Учебно-воспитательные задачи:
- Образовательные: развить понятие о способах и формах размножения, подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.
- Развивающие: умение показать на примере размножения организмов один из основных принципов живой природы –многообразие и единство, продолжить формирование научного мировозрения.
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе.
Оборудование: комнатные растения, луковичные(амариллис, гемантус, эухариус); корневищные (аспидистра, кливия); хлорофитум; бегония, фиалка, традесканция. Таб. “Размножение растений”, таб. “Размножение животных”.
Ход урока
1. Повторение. Ребята, прежде чем мы приступим к изучению нового материала давайте немного повторим.
Что является дыхательным центром клетки? (Митохондрии.)
Состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров? (Клеточный центр.)
Имеет перетяжки и плечи? (Хромосомы.)
Образует нити веретена деления? (Клеточный центр.)
Содержит внутри кариоплазму? (Ядро.)
Состоит из ДНК и белка? (Хромосома.)
Встречается только у эукариот? (Ядро.)
Способна спирализоваться и редуцироваться? (ДНК.)
Вспомните и перечислите основные проявления жизни? (Единство химического состава, обмен веществ и энергии, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция и размножение.)
Как размножаются живые организмы? (Половым и бесполым способом, в том числе вегетативным.)
Что лежит в основе размножения растений, одноклеточных водорослей, споровых растений, простейших и млекопитающих? (Деление клетки.)
Тема нашего урока: Формы размножения в органическом мире.
Ребята назовите цель нашего урока?
Новый материал: Каждую секунду гибнет от старости, болезней и хищников большое количество живых существ: растений, животных и микроорганизмов. И только благодаря размножению жизнь на земле не прекращается.
На первый взгляд может показаться, что процессы размножения у живых существ очень разнообразны, однако их можно свести к трем формам: бесполому, вегетативному и половому. Между этими формами не всегда можно провести строгую границу, так как у одного организма могут встречаться разные формы размножения. Например, многие растения могут размножаться черенками, отводками, клубнями, даже листьями (вегетативное размножение) и семенами (половое).
Вопрос: Назовите самый древний способ размножения, вытекающий непосредственно из способности клетки делиться? (бесполое размножение)
В природе встречается несколько форм бесполого размножения. У одноклеточных животных и растений(амебы, водоросли) вначале ядро делиться митозом на два, а затем родительская особь путем перетяжки делится на две более или менее одинаковые части, каждая из которых образует дочерний организм. Такое размножение называется простым делением.
Спорообразование. При бесполом размножении может происходить спорообразование, которое встречается у растений (водоросли, грибы, мхи, папоротники) и некоторые одноклеточные животные. Эта форма бесполого размножения характеризуется образованием спор– специальных клеток, защищенных плотными оболочками и сохраняющихся при самых неблагоприятных условиях среды. При благоприятных условиях оболочка споры раскрывается, из клетки развивается новый организм.
Почкование. У некоторых организмов, например дрожжей, инфузорий, гидры, от родительской особи отделяется небольшой участок тела, из которого впоследствии развивается новый организм. Почка может отделяться от родительской особи и тогда новый организм становится самостоятельным, как это бывает у гидры. У других кишечнополостных, например у коралловых полипов, почка не отделяется от родительского организма, и в результате образуются большие колонии.
Вегетативное размножение является одним из способов бесполого размножения и свойственно многоклеточным организмам. Вегетативное размножение – это образование новой особи из части родительского тела растения. Новые особи возникают не из одной, а из группы клеток, специальных органов, частей материнского организма и являются продолжением его жизни. При этом потомство получается однородным по своим наследственным свойствам. Это как бы бесчисленные копии одного единственного родителя. Потомство одной особи, полученное вегетативным или бесполым размножением называется клон, а сама процедура клонированием. Различают естественное и искусственное размножение. Естественное размножение делится на неспециализированное и специализированное.
Половое размножение. В половом размножении принимают участие две родительские особи, каждая из которых участвует в образовании нового организма, внося лишь одну половую клетку – гамету. В результате слияния гамет образуется зигота, несущая наследственные задатки родителей. Половое размножение можно разделить на несколько видов.:
1. Коньюгация – размножение без специализированных половых клеток.
Во время коньюгации например инфузории не сливаются друг с другом, а временно сближаются, между ними возникает мостик из цитоплазмы, по которому они обмениваются частями своего ядра. Затем такие инфузории снова расходятся. Собственно самого процесса размножения не произошло, так как не образовалось потомства. Но в результате обмена ядерного материала изменились наследственные признаки обеих особей.
2. Копуляция. Под копуляцией обычно понимают слияние внешне почти или совсем не различающихся половых клеток.
3. С помощью специализированных половых клеток.
Гаметогамия:
А) без оплодотворения (партеногенез) Б)с оплодотворением: – изогамия; оогамия;
Гетерогамия.
Развитие взрослого организма из неоплодотворенной яйцеклетки встречается у пчел, ос, тлей. У пчел оплодотворение самки происходит один раз в жизни. После чего сперматозоиды хранятся у нее в специальном мешочке, который при откладывании яиц может держать открытым. Из оплодотворенных яиц образуются самки и рабочие пчелы, из неоплодотворенных – трутни.
Гермафродитизм. Организмы имеющие в себе женские и мужские органы размножения (паразитические черви, моллюски).
Закрепление. Заполнить таблицу.
Тип размножения | Способ размножения | Представители |
Задание на дом: параграф 21.