Цель:
- Познакомить детей с жизнью и бытом казачьей семьи. Развивать интерес к изучению истории родного края, обычаев предков.
- Воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им.
Оборудование:
- Картинки: казака, хаты
- портрет Екатерины II
- “Кудановедение”.Учебное пособие для 1 кл. Автор: Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
II. Работа по теме урока.
1. Введение в тему
– Ребята, вы любите интересные истории?
Тогда слушайте.
Давно это было. 200 лет тому назад появились в нашем крае казаки (картинка). Поставила их царица Екатерина II (портрет) южные земли русские от врагов охранять и защищать.
Полюбились казакам плодородные кубанские степи да вольный степной воздух. Построили они жилища глиняные под камышами – хаты (картинка). Посадили сады. Вспахали землю, засеяли ее рожью. Обзавелись семьями и стали жить – поживать да добро наживать.
С раннего детства казачат родители к труду приобщали. Никто без дела не сидел, да и нельзя в большой семье лениться. “Труд кормит, а лень портит” – гласит народная пословица. Это с детства должен был усвоить каждый ребенок.
2. Работа с пословицами
– А вы, ребята, знаете пословицы о труде?
(Дети заранее должны были выучить пословицы.)
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Упорство и труд все перетрут.
По труду и награда будет.
Не одежда красит человека, а дело.
Не спеши языком, торопись делом.
Дело мастера боится.
Сделал дело – гуляй смело.
3. Разговор о труде в семье.
Девочек с раннего возраста учили, как одежду справить, хлеб испечь, на стол подать, да гостей принять.
Мальчиков с самого рождения на коня сажали, чтобы сильными и выносливыми были и в седле крепко держались, когда подрастут. Обучали казачат и ремеслам разным: кузнечному, сапожному, гончарному. Сеяли и пахали мальчики наравне с отцами и дедами.
Все умели дети, никакой работы не боялись.
Шли годы. Одно поколение сменяло другое. Изменился и казачий край. Но неизменной осталась традиция помогать родителям вести домашнее хозяйство.
Сегодня вы – правнуки тех казачат продолжаете эту традицию. И сейчас вы поведаете нам о том, какие трудовые обязанности выполняете вы в своей семье, у себя дома.
4. Слушание стихотворения.
Любит Катя рисовать,
Маша – шить и вышивать
Оля любит петь по нотам,
Коля строить самолеты,
Валя любит мастерить,
Варя стряпать, печь, варить,
Собирает Саша марки,
Кормит птиц Наташа в парке,
Я сажаю сам цветы…
Что умеешь делать ты?
5. Игра “Что мы делаем, не скажем, а что делаем покажем”.
Правила: ученик выходит к доске и показывает движение (молча), имитируя ту работу, которую он выполняет по дому, а дети должны узнать и назвать этот вид деятельности (5–7 человек).
– Молодцы, ребята! По всему видно, что без дела вы дома не сидите и с ленью не знакомы. Я очень рада видеть и знать, что растет на кубанской земле трудолюбивое поколение, достойное своих дедов и отцов.
6. Физкультминутка.
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре (руки вверх, вниз)
Потянулись (повесили),
Наклонились (взяли)
Хорошо мы потрудились.
7. Заслушивание рассказа и беседа по его содержанию.
О.Буцень. “Мамины помощницы”
Оля и Лида гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье, и говорит подруге:
– И я сегодня маме помогала.
– И я тоже, – ответила Лида.
– А что ты делала?
– Со стола убирала, посуду всю вымыла, тарелки, ложки, вилки вытерла и в буфет
убрала.
– А я свои ботинки почистила.
– Разве это помощь маме?– засмеялась Оля. Ты же их себе чистила.
– Ну и что. Зато у мамы будет меньше работы.
Докажите словами из рассказа: “Чью работу выполнили дети?”
Все, что есть в доме и у тебя, куплено на деньги, заработанные твоими близкими, они самые верные твои друзья. И их нужно беречь, заботиться о них, во всем стараться им помочь.
III. Закрепление изученного.
1. Работа в рабочих тетрадях.
А) Слушание стихотворения Т. Голуб “Я копаю”.
Б) Слушание стихотворения К.Обойщиков “Хозяин”.
– Какие обязанности по дому выполняют ребята?
В) Выполнение “хитрых” заданий.
– Что изображено?
Г) Конкурс “Кто больше”.
– Назовите предметы, которые помогают поддерживать порядок и их название.
IV. Рефлексия.
Чтобы стать взрослым, нужно учиться уже сейчас стараться быть настоящим хозяином в своем доме, опрятным, аккуратным, знающим место для своих вещей. Каждый день наводи чистоту в доме, не шуми, если кто болен или отдыхает, не ссорься с братьями или сестрами, будь ласков и добр с близкими и окружающими.
V. Организация на перемену.