Урок истории. Тема: "Российская империя в конце XIX – начале XX века". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

  • Актуализация знаний из курса истории России XIX века.
  • Формирование представления учащихся о особенностях политического и социального развития России.
  • Уяснение и закрепление новых терминов (модернизация, индустриальное общество, автономия, меценатство).

На доске: тема урока, план изучения новой темы, новые термины (модернизация, индустриальное общество, протекторат, меценатство), домашнее задание.

Оборудование урока: Компьютер, мультимедиа-проектор; карточки с заданиями и таблицами, карта "Российская Империя. Начало ХХ века", учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт "История России XX - начало XXI века" - М., 2008, презентация.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.

Вопросы учащимся:

1. Какие события в истории России вы изучали в XIX ?

2. Кто из императоров управлял Россией в XIX?

3. Особенности социально-экономического развития России XIX века.

4. Какие проблемы социально-экономического развития России остались нерешенными в прошлом веке?

3. Изучение новой темы:

План:

1. Территория и население Российской империи.

2. Особенности российской модернизации.

3. Политический строй. Органы государственной власти.

4. Социальная структура Российской империи начала XX века.

1. Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрим особенности социального и политического развития России в начале XX века, охарактеризуем территорию, численность и ссостав населения. В конце урока мы сделаем вывод о темпах развития России и ее возможных перспективах.

В начале XX века Россия была одной из крупнейших стран мира. По размерам территории - 22 млн.км - она занимала второе место, уступая Британской империи.

Покажите на карте территории, входившие в состав Российской империи в начале XX века.

(Учащиеся показывают на карте границы Российской империи и территории, входившие в ее состав).

Учитель: В России проживало 128 млн. человек согласно переписи населения 1897 года. Россия была многонациональной страной и многоконфессиональной страной. Какие религии вы знаете?

Ученик: православие, католицизм, буддизм, ислам, иудаизм.

2. Учитель: Итак, Россия - огромная по территории многонациональная держава встала на путь модернизации. Запишем определение модернизации.

Модернизация - это процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному. (Ученики записывают определение модернизации). Вспомните, когда Россия вступила на путь капиталистического развития?

Ученик: После отмены крепостного права в 1861 году, во второй половине XIX века.

Учитель: Догоняя ушедшие вперед страны, Россия должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу. Вспомните, что значит понятие "индустриальное общество"?

Ученик: Это общество, в котором завершен процесс создания промышленности, в котором преобладает промышленное развитие.

Учитель: Давайте запишем и запомним определение индустриального общества. Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. (Учащиеся записывают определение).

3. Учитель: Модернизация стала для России насущной задачей. Но организация государственных органов власти, в основном, сохранялась в том виде, в каком она сформировалась при Александре I.. Вспомните структуру государственных органов в период правления Александра I. Посмотрите на схему, представленную на слайде и назовите государственные органы.

Схема

(Учащиеся называют органы государственной власти, рисуют схему и вписывают их в схему)

Учитель: Итак, Российская империя представляла собой абсолютную монархию, вся полнота власти принадлежала императору, который опирался в своих действиях на министерства, Государственный Совет, Святейший Синод, Сенат. В политической жизни важным был вопрос о преобразовании системы государственной власти, ограничении монархии и принятии Конституции.

4. Учитель: Социальная структура общества. Все население России было разделено на сословия. Какие сословия вы знаете?

Ученик: Дворянство, духовенство, мещанство, купечество, казачество.

Учитель: Классовая структура общества не совпадала с сословной. Основными классами являлись крупные землевладельцы (помещики) и мелкие землевладельцы (крестьяне), а также буржуазия и пролетариат. Быстро росла в России новая социальная сила - рабочий класс. Буржуазия обладала большой экономической силой, однако ее политическое положение отставало от экономической мощи. Финансовая зависимость от правительства мешала буржуазии выдвигать самостоятельные политические программы. Итак, давайте подведем итог.

Итог: Российская империя начала XX века была аграрно-индустриальной страной. Модернизация основных сфер общественной жизни была основной задачей страны данного периода.

Домашнее задание: параграф 1, написание исторического эссе на тему: "Проблемы модернизации России начала XX века". (Учащиеся записывают домашнее задание).