Аннотация.
В данной статье я предлагаю не только своим коллегам, но и всем тем, кто обеспокоен снижением уровня читательской культуры современных детей и подростков, познакомиться с одной из самых интересных страничек нашей школьной жизни – “День чтения в школе “Тутти” – 2011.
10 октября 2008 года в нашей школе впервые состоялся литературный фестиваль “Читаем вместе”, посвященный читательской культуре петербургских семей. В рамках фестиваля проходили самые различные мероприятия: конкурсы творческих работ, фоторепортажей , посвященных семейным библиотекам наших ребят, конкурсы рисунков и эскизов экслибрисов их семейных библиотек, конкурс читательских дневников, а также экскурсии по литературным местам Санкт-Петербурга, путешествие в Пушкинские горы и в старый Псков, праздник, посвященный Дню рождения Лицея, участие ребят нашей школы в Лермонтовских чтениях, организованных Центральной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова, творческая встреча с замечательным актером Н. А. Долгушиным. Результатом работы стала публикация в сборнике творческих работ “Наш дом Россия” 12 эссе ребят нашей школы.
С тех пор вот уже 4 года в нашей школе не прерывается работа по поддержке чтения, развитию читательского интереса детей и подростков. Каждый год в октябре – ноябре мы проводим так называемый День чтения в школе “Тутти”, когда все школьное пространство превращается в территорию чтения. Лозунг нашего мероприятия ““Тутти” – читающая страна!”, и мы все – и дети, и педагоги, и родители – становимся участниками одного общего дела. С годами проведено множество мероприятий, встреч с писателями, экскурсий, библиотечных уроков, выставок. За это время ребята выступали с чтением своих стихов в Фонтанном доме, стали победителями конкурса детского литературного творчества, получили Золотую медаль Форума школьных исследовательских работ с исследованием, посвященным проблемам чтения, стали победителями конкурса переводчиком стихов Р. Бернса и многое другое. Кабинет литературы нашей школы не случайно носит имя замечательного русского ученого, публициста и общественного деятеля Д. С. Лихачева. Ежегодно в день рождения Д. С. Лихачева на литературных вечерах мы вспоминаем имя выдающегося соотечественника и посвящаем ему свои творческие работы.
Проделывается огромная творческая и исследовательская работа, которая уже давно вышла за рамки названия внеурочной деятельности учителя по предмету. Активное участие наших детей во всех мероприятиях фестиваля “День чтения в школе “Тутти”, их желание, их горящие глаза являются доказательством правильности выбора нашего пути в решении такой актуальной проблемы, как повышение культуры чтения современной молодежи.
Будущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. И именно чтение, как один из факторов эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет жизненную успешность человека.
Проблема читательской культуры в современном мире является актуальной, так как молодежь в последнее время все меньше внимания уделяет литературе, отдавая предпочтение компьютерным технологиям. Сейчас наблюдается прагматическое отношение к книжной культуре, которое выражается в том, что книга уже воспринимается не как учебник жизни, а как просто справочник, практическое руководство, необходимое для удовлетворения познавательного интереса.
В конце прошлого века было подсчитано, что 50 тысяч человеческих поколений потратили более двух триллионов человеко-лет на то, чтобы покорить силы природы, осмыслить окружающий мир. И до изобретения интернета ключом познания мироздания была Книга. Двери библиотеки Рамзеса Второго украшала надпись: “Душевное лекарство”. Именно это “душевное лекарство” было самым востребованным и доступным не одним поколение россиян.
Исследования, проводимые в разных странах, доказывают, что уровень чтения определяет “грамотность” населения и его способность самореализоваться в современном мире. По результатам международного тестирования по чтению и математике, проводимым по эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, Россия оказалась “ниже среднего” по навыкам чтения, по математическим способностям и по знанию естественных наук. Тесты PISA (Programme for international Student Assessment) проводились среди 15-ти летних учащихся школ в 58 странах.
Экономический кризис 90-х не мог не сказаться на культурном и образовательном уровне нации. Но именно в это время по уровню читательской культуры Россия была на втором месте после Японии. Данные современных социологических опросов поражают. Так 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Для сравнения во Франции читают прессу 80%, в Норвегии – 85%, в Японии – 95% жителей. По данным Левада – центра, 52% россиян не покупаю книги, 73% – не пользуются библиотеками, 48% – не имеют домашних библиотек. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. И это та страна, которую мы когда-то называли самой читающей в мире. Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом “самой читающей в мире”.
В целях повышения образовательного и культурного уровня жителей Санкт-Петербурга была разработана “Программа поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009–2011 годы”.
В Концепции поддержки и развития чтения в Санкт – Петербурге говорится, что современные исследования отмечают падение интереса к чтению как в России в целом, так и в Санкт – Петербурге. “В современных условиях книга как объект культуры, источник знаний, накопленного поколениями опыта, духовных идеалов, формирующий общее культурное и языковое пространство, интеллектуальную преемственность поколений, утрачивает свою роль”, – выражают обеспокоенность авторы концепции.
Научно-исследовательский институт комплексных исследований Санкт-Петербургского государственного университета провел опрос молодых людей с целью выяснить какие книги читает новое поколение петербуржцев. По данным исследований 30% читаю постоянно, 40% – от случая к случаю, почти 20% – очень редко. Видимо, оставшиеся не читают вообще. Собственная библиотека и сегодня остается характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека. Согласно недавнему опросу Фонда “Общественное мнение”, свыше двух третей опрошенных имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы (как минимум несколько десятков, а у каждого четвертого – сотни и тысячи книг). И все же…
Обычная фраза: книга – источник знаний. Казалось бы, что может содержаться в этих потрепанных листках бумаги, которые, может быть, пылятся на полках нашей библиотеки 20 или 30 лет; эти никому не нужные документы с какими-то чертежами; эти старые книги, с чуть ли не развалившимися корками, доставая которые нам сильно хочется чихнуть?... Что они могут дать? Исследования, с уже еле понятным почерком, вырисовывающиеся на пожелтевших листках бумаги. Что же могут дать они нам, столь невзрачно ютящиеся в уголках книжного шкафа?
Что такое книга для современного ребенка или молодого человека? Как заинтересовать книгой? Как помочь открыть мир чтения?
Книга была и остается хранителем духовного опыта человечества. Но она не является пассивным, инертным средством хранения культурного наследия. Книга активна в своей сути. Она воздействует на сознание читателя, на его ум и эмоции. Поэтому знания о состоянии читательской культуры позволяют судить о духовном здоровье общества.
Основным организатором работы, способствующей вовлечению детей и подростков в процесс чтения, формированию интереса к книге, любви к литературе остается школа. На учительские плечи возлагается огромная задача и большая ответственность.
В нашей школе уже четвертый год проходит интереснейшее мероприятие – День чтения в школе “Тутти”. Из общешкольного внеклассного мероприятия День чтения превратился в настоящий социально – ориентированные проект, направленный на повышение престижа чтения среди учеников школы “Тутти”.
Цели и задачи проекта:
– поддержка чтения как одного из общекультурных процессов развития, влияющих на
формирование личности человека;
– стимулирование интереса к книге и чтению;
– привлечение внимания к проблемам читательской культуры учащихся нашей школы;
– формирование общественного мнения в пользу чтения.
Работа по подготовке началась еще задолго. Прежде всего, сложилась проектная группа, состоящая из учеников разных классов (8–11 классы), желающих стать организаторами мероприятий, и руководителя (учителя русского языка и литературы Федоровой В. А). Была составлена Программа мероприятий Дня чтения в школе “Тутти” 2011 года. Программа Дня чтения в этом году была разнообразна: исследовательская работа, конкурсная программа (конкурс рисунков “Портрет литературного героя”, плакатов о пользе чтения, эмблем Дня чтения в школе, читательских дневников, конкурс “Читатель года – 2011”, “Самый читающий класс”, “Поэт года”, конкурс сочинений (“Чему меня научила книга”, “Моя любимая книга”, “Книжки моего детства”, “Любимые книги моей семьи”, “Книги, которые мне дороги”, “Каким должен быть современный учебник?”, “Читательская культура: как ее воспитать?”, “Чего ждет современный читатель от книги?”, “Мой выбор: книга или компьютер?”, ““О вкусах не спорят”?”), детективная викторина, посвященная 120-летию Агаты Кристи, награждение грамотой за активное литературное творчество, фоторепортаж “Тутти – читающая страна”, читательская конференция, традиционная акция “Книги в подарок школе”, тематические беседы и библиотечные уроки, экскурсии по литературным местам города.
В этом году День чтения был посвящен Международному дню школьных библиотек. Многое изменилось в деятельности современных школьных библиотек. С появлением новых информационных технологий стали активно использоваться электронные учебники и пособия. Формируется новая информационная культура. Теперь школьная библиотека преобразуются в новую информационную среду, позволяющую работать с любого вида информацией – аудио-, видео-, электронной, мультимедийными программами. Основная же роль школьной библиотеки – обеспечение информацией учебного процесса – остается неизменной. Школьная библиотека – интеллектуальный центр всей школы.
24 октября в школе появились красочные газеты. В одной из них был представлен материал о роли, которую выполняют школьные библиотеки сегодня, являющиеся информационным сердцем школы. В других рассказывалось об участии ребят в различных акциях, конкурсах и мероприятиях, проходивших накануне Дня чтения. Здесь же был представлен интересный материал, собранный редакторской группой: “100 самых читаемых книг 2011 года”, “Лучшие книги 2011 года”, “История литературной антипремии “Абзац”, “А знаете ли вы…”. Организована выставка рисунков “Портрет литературного героя”, выставка плакатов о пользе чтения, представлены эмблемы Дня чтения. Оформлены тематические стенды.
Исследовательская группа составила вопросы и провела анкетирование, целью которого является выявление читательского интереса учащихся нашей школы в зависимости от возрастной группы. Данные, полученные в результате обработки, легли в основу нового исследования, посвященного отношению к чтению в школе “Тутти”. (Приложение 1)
Отношение к чтению – важная характеристика, свидетельствующая о позитивном отношении учеников нашей школы к чтению. Принято считать, что любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста, а чем старше становится ученик, тем меньше времени он тратит на чтение и тем меньше любит читать. В среднем около 90% учеников нашей школы любят читать. Большинство (83%) читают с желанием, но 11% опрошенных все же читаю только по необходимости. На некоторых анкетах были пометки, например, такого содержания: “Люблю, но не хватает времени”.
Действительно, в среднем на чтение ученик тратит от одного до двух часов, и лишь пятая часть опрошенных на чтение тратит менее часа в день. Это объяснимо. Во – первых, чем ученик становится старше, тем больше чтение превращается в “деловое”, необходимой литературы. Во – вторых, из – за большой загруженности (наша школа с углубленным изучением предметов музыкального цикла) на чтение любимых книг не остается времени. Чтение – это интеллектуальный труд, который требует внимание, концентрации и, конечно же, времени.
Какая литература находится в поле внимания современного молодого читателя? Книги, которые читает современная молодежь, самые разнообразные: от Пушкина до Трахтенберга. Согласно нашим исследованиям, преобладающая часть учеников нашей школы продолжают читать, не ограничиваясь только школьной программой. Выбор книг самый разнообразный – фантастика, детективы, классика, поэзия, историческая проза. 75.5% сделали свой выбор в пользу произведений Дюма, Акунина, Кинга, Булгакова, Агаты Кристи, Марка Твена, Лидии Чарской, Пушкина и Достоевского, что показывает разнообразие читательских пристрастий наших учеников. Любимые персонажи – Печорин, Раскольников, кот Бегемот, Фандорин, Евлампия Романова и Д Артаньян. Самые романтические героини:1) Джейн Эйр, 2) Татьяна Ларина, 3) Олеся Куприна. Самым любимым автором школы “Тутти” признан А. С. Пушкин. (Ок. 8%)
Любимая книга или ее отсутствие – это еще одна сторона культуры современного читателя. Важно не ограничиваться школьной программой и не гнаться в выборе за модным чтивом.
Выбор во многом зависит от общей культуры человека. Воспитание читательского вкуса – дело необыкновенно сложное.
Около 80% учеников школы признались, что любовь к чтению поддерживается в их семьях. Почти у 60% опрошенных сохраняется традиция обсуждать прочитанное с членами семьи. Больше 40% семей покупают книги, следят за появлением книжных новинок. Идея семейного чтения, а также развития семейных библиотек может возродиться и способствовать переходу чтения на качественно новый уровень.
Следующий круг вопросов был посвящен исследованию проблемы вытеснения книги как источника информации современными средствами коммуникации. На вопрос, “Какой источник информации Вы предпочитаете?”, проведенный анализ показал, что первое место по значимости учащиеся отдают книге и лекциям преподавателя (т.е. живому слову), второе – интернету. Многие уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Большинство опрошенных предпочитают в качестве источника информации книгу (ок. 60%).Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, делает их школьные занятия более интересными, чем раньше. Но в век компьютеризации дети по – прежнему хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Именно книга наполняет жизнь человека интеллектуальным составляющим.
Наше исследование показало, современная молодежь не перестает читать, ее интеллектуальная часть признает ценность книги. По некоторым высказываниям можно судить о том, что интерес к книгам, периодике, публикациям и авторам, напротив, растет. Большинство ребят не только любят читать, но и постоянно обновляют свои домашние библиотеки, неплохо разбираются в творчестве современных авторов, следят за появлением книжных новинок.
Можно утверждать, что книга, к счастью, еще не перестала быть источником духовного роста современного подрастающего поколения. Да, чтение стало “деловым”, и книга как источник информации постепенно заменяется компьютером с его неограниченными возможностями. Но только чтение и книга как таковая остается источником интеллектуального развития личности. И пусть Концепция поддержки чтения в Санкт – Петербурге рассчитана только на 2009–2011 года. С завершением ее внедрения наша общая работа – и детей, и учителей, и общественности, и творческой интеллигенции – по развитию культуры чтения, по стимулированию интереса детей и подростков к книге будет продолжаться. И надеюсь, что уже в скором будущем мы обязательно будем гордиться Россией – Великой Книжной Державой.
Источники.
- Концепция поддержки и развития чтения в Санкт – Петербурге. //http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/committee/press/reading
- Движение “Молодая Россия читает”: Сборник / Отв. ред. Т.Д. Жукова.– М.: Изд-во “Школьная библиотека, 2006.
- Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: сб.науч-практ. работ / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества; сост.: Е.И. Кузьмин, О.К.Громова. – М.: МЦБС, 2007.– Национальная программа поддержки и развития чтения.
- Крейденко В.С. Библиотечные исследования: Учебно-методическое пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.1). – Прилож. к журналу “Школьная библиотека”.
- Крупницкий, Д. В. Читательские интересы учителей // Книга, общество, читатель: современные аспекты. – Новосибирск. – 2004.