Цели урока:
- Актуализация знаний из курса истории России XIX века.
- Формирование представления учащихся о особенностях политического и социального развития России.
- Уяснение и закрепление новых терминов (модернизация, индустриальное общество, автономия, меценатство).
На доске: тема урока, план изучения новой темы, новые термины (модернизация, индустриальное общество, протекторат, меценатство), домашнее задание.
Оборудование урока: Компьютер, мультимедиа-проектор; карточки с заданиями и таблицами, карта "Российская Империя. Начало ХХ века", учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт "История России XX - начало XXI века" - М., 2008, презентация.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.
Вопросы учащимся:
1. Какие события в истории России вы изучали в XIX ?
2. Кто из императоров управлял Россией в XIX?
3. Особенности социально-экономического развития России XIX века.
4. Какие проблемы социально-экономического развития России остались нерешенными в прошлом веке?
3. Изучение новой темы:
План:
1. Территория и население Российской империи.
2. Особенности российской модернизации.
3. Политический строй. Органы государственной власти.
4. Социальная структура Российской империи начала XX века.
1. Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрим особенности социального и политического развития России в начале XX века, охарактеризуем территорию, численность и ссостав населения. В конце урока мы сделаем вывод о темпах развития России и ее возможных перспективах.
В начале XX века Россия была одной из крупнейших стран мира. По размерам территории - 22 млн.км - она занимала второе место, уступая Британской империи.
Покажите на карте территории, входившие в состав Российской империи в начале XX века.
(Учащиеся показывают на карте границы Российской империи и территории, входившие в ее состав).
Учитель: В России проживало 128 млн. человек согласно переписи населения 1897 года. Россия была многонациональной страной и многоконфессиональной страной. Какие религии вы знаете?
Ученик: православие, католицизм, буддизм, ислам, иудаизм.
2. Учитель: Итак, Россия - огромная по территории многонациональная держава встала на путь модернизации. Запишем определение модернизации.
Модернизация - это процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному. (Ученики записывают определение модернизации). Вспомните, когда Россия вступила на путь капиталистического развития?
Ученик: После отмены крепостного права в 1861 году, во второй половине XIX века.
Учитель: Догоняя ушедшие вперед страны, Россия должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу. Вспомните, что значит понятие "индустриальное общество"?
Ученик: Это общество, в котором завершен процесс создания промышленности, в котором преобладает промышленное развитие.
Учитель: Давайте запишем и запомним определение индустриального общества. Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. (Учащиеся записывают определение).
3. Учитель: Модернизация стала для России насущной задачей. Но организация государственных органов власти, в основном, сохранялась в том виде, в каком она сформировалась при Александре I.. Вспомните структуру государственных органов в период правления Александра I. Посмотрите на схему, представленную на слайде и назовите государственные органы.
Схема
(Учащиеся называют органы государственной власти, рисуют схему и вписывают их в схему)
Учитель: Итак, Российская империя представляла собой абсолютную монархию, вся полнота власти принадлежала императору, который опирался в своих действиях на министерства, Государственный Совет, Святейший Синод, Сенат. В политической жизни важным был вопрос о преобразовании системы государственной власти, ограничении монархии и принятии Конституции.
4. Учитель: Социальная структура общества. Все население России было разделено на сословия. Какие сословия вы знаете?
Ученик: Дворянство, духовенство, мещанство, купечество, казачество.
Учитель: Классовая структура общества не совпадала с сословной. Основными классами являлись крупные землевладельцы (помещики) и мелкие землевладельцы (крестьяне), а также буржуазия и пролетариат. Быстро росла в России новая социальная сила - рабочий класс. Буржуазия обладала большой экономической силой, однако ее политическое положение отставало от экономической мощи. Финансовая зависимость от правительства мешала буржуазии выдвигать самостоятельные политические программы. Итак, давайте подведем итог.
Итог: Российская империя начала XX века была аграрно-индустриальной страной. Модернизация основных сфер общественной жизни была основной задачей страны данного периода.
Домашнее задание: параграф 1, написание исторического эссе на тему: "Проблемы модернизации России начала XX века". (Учащиеся записывают домашнее задание).