По определению В. И. Чечерова, “Загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса”. Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности. Загадка помогала совершенствовать человеческую мысль, развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, образно.
И в настоящее время загадка используется как увлекательное средство в обучении детей. Ведь с помощью загадок обогащаются знания, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Так как главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, она незаменима при подготовке к обучению в школе, для познавательного развития старших дошкольников.
Используя в работе с детьми загадки, мне хотелось не только научить их отгадывать, развить все перечисленные умения и навыки, но и самостоятельно придумывать различные загадки. А для этого в первую очередь необходимо было обогатить словарь детей, помочь увидеть обыкновенный предмет с другой стороны, развить творческое мышление и образное воображение, т.е. научить детей фантазировать
Чтобы детям было интересно, свою работу по обучению детей придумыванию загадок я построила как путешествие по “Стране загадок”, в которой имеется шесть городов. Каждый город – это определенный этап в обучении, но, тем не менее, все этапы идут параллельно. <Приложение 1>.
Первый этап. Это город “Простых загадок” и город “Пяти чувств”.
На этом этапе мы:
– накапливаем знания о качествах и свойствах предметов, используя различные игры
и игровые упражнения;
– при отгадывании загадок выбирали ответ – рисунок, что развивало речь –
доказательство; <Приложение 2>.
– составляли описательные рассказы о предметах, используя модели;
– и в завершении придумывали загадки – описания о предметах с помощью моделей,
без них и опираясь на признак предмета “какой?”.
Например: круглый, красный, полезный, маринованный, сладкий.
Второй этап. Уловив принцип построения простых загадок, мы отправляемся в третий город “Похожестей и непохожестей”.
Здесь мы учимся находить различия и сходства между предметами, также используя дидактические игры и упражнения. Сначала по простым признакам (цвет, форма, величина). Например: на что похож огурец по цвету; морковь по форме и т. д.
– Игра “Теремок”. Цель: учить находить сходства между самыми
различными предметами. Описание: ребенок, “ хозяин” теремка, выбирает себе из
набора предложенных картинок одну. Затем дети по очереди берут себе картинку и
просятся жить в теремок. “Хозяин” пускает их жить только в том случае, если они
скажут, чем похожи на “хозяина”.
– Используем игру “Загадочные круги”. Цель: учить детей выделять
существенные признаки предметов, находить сходства между объектами. Развивать
описательную речь. Составлять описательную загадку и загадку с отрицанием.
Описание: в центре круга находится загадываемый или описываемый предмет, а вокруг него – совершенно различные предметы, с которыми он сравнивается. Составляем описательный рассказ, а потом загадку, отталкиваясь от признаков других предметов, но являющихся общими и для загадываемого предмета.
Таким образом, получается описательный рассказ: пчела – это насекомое, у нее есть крылья, хоботок, она делает мед, полосатая, живет семьями.
Описательная загадка (предмет в середине закрывается, а верхний – является подсказкой о ком или о чем загадывается загадка). Это насекомое, у него есть крылья, оно летает, есть хоботок, делает мед, оно полосатое и живет семьями.
Загадка с отрицанием: это насекомое, но не муха. У него есть крылья, но это не птица. У него есть хоботок, но это не слон. Имеет полосатую расцветку, но не зебра. Живет семьей, но это не люди. <Приложение 3>.
– Отгадываем загадку с отрицанием, опираясь на картинку – схему.
<Приложение 4>.
– Самостоятельно придумываем загадки с отрицанием (без опоры на картинки).
Третий этап. Город “Загадочных частей”.
– Используя игровые упражнения на целое и части, учимся выделять части предмета или объединять части в целое.
– Идем по улице “Разобранных предметов” придумываем загадки о предметах, указывая на его части и их количество.
Например: 4 ножки и две дощечки (стул). Или: 2 стрелки, стекло, цифры, много винтиков и шестеренок (часы).
– По улице “Молчаливых загадок” идем по оставленным кем-то или чем-то следам и отгадываем, кто же мог их оставить. <Приложение 5>.
– Улица “Неоконченных загадок”. Взрослый рассказывает детям о том, что как-то по улице проходил ленивый художник. Видит, стоят дома пустые, специально построенные для еще не придуманных загадок. И решил он нарисовать загадки и поселить их в домики. Начал он рисовать и так лень ему стало, бросил это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику, там работу начал, да не закончил. Так “не дорисовал” ленивый художник целую улицу. Отгадываем, что хотел нарисовать ленивый художник и заканчиваем его рисунки. <Приложение 6>.
Четвертый этап. Город “Город загадочных дел”.
– Игры и игровые упражнения на подбор слов – действий помогали детям образовывать новые названия к предметам, опираясь на его действия (элемент ТРИЗа). Например: расческа – что делает? – расчесывает. Указка – что делает? – указывает. Мы пробуем по тому же принципу придумывать названия другим предметам и вещам.
Например: лампочка – что делает? – освещает. Значит, она может называться – освещалка. Или, что такое затемнялки? – это шторы. Писалка – это ручка. Рисовалка – карандаш и т. д.
– Придумываем загадки, опираясь на действие предмета. Что делает?
Например: сверкает, блестит, тает, скрепит, идет, липнет.
Пятый этап. Город “Загадок наоборот”.
– Дети должны хорошо владеть антонимами, т. к. почти все слова в придуманной загадке должны восприниматься наоборот.
Например: это большое (значит маленькое), с маленькими (большими) ушами, и коротким (длинным) хвостом, серого цвета. Не любит (любит) сыр. (Мышь). Или. Растет на грядке (дереве). Квадратное (круглое), кислое (сладкое), не вкусное (вкусное). (Яблоко).
Таким образом, работая с детьми по данной системе, можно решить целый ряд задач (образовательных, речевых, познавательных и воспитательных. У детей, помимо закрепления знаний о свойствах и качествах предметов и явлений, умения оперировать имеющимися знаниями об окружающем, формируется дифференцированное восприятие, развивается мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), речь-доказательство, связно-монологическая речь и, главное, развивается фантазия, творчество и воображение.
Литература.
- Ю. Г. Илларионова. “ Учите детей отгадывать загадки” М. “ Просвещение” 1976 г.
- А. К. Бондаренко. “ Словесные игры в детском саду” М. “ Просвещение” 1974 г.
- А. К. Бондаренко. “ Дидактические игры в детском саду” М. “ Просвещение” 1991 г.
- А. И. Сорокина. “ Дидактические игры в детском саду” М. “ Просвещение” 1982 г.
- Г. С. Швайко. “ Игры и игровые упражнения для развития речи” М. “ Просвещение” 1983 г.
- О. А. Белобрыкина. “ Речь и общение” Ярославль. “ Академия развития” 1998 г.
- О. А. Белобрыкина. “ Маленькие волшебники или на пути к творчеству” Новосибирск 1993 г.
- Е. Синицына. “ Умные загадки”. М. “ Лист” 1998 г.
- Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. “ 1000 загадок”. Ярославль “ Академия” 2000 г.