Готовность ученика дошкольного учреждения к школьному обучению по УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


В 14 школах города Благовещенска Амурской области в 43 классах учащиеся начальной школы обучаются по программе “Гармония”. С каждым годом интерес к этой программе растет не только среди учителей начальных классов, но и среди родителей.

Одной из причин такого интереса, является то, что программа “Гармония” адаптирована к разному уровню подготовки детей в предшкольный период.

Поясним эту мысль. Концепция комплекта “Гармония” строится на идеях Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие. Этот тезис позволяет утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные психологические функции еще не созрели. Кроме того, для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность знаний и умений, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития. Готовность к школьному обучению мы понимаем как психологическую готовность, которая рассматривается в 2-х аспектах (личностная и интеллектуальная). Если все качества развиты (умение обобщать и дифференцировать, умение сознательно подчинять свои действия правилу, умение ориентироваться на заданную систему требований, качество речевого развития, развит фонематический слух; развита мотивационная сфера (познавательная и социальная), развита произвольная сфера, умение общаться на соответствующем уровне со взрослыми и со сверстниками – это достаточный уровень. Однако на практике мы наблюдаем таких детей пришедших в школу от 15 до 30 %. Довольно часто встречается несформированность речи (почти у 60 % первоклассников). Как правило, это – нарушение звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составить связный рассказ. А произвольные процессы только начинают закладываться. Поэтому можно говорить о том, что в школу приходит большинство детей с необходимым уровнем готовности.

Таким образом, психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для начала освоения школьной программы в коллективе сверстников. Именно необходимый и достаточный уровень являются зоной актуального развития ребенка. А программы предметных линий комплекта “Гармония” осуществляют обучение в зоне ближайшего развития. Этому способствуют формулировки заданий, постановка учебных проблем, вооружение детей учебными действиями, необходимыми для решения учебных задач, действия самоконтроля и самооценки, что и обеспечивает комфортные условия для развития всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.

Например, вот как организуется с первых дней деятельность учащихся в соответствии с концепцией курса на уроке математики.

В учебник включены задания, формулировка которых предполагает различные способы их выполнения. (Чем похожи?, Чем отличаются?, Что изменилось? Что не изменилось? Что одинаково? Что не одинаково? Это и позволяет учесть различия в степени подготовленности детей. Если бы вопросы задавались: Сколько на картинке листиков? Сколько маленьких? Больших?, то на них можно дать только однозначный ответ, исключилась бы возможность обсуждения, тем самым не созданы были бы необходимые условия для формирования у детей умения общаться и слушать друг друга.

Иная ситуация создается при постановке общего вопроса. Здесь каждому ребенку предоставляется возможность “увидеть” то, что он способен увидеть на данном этапе, дополнить ответ другого, обсудить – верен ли ответ. Общий вопрос позволяет принять участие в этой работе всех детей, независимо с каким жизненным опытом, с запасом математических представлений и различием речи пришел ребенок в школу. Аналогичная работа проводится и с таким заданием: “Какие признаки предметов изменяются?”, “Какие не изменяются?” Какая картинка “лишняя”? Такие задания позволяют одним ребятам увидеть изменения только одного признака (количество разное, цвет , форма), другим – двух, третьи увидят все признаки. В результате такой работы у первоклассников формируются представления о признаках предметов, об их изменении, о расположении в пространстве, об их количестве, которое тесно связано с операцией счета. На этих же уроках ребенок адаптируется к школьной обстановке, овладевает общеучебными умениями: работать с учебником, слушать учителя и других учеников, принимать участие в обсуждении и т. д.

Таким образом, процесс обучения идет в зоне ближайшего развития.

Хочется остановить внимание на предметной линии “Руский язык”.

Недостатки внимания, оперативной памяти, повышенные отвлекаемость и утомляемость, слабость самоуправления – все эти неустранимые характеристики дошкольного периода могут привести к серьезным орфографическим проблемам.

Приведем пример, как реализация методических приемов, предложенных в учебнике русского языка в комплекте “Гармония”, помогает в осуществлении работы по формированию грамотного письма. И эта работа начинается не с уроков русского языка, а с периода обучения грамоте, т.е., когда особое внимание уделяется фонетической работе.

Позже во 2-м классе появляется запись – письмо с “окошками”, т. е. на месте “опасных” мест учащиеся сознательно пропускают букву. Так выглядит загадка:

 Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша.)

Прием сознательного пропуска буквы можно рассматривать как один из способов, позволяющих на методическом уровне реализовывать идеи личностно ориентированного, гуманного обучения, психологически комфортного для маленького школьника.

Именно этот способ может обеспечить ребенку “уход” от ошибки там, где он осознает наличие опасности, но не может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу: “знаю букву – пишу; не знаю – оставляю “окошко”, будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии.

Но, во-первых, этот прием не так прост, как может показаться поначалу, а во-вторых, мало научить ему, нужно еще и приучить им пользоваться.

По мере накопления знаний, умений и общих способов действий, “окошки закрываются, т. е. – учащиеся вставляют буквы. К окончанию 4-го класса практически все дети уже могут самостоятельно закрыть “окошки”.

С целью преемственности дошкольного обучения с начальной школой этим же авторским коллективом создан комплект “Ступеньки детства”. Он направлен на всестороннее развитие дошкольников и создан с учетом их реальных возможностей и требований школы к их подготовке. По этому комплекту в школах города проходят занятия по предшкольной подготовке. Однако такие занятия в школах могут осуществляться только 1–2 раза в неделю. В школах района, для ребят которые не посещают ДОУ такие занятия организованы 4–5 раз в неделю.

Материалы пособий предназначены для комплексной подготовки детей к школьному обучению с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей и способствуют развитию предпосылок к учебной деятельности и общей психологической готовности ребенка к школе.

Тетради по математической подготовке дошкольников способствуют уточнению и расширению их представлений о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, а также подготавливают детей к усвоению состава однозначных чисел, что является основой для хорошего навыка устного счета.

В тетрадях по подготовке детей к чтению и письму особое внимание уделяется звуковым упражнениям. При знакомстве с гласными звуками, согласными (твердыми и мягкими) фиксируется внимание на их характеристике и артикулировании. Формируется умение на слух определять место звука в слове, а работа со звуковой схемой требует неторопливой работы.

Для раскрытия сущности позиционного чтения представляют буквы гласных двумя группами. С первой группой (а, о, у, ы, э) “читай твердо”, со второй группой (я, е, ю, е, и) – “читай мягко”. При чтении слогов опираемся на опору-модель.

Следует помнить, что на этом этапе цель такой работы не научить детей читать и писать, а развивать механизмы, которые участвуют в этих сложных процессах. (Наблюдать за артикуляцией речевого аппарата, развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику, слушать и слышать, правильно говорить, воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с поставленной задачей, планировать и контролировать свою деятельность).

Если на этом этапе под руководством взрослых ребенок научится самостоятельно анализировать звуковой состав коротких, несложных слов, выделять и уметь называть в них все звуки, вы добились многого – заложили основу будущей грамотности.

В курсе "Сохрани свое здоровье сам" интересно и доступно для детей даются простейшие сведения об устройстве и жизнедеятельности организма человека, а также советы о том, как беречь и укреплять свое здоровье. Все тексты, инструкции и вопросы детям читает педагог.

На занятиях по художественно-конструкторской деятельности дошкольники не только вырезают, склеивают, строят, лепят, но и решают задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления, речи. Они рисуют, раскрашивают, выполняют задания, аналогичные по формированию навыков каллиграфии. Наконец, они активно изучают предметы окружающего мира в необходимых подробностях, а также накапливают опыт эмоционально-оценочного отношения к нему.

Учебное пособие “Вместе со сказкой” является одним их нетрадиционных вариантов развивающего образовательного пособия, в котором интегрируется художественно-литературное произведение и учебник. Такой подход дает возможность в занимательной игровой форме развивать у дошкольников интерес к знаниям, формировать общие учебные умения и навыки, что весьма значимо с позиций преемственности и непрерывности образования.

Учебное пособие построено так, что одно занятие рассчитано на 20–25 минут. При этом выполняются задания только по одному развороту – слева отрывок сказки, справа – система заданий, которые могут быть дополнены различными отвлечениями на драматизацию, фантазию, лепку, рисование, произношение звуков, подбор слов и т.п.

Например, рассматривая иллюстрацию до чтения текста (текст конечно читает взрослый) в беседе выясняется, где будут происходить события этой сказки, город или деревня находятся на берегу реки, чем заняты ребята, как выглядит муравей, какими словами можно описать его (веселый он или грустный, смелый или трусливый, ловкий или неуклюжий), какое настроение у животных, чем они заняты, какую пользу приносят лесу.

После прослушивания фрагмента сказки дети отвечают на вопросы по содержанию и добавляют слова к характеристике муравьишки (любознательный – хотел узнать …, дисциплинированный – торопился вовремя попасть домой. Таким образом формируются представления о насекомых, их образе жизни, среде обитания, особенностях, формирование представлений о частях суток. Развиваются двигательные навыки, когда дети на физкультминутке изображают ребят, которые закидывают удочки, как вытаскивают рыбку, как муравьи несут гусеницу, как скачет кузнечик, как птенцы просят червячка и т. д. На правой странице пособия выполняют задания на подсчет ног у муравья и раскрашивают столько же треугольников. Развивается речь при составлении рассказа по иллюстрации, чувственные образы, представляя как пахнет земляника, тепло от солнышка, запах скошенной травы, стараются услышать шелест березовых листьев, журчание воды. Приводят примеры, в каких случаях людей сравнивают с животными. Храбрый, как лев, хитрый как лиса, трусливый, как заяц, трудолюбивый ,как муравей. Можно дополнить фонетической работой, выделяя голосом первый звук из слова муравей.

Система заданий по развитию речи направлена на формирование речевых умений. Дети не только воспринимают “сказочный” сюжет, но и высказывают свои оценочные суждения, пользуются языковыми средствами для описания природных объектов, персонажей. На занятии дети выясняют значения слов, подбирают к ним синонимы и антонимы, находят уменьшительно-ласкательные формы, слова, характеризующие степень нарастания или убывания признака и т. д.

Основной целью этого пособия является подготовка дошкольника к учебной деятельности, формирование универсальных (надпредметных) действий, т. е на достаточном уровне психологической готовности.

Презентация