Урок русского языка. Тема: "Определение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. Повторить сведения об определении, полученные в начальной школе.
  2. Развивать умение находить определения в тексте.
  3. Формировать умение использовать определения в устной и письменной речи.
  4. Развивать творческие способности детей.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Синтаксическая разминка.

Составьте предложение, записывая его постепенно, по мере выполнения заданий. После этого выполните синтаксический разбор предложения.

а) Из предложения Поэт любил осень возьмите дополнение и запишите его с прописной буквы с красной строки (Осень).

б) Добавьте сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (выстлала).

в) Из предложения Дороги ведут к лесу возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего (дороги).

г) Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы возьмите прилагательное и поставьте его в такой форме, чтобы оно сочеталось со словом листьями (желтыми).

Читаем предложение (Осень выстлала дороги желтыми листьями) и делаем синтаксический разбор.

2. “Открытие” темы.

а) Отгадывание загадки.

А теперь вам надо догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Для этого отгадайте загадку:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!

(Возможные варианты ответов: имя прилагательное, определение. Если дети называют только первый вариант, необходимо спросить у них, каким членом предложения чаще всего является прилагательное. Эти сведения известны пятиклассникам из курса начальной школы.)

Тема урока записывается в тетради на оставленной нами в начале урока строчке.

б) Формулирование правила с помощью наводящих вопросов.

  • Определение – это главный или второстепенный член предложения?
  • На какие вопросы отвечает? Если затрудняетесь ответить, вспомните вопросы прилагательного.
  • Что обозначает? Если затрудняетесь, вспомните, что обозначает прилагательное.
  • Какой частью речи выражаются?

А теперь соберем все вместе (выступает несколько человек).

в) Знакомство с правилом в учебнике.

А теперь откроем страничку 75 учебника и проверим, правильно ли мы сформулировали правило (Здесь и далее ссылки на книгу: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008).

3. Закрепление материала.

а) Выборочная работа с упражнением 181 (записать предложения, объяснить и графически выделить пропущенные орфограммы, подчеркнуть определения).

  • Падают резные листья.
  • Кружится желтый лист.
  • С шелестом падали с тополей сухие листья.
  • Горький запах заполнял лес.

б) Творческая работа.

На прошлом уроке я попросила вас принести с собой на урок осенние листья. Разложите листочки, которые вы принесли, на партах и рассмотрите их. Какие они по окраске, форме? Подержим листочек на ладони. Какой он? Понюхаем его. Есть ли у него запах? Подбросим листочки вверх (или поднимем руки с листочками вверх и отпустим их). Какие чувства вызывают у вас эти листья? Какое настроение создают?

Начертим табличку и заполним ее вместе определениями.

Окраска Форма и другие характеристики Запах Настроение
желтый
золотой
яркий
оранжевый
красный
сиреневый
пурпурный
багровый
бордовый
овальный
резной
продолговатый
легкий
невесомый
хрупкий
горьковатый
горький
сладкий
свежий
грустное
радостное
печальное
веселое

в) Работа с текстом.

А теперь попробуем сами написать небольшое сочинение о листьях. Я дам вам начало вашего текста, в который надо вставить подходящие по смыслу определения и подчеркнуть их. При выполнении этого задания вам поможет табличка, которую мы с вами заполняли.

Каждому ученику предлагается распечатанный на карточке текст:

Я иду (каким?) днем по (какой?) дорожке парка. Ковер из (каких?), (каких?), (каких?) листьев мягко шуршит под ногами. В (каком?) воздухе пахнет (каким?) запахом (каких?) листьев.

Я поднял (подняла) (какой?) листочек. Он (какой?) и (какой?), как (какой?) пергамент…

г) Чтение готового текста.

Возможный вариант написания работы:

Я иду пасмурным днем по одинокой дорожке парка. Ковер из красных, желтых, оранжевых листьев мягко шуршит под ногами. В холодном воздухе пахнет горьковатым запахом мокрых листьев.

Я поднял (а) осенний листочек. Он хрупкий и невесомый, как старый пергамент…

4. Подведение итогов урока.

О чем говорили на уроке? Что такое определение? Приведите примеры.

5. Домашнее задание.

Ваша задача – продолжить текст, с которым вы работали в классе. Напишите о том, какой листочек, что он вам напоминает? Какой танец совершает в воздухе? С каким настроением кружится? Какие мысли и чувства вызывает? Какое настроение создает у вас? Не забудьте придумать свое название тексту.