Программа "Родничок" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Разделы: Внеклассная работа


Цель программы:

  • Воспитание чувства патриотизма, пробуждение интереса к ее истории, заботы о будущем.

  • Отдых и оздоровление детей.

Задачи программы:

  • Развить у детей патриотические чувства по отношению к своей малой Родине.

  • Пробудить интерес к ее истории, заботы о будущем.

  • Воспитать в детях будущих хозяев села, любящих и заботливых по отношению к людям, к труду, природе.

  • Дать детям понять и почувствовать свою необходимость, полезность, и в то же время отдохнуть и физически окрепнуть.

Девиз: “В гостях хорошо, а дома лучше!”

Информационная карта.

1. Программа “Родничок” летнего отдыха детей на оздоровительной площадке.

2. Цель программы: Способствовать воспитанию чувства патриотизма, пробуждению интереса к ее истории, заботы о будущем.

Отдых и оздоровление детей.

3. Тип школы: МОУ Имекская СОШ.

4. Направление деятельности:

Первое направление – патриотическое.

Второе направление – интеллектуально– познавательное.

Третье направление – спортивно– оздоровительное.

Четвертое направление – экологическое.

5. План реализации программы:

1-я неделя – “УЗНАВАЙ-КА”

2-я неделя – “РАЗУЗНАЙ-КА”

3-я неделя – “ОТДЫХАЙ-КА”

4-я неделя – “ВЫСТУПАЙ-КА”

6. Формы и методы работы:

  • конкурсы, игры, викторины;

  • спортивные соревнования;

  • экскурсии;

  • дискотеки;

  • театрализованные представления.

  • экологические акции “Чистый двор”, операция “Озеро”.

7. Средства: музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь, компьютеры, видео– аппаратура, фотоаппарат, сценические костюмы.

8. Автор программы: Старикова Н.В-заместитель директора по ВР

9. Территория, которая представляет программу:

10. Адрес: с. Имек, ул. Юбилейная –16.

11. Количество участников программы:100 детей, коллектив педагогов – воспитателей – 8, работники дома культуры– 4, библиотекарь– 1, фельдшер – 1, работники столовой – 3.

12. Условия размещения: школа, спортивный зал, актовый зал, библиотека, площадка на открытом воздухе, диско-зал.

13. Ожидаемые результаты: реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • содействовать патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде;
  • развить чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, села;
  • повысить эффективность спортивно– массовой, оздоровительной работы с детьми.

Пояснительная записка.

Программа “Родничок”. В самом названии заложена изначальная цель – сохранение нашей малой Родины. Как родничок дает жизнь реке, так мы должны дать своему родному селу (проблема сохранности деревень на сегодняшний день для нас главная). Отсюда и задачи программы и ее девиз “В гостях хорошо, а дома лучше”.

Реализация задачи развития у детей патриотических чувств по отношению к своему селу, пробуждение интереса к ее истории, заботы о его будущем. Воспитать в детях будущих хозяев села, любящих и заботливых по отношению к людям, к труду, к природе.

Достигнуть цель, нам помогут ряд специально разработанных мероприятий, по ходу проведения которых, мы даем ребятам понять и почувствовать их необходимость и полезность в общем деле, в тоже время отдохнуть, физически окрепнуть, чему то научиться, многое узнать и не чувствовать себя “ущербно” по отношению к городским сверстникам. Помочь детям так организовать отдых, чтобы он им запомнился, и на следующий год могли бы развивать эту программу дальше.

Программа разработана на один сезон. В программе пять этапов: Первый этап – организационный для коллектива работающего с детьми (до начала сезона). Работа с программой. Обсуждение поставленной цели мероприятий, режима работы, деление на отряды, в общем, предстартовая подготовка.

Необходимо провести распределение обязанностей среди воспитателей. Четко скоординировать работу воспитателей ДК и библиотеки.

Распределить на весь сезон отрядные дежурства. Следить за санитарным состоянием территории, на которой работает площадка. Организовать дежурство по столовой. Следить за внешним видом детей. В конце недели на линейке подводятся итоги. Отряду победителю вручается переходящий орден “МОЙДОДЫР”, отстающему отряду медаль “ФЕДОРЕНО ГОРЕ”.

Воспитателям подготовить все необходимое к созданию отрядного уголка: это творчество совместное, воспитатель должен умело посоветовать ребятам, как разместить материал, чтобы уголок оказался интересным, “говорящим”.В нем должны быть отражены различные стороны жизни отряда: спорт, участие в мероприятиях, награды, поздравления, приколы.

До открытия площадки следует тщательно продумать встречу детей и знакомство их с программой сезона.

Дни недели.

Понедельник “Видеодень”, вторник “Познавательный”, среда “Развлекательный”, четверг “Основное тематическое мероприятие”, пятница “Спортивный”, “Экологический”,суббота “Итоговый”

1-я неделя “Узнавай-ка”.

Ребята пришли на площадку, так как учатся они в одной школе и все друг друга знают, но распределили их на новые коллективы (отряды) это всегда ново. Найти общий язык в другом коллективе, выбрать лидера, придумать название, свой девиз. Идет знакомство с планом работы. Оформление отрядного уголка, дел невпроворот, успевай только “Узнавай-ка”. А веселая жизнь “Родничка “уже бьет “ключом”.

Что бы занятия физической зарядкой проходили весело и оживленно предлагали на зарядке танцевать. Девочки старшего возраста, участники танцевального коллектива проводят занятие. Под ритм подбирают музыку, придумывают движения. И так заряд бодрости обеспечен на весь день. На завтрак с отрядной песней или речевкой, после завтрака ребята в отрядах и на мероприятиях. Это все общие моменты, что же касается мероприятий по программе, то недели и дни распределяются следующим образом.

План недели “Узнавай-ка”.

Понедельник.

а) Работа в отрядах.
б) Просмотр мультфильма “Незнайка и его друзья”, “Незнайка на луне”. (Через компьютер на большом экране).
в) Операция “Мой рост и мой вес”.

Вторник.

а) Работа в отрядах.
б) Дискотека – знакомство “Мой веселый звонкий мяч познакомь скорее нас”.

Среда.

а) Работа в отрядах.
б) “Литературная дуэль” – викторина– аукцион по литературным произведениям детских писателей (отв. библиотекарь).

Четверг – работа в отряде по подготовке к открытию сезона и подготовка команд к “Веселым стартам”.

Пятница – “Веселые старты” – в них примут участие дети младшего возраста отряда. Игры на воздухе. Экологический десант.

Суббота – В последний день недели проходит праздник– открытие сезона “Лето – Ура!”

Ребята демонстрируют отрядные уголки, речевки, девизы, песни. Идет представление в виде конкурсной программы. Ребята в ходе испытаний должны открыть по буквам название праздника. После этого Незнайка подводит итоги Недели, вручает призы за соревнования и конкурсы. Благодарит за помощь и предлагает зажмуриться всем. В это время убегает, а ведущий выносит гелиевый шарик, к нему прикрепляется нарисованный Незнайка и шарик отпускается. Незнайка улетает.

2-я неделя “Разузнай-ка”.

Вторую неделю открывает девочка в хакасском костюме и мальчик в русском. Они олицетворяют дружбу хакасского и русского народа проживающего на территории нашего села.

М: Здравствуйте, девочки и мальчики.

Д: Мы рады пригласить вас провести вместе с нами неделю “Разузнай-ка”.

М: Посвященную нашей малой родине, нашему родному краю, нашему селу Имек.

Д: Наша с вами задача узнать больше об истории нашего села и его жителях.

М: Пофантазировать о его будущем.

Д: И конечно показать то, что мы умеем на сегодняшний день.

И значит, наша неделька будет заполнена до отказа: КВНами и конкурсами, экскурсиями, соревнованиями.

М: Мы с вами попытаемся узнать о культуре и быте хакасов, русских, и других национальностей проживающих в селе.

Д: И сейчас разрешите вас ознакомить с программой нашей недельки ее девиз: “Знай, люби, береги”.

План недели “Разузнай-ка”.

  1. Экскурсия по селу. Ребята распределяются по улицам. Их задача, собрать за время
  2. экскурсии, материал об истории этой улицы, о старожилах, ветеранах войны и труда. Сделать снимки.

  3. Конкурс рисунков “Село мое родное”.
  4. Экскурсия по музею “Боевой и трудовой славы”.
  5. Экскурсия “Лекарственные растения нашего края”.
  6. Просмотр видеофильма “Из истории древних праздников”.
  7. “Если с другом вышел в путь” соревнования на туристической тропе.
  8. КВН “Где родился там и сгодился”.
  9. “Маленькая красавица” – конкурсная программа хакасских национальных песен, танцев, обычаев.
  10. “Экологический десант” уборка территории школы и за ее пределами.
  11. “За околицей” – программа для дискотеки. Ведущие девочка и мальчик подводят итоги недели, вручают призы и грамоты. Торжественно передают в музей школы лучшие рисунки и собранные сведения и фотографии

3-я неделя “Отдыхай-ка”.

В понедельник ребят встречают “Вини – Пух” и “Пятачок”.

В.: “Ой какая сегодня хорошая погода. А не пойти ли нам братцы куда-нибудь в гости?”

П.: “Отчего же не пойти. Давайте отправимся к братьям нашим – в зоопарк”.

В.: “Чудик ты Пятачок, какой тебе в Имеке зоопарк, тут только коровы да братья твои поросята. Ха-ха-ха”.

П.: “А еще пчелы есть. Хочешь меда?”

В.: “Меда я всегда хочу, только, как его достать? Я пчел боюсь”.

П.: “А нам его ребятишки достанут”.

В.: “Да ну тогда ладно. И все – таки как ты собираешься в зоопарк попасть?”

П.: “Да очень просто, с помощью различных мероприятий.”

В.: “А это не о правде, хотя мечтать не вредно, а очень даже полезно”.

П.: “Конечно ребята, давайте помечтаем”. (Читают программу недели).

План недели “Отдыхай-ка”.

  • Конкурс рисунков на асфальте “Мой ласковый и нежный зверь”.
  • Поле чудес “Ребятам о зверятах”.
  • КВН “Уши, лапы и хвосты” – ведут “Вини – Пух” и “Пятачок”, подводя по окончании итоги, награждения.
  • Операция “Болото” уборка территории вблизи искусственно образованного озера. Сбор бумаги, пакетов, мусора и т.д.
  • Проведение соревнований на первенство лагеря по различным видам спорта ( по возрастным группам).
  • Занятия по интересам.

В начале “Вини-Пух” и “Пятачок” объявляют условия конкурсов, чей отряд как пчелы в улей наносят больше меду, тот отряд и победит. Можно повесить в столовой нарисованную бочку и за время этой недельки к ней прикреплять “ложки” нарисованные с медом. После КВНа вручается отряду – победителю банка сгущенки или меда.

4-я неделя “Выступай-ка”.

Встречает ребят “Шоу-Мэн” – мальчик в образе ведущего Малахова или “Петрушка” кукольный из-за ширмы.

– Добрый день, добрый день уважаемая публика! Доедаете, вы смотрю на площадке последние бублики?! “Но не хлебом единым жив человек” – так пословица говорит. Иногда душа и песен, и танцев хочет. А моя, так в особенности. Потому-то я веселый “Шоу-Мэн”, профессионал с большой буквы “Петрушка” – хоть и деревянная игрушка, но совсем не простушка. Знаю, любите вы петь, мне б на это поглядеть. Мою недельку начинай и со мною выступай

План недели “Выступай-ка”.

  • Конкурс чтецов “России – малый уголок”.
  • Танцевальный марафон “Танцуй вместе с нами, танцуй как мы, танцуй лучше нас!”
  • Конкурс – шоу “Золотой микрофончик”.
  • “Рекламный капустник” – конкурс пародий на рекламу.
  • Праздничное закрытие сезона. Проходит в форме вручения премии “Ника” с участием всех героев сезона. Подведение конечных итогов, выступление лучших артистов площадки.
  • Операция “Мой рост и мой вес”.

Победители в номинациях: “Засоня сезона”, “Соловей сезона”,“Слезки на колесках”, “Лучший спортсмен”,“Лучший артист”, “Самый веселый”,“Самый трудолюбивый”, “Самый добрый”. “Чистюля”.

Заключение.

Закончился сезон, но программа не должна на этом останавливаться. Это только начало: “родничок”, он должен вылиться в речушку, так как дети одного села и одной школы – это задача старшей вожатой развивать эту программу, и то, что было начато, продолжить в новом учебном году. По окончании учебного года, ребята сами могли предложить и поставить перед собой новые более сложные задачи и обдумать новые более интересные пути их решения.

Ожидаемые результаты.

Вышеизложенная программа позволит сформировать:

  • Патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.

  • Сохранение и развитие чувство гордости за свою страну, свое село.

  • Воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде.

  • Развитие чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, села.

  • Укрепление здоровья детей, повышение эффективности спортивно-массовых мероприятий.

  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.

Направление деятельности.

Патриотическое направление.

Цель: Способствовать воспитанию чувства патриотизма, пробуждению интереса к ее истории, заботы о будущем.

Содержание:

Мероприятия

Ответственные

1.

Экскурсия по селу

воспитатели

2.

Конкурс рисунков “Село мое родное”

Организатор В.Р

3.

Экскурсия по музею “Боевой и трудовой славы”

Зам. дир по В.Р, воспитатели

4.

Просмотр видеофильма “Из истории древних праздников”

ДК.

5.

КВН “Где родился там и сгодился”

Организатор В.Р

6.

Конкурсная программа “Маленькая красавица”

ДК, Организатор В.Р

7.

Конкурс чтецов “России – малый уголок”

ДК. , Организатор В.Р

Ожидаемый результат:

  1. Сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.
  2. Сохранить и развить чувство гордости за свою страну, свое село.
  3. Воспитать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
  4. Развить чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, села.
  5. Укрепить дружбу и сотрудничество между детьми разных возрастов.

Интеллектуально-познавательное.

Цель:

  • организовать разнообразную совместную творческую деятельность.
  • Выявить и раскрыть способности детей в искусстве, музыке, литературе, биологии и др. направлениях.

Содержание:

Мероприятия

Ответственные

“Литературная дуэль”

Библиотекарь

Конкурс рисунков на асфальте “Мой ласковый и нежный зверь”

Воспитатели, организатор В.Р

КВН “Уши, лапы и хвосты”

организатор В.Р

Поле чудес “Ребятам о зверятах”

организатор В.Р

Конкурс стихов “России – малый уголок”

Воспитатели, организатор В.Р, библиотекарь

Танцевальный марафон “Танцуй вместе с нами, танцуй как мы, танцуй лучше нас!”

ДК

Конкурс-шоу “Золотой микрофончик”

ДК, организатор В.Р,

Ожидаемые результаты:

  • раскрепощение и формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях.
  • Выявление и раскрытие способности детей.

Спортивно-оздоровительное.

Цель: Способствовать оздоровлению детей.

Содержание:

Мероприятия

Ответственные

“Веселые старты” по возрастным категориям.

Организатор, спортинструктор

Игры на свежем воздухе.

Организатор, спортинструктор

Соревнования на первенство лагеря по различным видам спота.

Организатор, спортинструктор

Акция “Мой рост и мой вес”.

Фельдшер

Соревнования на туристической тропе “Если с другом вышел в путь”.

Организатор, спортинструктор

Ожидаемый результат:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Повышение их энергетического потенциала.

Экологическое.

Цель:

  • Воспитать в детях будущих хозяев села, любящих и заботливых по отношению к людям, к труду, природе.
  • Дать детям понять и почувствовать свою необходимость, полезность, и в то же время отдохнуть и физически окрепнуть.

Содержание:

Мероприятия

Ответственные

Конкурс рисунков на асфальте “Мой ласковый и нежный зверь”

КВН “Уши, лапы и хвосты”

организатор В.Р

Поле чудес “Ребятам о зверятах”

организатор В.Р

Экскурсия “Лекарственные растения нашего края”.

Воспитатели,

Операция “Болото”

Воспитатели, организатор В.Р

Экологический десант

Воспитатели, организатор В.Р

Сельские будни

Воспитатели, организатор В.Р

Акция “Мойдодыр”

Воспитатели,

Ожидаемые результаты: мероприятия позволяют сформировать:

  • Воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде.
  • Развитие чувство прекрасного.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В “Триста творческих конкурсов”. М., 1997.
  2. Брагина Т.А. “Настольная книга вожатого”.Екатеринбург, 1998.
  3. Николаева С.Н “Как приобщить ребенка к природе?” Методический материал для работы с родителями. М., 1993.
  4. Щуркова Н.Е “Собранье пестрых дел” Методический материал для работы с детьми. М., 1994.

Дополнительная литература.

  1. Игры, конкурсы, викторины Москва. 1999 г.
  2. “Чем развлечь гостей”. Серия журналов 2003–2005 гг.
  3. “Школа радости” Серия, 2001 г.
  4. “Театрализованные праздники” в школе” П.Т. Шпарелева, И.Г.Коновалова.
  5. “Каникулы” С.А.Шмаков. М., 1999 г.

  6. “Летние праздники, игры и забавы”В.М.Петров, Г.Н.Гришин, Л.Д.Короткова, М., 2000 г.

Приложение 1. (Схема управления программы.)

Приложение 2. (Организация смены лагеря.)