое к созданию отрядного уголка: это творчество совместное, воспитатель должен умело посоветовать ребятам, как разместить материал, чтобы уголок оказался интересным, “говорящим”.В нем должны быть отражены различные стороны жизни отряда: спорт, участие в мероприятиях, награды, поздравления, приколы.
До открытия площадки следует тщательно продумать встречу детей и знакомство их с программой сезона.
Дни недели.
Понедельник “Видеодень”, вторник “Познавательный”, среда “Развлекательный”, четверг “Основное тематическое мероприятие”, пятница “Спортивный”, “Экологический”,суббота “Итоговый”
1-я неделя “Узнавай-ка”.
Ребята пришли на площадку, так как учатся они в одной школе и все друг друга знают, но распределили их на новые коллективы (отряды) это всегда ново. Найти общий язык в другом коллективе, выбрать лидера, придумать название, свой девиз. Идет знакомство с планом работы. Оформление отрядного уголка, дел невпроворот, успевай только “Узнавай-ка”. А веселая жизнь “Родничка “уже бьет “ключом”.
Что бы занятия физической зарядкой проходили весело и оживленно предлагали на зарядке танцевать. Девочки старшего возраста, участники танцевального коллектива проводят занятие. Под ритм подбирают музыку, придумывают движения. И так заряд бодрости обеспечен на весь день. На завтрак с отрядной песней или речевкой, после завтрака ребята в отрядах и на мероприятиях. Это все общие моменты, что же касается мероприятий по программе, то недели и дни распределяются следующим образом.
План недели “Узнавай-ка”.
Понедельник.
а) Работа в отрядах.
б) Просмотр мультфильма “Незнайка и его друзья”, “Незнайка на луне”. (Через
компьютер на большом экране).
в) Операция “Мой рост и мой вес”.
Вторник.
а) Работа в отрядах.
б) Дискотека – знакомство “Мой веселый звонкий мяч познакомь скорее нас”.
Среда.
а) Работа в отрядах.
б) “Литературная дуэль” – викторина– аукцион по литературным произведениям
детских писателей (отв. библиотекарь).
Четверг – работа в отряде по подготовке к открытию сезона и подготовка команд к “Веселым стартам”.
Пятница – “Веселые старты” – в них примут участие дети младшего возраста отряда. Игры на воздухе. Экологический десант.
Суббота – В последний день недели проходит праздник– открытие сезона “Лето – Ура!”
Ребята демонстрируют отрядные уголки, речевки, девизы, песни. Идет представление в виде конкурсной программы. Ребята в ходе испытаний должны открыть по буквам название праздника. После этого Незнайка подводит итоги Недели, вручает призы за соревнования и конкурсы. Благодарит за помощь и предлагает зажмуриться всем. В это время убегает, а ведущий выносит гелиевый шарик, к нему прикрепляется нарисованный Незнайка и шарик отпускается. Незнайка улетает.
2-я неделя “Разузнай-ка”.
Вторую неделю открывает девочка в хакасском костюме и мальчик в русском. Они олицетворяют дружбу хакасского и русского народа проживающего на территории нашего села.
М: Здравствуйте, девочки и мальчики.
Д: Мы рады пригласить вас провести вместе с нами неделю “Разузнай-ка”.
М: Посвященную нашей малой родине, нашему родному краю, нашему селу Имек.
Д: Наша с вами задача узнать больше об истории нашего села и его жителях.
М: Пофантазировать о его будущем.
Д: И конечно показать то, что мы умеем на сегодняшний день.
И значит, наша неделька будет заполнена до отказа: КВНами и конкурсами, экскурсиями, соревнованиями.
М: Мы с вами попытаемся узнать о культуре и быте хакасов, русских, и других национальностей проживающих в селе.
Д: И сейчас разрешите вас ознакомить с программой нашей недельки ее девиз: “Знай, люби, береги”.
План недели “Разузнай-ка”.
- Экскурсия по селу. Ребята распределяются по улицам. Их задача, собрать за время
-
экскурсии, материал об истории этой улицы, о старожилах, ветеранах войны и труда. Сделать снимки.
- Конкурс рисунков “Село мое родное”.
- Экскурсия по музею “Боевой и трудовой славы”.
- Экскурсия “Лекарственные растения нашего края”.
- Просмотр видеофильма “Из истории древних праздников”.
- “Если с другом вышел в путь” соревнования на туристической тропе.
- КВН “Где родился там и сгодился”.
- “Маленькая красавица” – конкурсная программа хакасских национальных песен, танцев, обычаев.
- “Экологический десант” уборка территории школы и за ее пределами.
- “За околицей” – программа для дискотеки. Ведущие девочка и мальчик подводят итоги недели, вручают призы и грамоты. Торжественно передают в музей школы лучшие рисунки и собранные сведения и фотографии
3-я неделя “Отдыхай-ка”.
В понедельник ребят встречают “Вини – Пух” и “Пятачок”.
В.: “Ой какая сегодня хорошая погода. А не пойти ли нам братцы куда-нибудь в гости?”
П.: “Отчего же не пойти. Давайте отправимся к братьям нашим – в зоопарк”.
В.: “Чудик ты Пятачок, какой тебе в Имеке зоопарк, тут только коровы да братья твои поросята. Ха-ха-ха”.
П.: “А еще пчелы есть. Хочешь меда?”
В.: “Меда я всегда хочу, только, как его достать? Я пчел боюсь”.
П.: “А нам его ребятишки достанут”.
В.: “Да ну тогда ладно. И все – таки как ты собираешься в зоопарк попасть?”
П.: “Да очень просто, с помощью различных мероприятий.”
В.: “А это не о правде, хотя мечтать не вредно, а очень даже полезно”.
П.: “Конечно ребята, давайте помечтаем”. (Читают программу недели).
План недели “Отдыхай-ка”.
- Конкурс рисунков на асфальте “Мой ласковый и нежный зверь”.
- Поле чудес “Ребятам о зверятах”.
- КВН “Уши, лапы и хвосты” – ведут “Вини – Пух” и “Пятачок”, подводя по окончании итоги, награждения.
- Операция “Болото” уборка территории вблизи искусственно образованного озера. Сбор бумаги, пакетов, мусора и т.д.
- Проведение соревнований на первенство лагеря по различным видам спорта ( по возрастным группам).
- Занятия по интересам.
В начале “Вини-Пух” и “Пятачок” объявляют условия конкурсов, чей отряд как пчелы в улей наносят больше меду, тот отряд и победит. Можно повесить в столовой нарисованную бочку и за время этой недельки к ней прикреплять “ложки” нарисованные с медом. После КВНа вручается отряду – победителю банка сгущенки или меда.
4-я неделя “Выступай-ка”.
Встречает ребят “Шоу-Мэн” – мальчик в образе ведущего Малахова или “Петрушка” кукольный из-за ширмы.
– Добрый день, добрый день уважаемая публика! Доедаете, вы смотрю на площадке последние бублики?! “Но не хлебом единым жив человек” – так пословица говорит. Иногда душа и песен, и танцев хочет. А моя, так в особенности. Потому-то я веселый “Шоу-Мэн”, профессионал с большой буквы “Петрушка” – хоть и деревянная игрушка, но совсем не простушка. Знаю, любите вы петь, мне б на это поглядеть. Мою недельку начинай и со мною выступай
План недели “Выступай-ка”.
- Конкурс чтецов “России – малый уголок”.
- Танцевальный марафон “Танцуй вместе с нами, танцуй как мы, танцуй лучше нас!”
- Конкурс – шоу “Золотой микрофончик”.
- “Рекламный капустник” – конкурс пародий на рекламу.
- Праздничное закрытие сезона. Проходит в форме вручения премии “Ника” с участием всех героев сезона. Подведение конечных итогов, выступление лучших артистов площадки.
- Операция “Мой рост и мой вес”.
Победители в номинациях: “Засоня сезона”, “Соловей сезона”,“Слезки на колесках”, “Лучший спортсмен”,“Лучший артист”, “Самый веселый”,“Самый трудолюбивый”, “Самый добрый”. “Чистюля”.
Заключение.
Закончился сезон, но программа не должна на этом останавливаться. Это только начало: “родничок”, он должен вылиться в речушку, так как дети одного села и одной школы – это задача старшей вожатой развивать эту программу, и то, что было начато, продолжить в новом учебном году. По окончании учебного года, ребята сами могли предложить и поставить перед собой новые более сложные задачи и обдумать новые более интересные пути их решения.
Ожидаемые результаты.
Вышеизложенная программа позволит сформировать:
-
Патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.
-
Сохранение и развитие чувство гордости за свою страну, свое село.
-
Воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде.
-
Развитие чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, села.
-
Укрепление здоровья детей, повышение эффективности спортивно-массовых мероприятий.
-
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Направление деятельности.
Патриотическое направление.
Цель: Способствовать воспитанию чувства патриотизма, пробуждению интереса к ее истории, заботы о будущем.
Содержание:
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1. |
Экскурсия по селу |
воспитатели |
2. |
Конкурс рисунков “Село мое родное” |
Организатор В.Р |
3. |
Экскурсия по музею “Боевой и трудовой славы” |
Зам. дир по В.Р, воспитатели |
4. |
Просмотр видеофильма “Из истории древних праздников” |
ДК. |
5. |
КВН “Где родился там и сгодился” |
Организатор В.Р |
6. |
Конкурсная программа “Маленькая красавица” |
ДК, Организатор В.Р |
7. |
Конкурс чтецов “России – малый уголок” |
ДК. , Организатор В.Р |
Ожидаемый результат:
- Сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.
- Сохранить и развить чувство гордости за свою страну, свое село.
- Воспитать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
- Развить чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, села.
- Укрепить дружбу и сотрудничество между детьми разных возрастов.
Интеллектуально-познавательное.
Цель:
- организовать разнообразную совместную творческую деятельность.
- Выявить и раскрыть способности детей в искусстве, музыке, литературе, биологии и др. направлениях.
Содержание:
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
“Литературная дуэль” |
Библиотекарь |
|
Конкурс рисунков на асфальте “Мой ласковый и нежный зверь” |
Воспитатели, организатор В.Р |
|
КВН “Уши, лапы и хвосты” |
организатор В.Р |
|
Поле чудес “Ребятам о зверятах” |
организатор В.Р |
|
Конкурс стихов “России – малый уголок” |
Воспитатели, организатор В.Р, библиотекарь |
|
Танцевальный марафон “Танцуй вместе с нами, танцуй как мы, танцуй лучше нас!” |
ДК |
|
Конкурс-шоу “Золотой микрофончик” |
ДК, организатор В.Р, |
Ожидаемые результаты:
- раскрепощение и формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях.
- Выявление и раскрытие способности детей.
Спортивно-оздоровительное.
Цель: Способствовать оздоровлению детей.
Содержание:
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
“Веселые старты” по возрастным категориям. |
Организатор, спортинструктор |
|
Игры на свежем воздухе. |
Организатор, спортинструктор |
|
Соревнования на первенство лагеря по различным видам спота. |
Организатор, спортинструктор |
|
Акция “Мой рост и мой вес”. |
Фельдшер |
|
Соревнования на туристической тропе “Если с другом вышел в путь”. |
Организатор, спортинструктор |
Ожидаемый результат:
- Укрепление здоровья детей.
- Повышение их энергетического потенциала.
Экологическое.
Цель:
- Воспитать в детях будущих хозяев села, любящих и заботливых по отношению к людям, к труду, природе.
- Дать детям понять и почувствовать свою необходимость, полезность, и в то же время отдохнуть и физически окрепнуть.
Содержание:
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Конкурс рисунков на асфальте “Мой ласковый и нежный зверь” |
||
КВН “Уши, лапы и хвосты” |
организатор В.Р |
|
Поле чудес “Ребятам о зверятах” |
организатор В.Р |
|
Экскурсия “Лекарственные растения нашего края”. |
Воспитатели, |
|
Операция “Болото” |
Воспитатели, организатор В.Р |
|
Экологический десант |
Воспитатели, организатор В.Р |
|
Сельские будни |
Воспитатели, организатор В.Р |
|
Акция “Мойдодыр” |
Воспитатели, |
Ожидаемые результаты: мероприятия позволяют сформировать:
- Воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде.
- Развитие чувство прекрасного.
Учебно-методическое обеспечение.
- Афанасьев С.П. Коморин С.В “Триста творческих конкурсов”. М., 1997.
- Брагина Т.А. “Настольная книга вожатого”.Екатеринбург, 1998.
- Николаева С.Н “Как приобщить ребенка к природе?” Методический материал для работы с родителями. М., 1993.
- Щуркова Н.Е “Собранье пестрых дел” Методический материал для работы с детьми. М., 1994.
Дополнительная литература.
- Игры, конкурсы, викторины Москва. 1999 г.
- “Чем развлечь гостей”. Серия журналов 2003–2005 гг.
- “Школа радости” Серия, 2001 г.
- “Театрализованные праздники” в школе” П.Т. Шпарелева, И.Г.Коновалова.
-
“Каникулы” С.А.Шмаков. М., 1999 г.
-
“Летние праздники, игры и забавы”В.М.Петров, Г.Н.Гришин, Л.Д.Короткова, М., 2000 г.
Приложение 1. (Схема управления программы.)
Приложение 2. (Организация смены лагеря.)