В условиях инновационного развития и модернизации российского образования исследовательская деятельность учащихся является одним из наиболее эффективных методов обучения. При проведении уроков учителя успешно используют в своей работе разные методы и формы обучения, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности, активности и творческих способностей. Это необходимо потому, что современные изменения, происходящие в обществе, требуют от каждого выпускника школы новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.
Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на личностном, литературном и предметном уровнях. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.
Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных не только снизить учебные перегрузки учеников, но и дать им навык самообразования на основе знания о системе наук.
К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию “первооткрывателей”, добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:
- создание проблемной ситуации;
- организаци коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;
- выбор рационального способа решения проблемы;
- обобщение полученных результатов;
- формирование выводов.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”.
Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.
В зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах учащихся, можно использовать различные приемы:
индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением. При этом развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся;
- прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности;
- частично – поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера;
- исследовательская деятельность учащихся, которая может выполняться в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных уроках;
- цель и назначение проблемно-исследовательского метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и познакомить их с методами исследования. Проблемная ситуация служит толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной учителем ситуации затруднения, на поиск решения поставленной проблемы, в роли которой может выступать проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос.
Во время поиска ответов на поставленные вопросы учащиеся учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.
Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.
- Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
- Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.
- Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.
Например, при изучении математики учащимся предлагаются лабораторные и практические работы, которые носят исследовательский характер, например, когда учащиеся из опыта своих наблюдений делают выводы с последующим доказательством теорем, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Такие работы можно проводить при изучении многих тем, например, при изучении таких тем, как “Вписанные и центральные углы” (8 класс), “Сумма углов треугольника” (7 класс), “Некоторые свойства прямоугольных треугольников” (7 класс), “Теорема Пифагора” (8 класс) и др.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.
В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.
Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.
Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.
Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.
Это стало возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.
Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
Литература.
- Андреева Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика, 2005 г.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе,-М; Просвещение, 1985 г.
- Бутузов И. Д. Учителю о современном учебном процессе. Новгород, 1984 г.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология; учебник для ВУЗов. М., издательская корпорация “Логос”, 1999 г.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. Ростов на Дону. “Учитель”, 2007 г.
- Никишина Е.В. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в разделе “Человек и его здоровье”. Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании”., 2007 г.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.С.Обухова, М., 2001 г.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1975 г.
- Стандарты второго поколения. М., “Просвещение”, 2010 г.