Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Студия танца. Хореография"

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


“Жизнь– это хореография”.
Энтони Хопкинс

Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования детей “Студия танца. Хореография” предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6–7-и лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.

Сегодня “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны” (из “Концепция модернизации Российского образования”).

Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по танцевальным программам и хореографией.

Уровень программы – программа дошкольного образования.

Срок реализации программы – 2 года

Год разработки программы – 2011 г.

Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа приведены в
Приложении 1.

В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.

Направленность программыхудожественно-эстетическая, направлена на:

  • на приобщение детей 6–7-и лет к основам хореографического искусства;
  • выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;
  • формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,
  • развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;
  • развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.

Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения, метода хореокорреции и методики партерного экзерсиса (Приложение 2). Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3).

Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

В образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).

Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественно-эстетического направления привело нас к созданию образовательной программы “Студия танца. Хореография”.

Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся). Педагогическая целесообразность образовательной программы “Студия танца. Хореография” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Главная цель программыразвитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить основам партерной гимнастики;
  • поэтапное овладение основам классического экзерсиса у опоры и на середине зала;
  • обучить простейшим элементам классического и народного танца;
  • обучить элементам музыкальной грамоты;
  • познакомить детей с историей возникновения и развития танца.

Развивающие:

  • способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
  • формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
  • формировать интерес к танцевальному искусству;
  • развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
  • развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
  • развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
  • развивать художественный вкус.

Воспитательные:

  • воспитать культуру поведения и общения;
  • воспитать умение ребенка работать в коллективе;
  • заложить основы становления эстетически развитой личности;
  • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

Отличительные особенности от программ, на основании которых разрабатывалась ОП ДОД “Студия танца. Хореография”,прежде всего, основаны на возрастных требованиях обучающихся детей в учреждениям дополнительного образования – от 6 лет, а также на рекомендуемом режиме занятий детей в объединениях различного профиля (Приложение-3 к СанПиН 2.4.4. 1251-03).

Так как программа практически реализуется в детском саду, прежде всего, подбирали программы, рассчитанные на дошкольников. С другой стороны, та учебная нагрузка, которая предлагается в этих программах является недостаточной для комплексной реализации ОП ДОД “Студия танца. Хореография”.

В связи с этим, основываясь на особенностях типовых, авторских, примерных программ, указанных в Приложении 1 настоящей программы, выявлены отличительные особенности ОП ДОД “Студия танца. Хореография” (см. Приложение 6) от других уже существующих программ.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6–7 лет – воспитанники старшей и подготовительной группы детского сада. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, так же усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.

Сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Ступени (этапы) образовательной программы

  • 1-й год обучения (6 лет) – Подготовительная ступень –

предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

  • 2-й год обучения (7 лет) – Начальная ступень –

закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.

Формы занятий:

  • традиционное занятие;
  • комбинированное занятие;
  • практическое занятие;
  • игра, праздник, конкурс, фестиваль;
  • творческая встреча;
  • репетиция;
  • концерт, открытый урок.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • фронтальная;
  • в парах;
  • групповая;
  • индивидуально–групповая;
  • ансамблевая.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

  • музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
  • пляски: парные, народно-тематические;
  • игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
  • хороводы;
  • построения, перестроения;
  • упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
  • задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.

Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры (см. приложение).

Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке.

Режим занятий:

Подготовительная и начальная ступени обучения являются базовыми, позволяют заложить основы танца. В этих группах занимаются до 12 человек включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа. Возможно проведение занятий в режиме 4 раза в неделю по 1 учебному часу.

Длительность одного учебного часа детей 5–6-и лет составляет 25 мин., для детей 6–7-и лет составляет 30 мин.

Общие ожидаемые результаты первого года обучения см. в Приложении 4.

Способы определения результативности обучения и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы см. в Приложении 5.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • фронтальная;
  • в парах;
  • групповая;
  • индивидуально–групповая;
  • ансамблевая.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

  • словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
  • наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
  • практический (упражнения).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Приемы:

  • игра;
  • беседа;
  • показ видеоматериалов;
  • показ педагогом;
  • наблюдение.

Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:

Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов.

Учебно-тематический план ОП ДОД “Студия танца. Хореография”.

Перечень основных разделов программы Количество учебных часов по годам обучения: Всего часов по разделам:
1 год 2 год
Всего: Из них: Всего: Из них:
Теория: Практика: Теория: Практика:
Вводное занятие. 1 1 0 1 1 0 2
Азбука музыкального движения. 39 5 34 20 1 19 59
Партерная гимнастика. 50 2 48 40 1 39 90
Играя, танцуем. 30 0 30 20 0 20 50
Основные танцевальные движения. 10 1 9 24 1 23 34
Репетиционно-постановочная работа. 5 1 4 20 0 20 25
Выступления. 9 1 8 19 2 17 28
Итого часов по годам обучения: 144 11 133 144 6 138 288

Содержание программы см. в Приложении 7.

Список литературы см. в Приложении 8.