Актуальность программы
Педагогическая философия - особая философия. Она связана с первопринципами "детовождения". Ведь "педагог" в первоначальном смысле этого слова - "детоводитель", а значит, "лекарь души и земледелец во внутреннем саде". Такой образ учителя перешёл из античности в христианское средневековье и далее - в наш XXI век. Какие же средства воспитания применять современному учителю? Климент Александрийский (мыслитель II в. н. э.) даёт такой ответ: можно и нужно использовать внушение, укоризну, упрёк, обличение, жалобу, негодование, насмешку. Но главное - не искалечить душу ученика.
К сожалению, расстояние между культурой и современным человеком всё увеличивается. Гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга. Именно оно помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации. Эстетическое же воспитание должно приучить человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус, показать человеку то, в чём должно искать наслаждения, развить в нём способность наслаждаться тем, что действительно прекрасно, - тем, что может оказывать на душу благотворное, обновляющее влияние. Поэтому нужно не учить искусству, а пробудить в ребёнке способность наслаждаться изящным, прекрасным, благородным. Но важно, чтобы это наслаждение было действительным, а непритворным.
Внимательно вчитываюсь в слова учителя российской словесности XIX века В. П. Острогорского: "Воспитав в ребёнке привычки к прекрасному, мы только и можем именно этим уберечь его от пошлости, ввести его в связь с обществом и миром, дать интерес и вкус к жизни и показать впереди высокую цель, которая будет всегда для него светочем на трудном жизненном пути". С этим невозможно не согласиться. Именно через приобщение к искусству происходит укрепление духовной составляющей человека, развитие эстетического вкуса (это гораздо важнее, чем получение эстетических наслаждений), развитие мышления. Мыслящий человек - тот, кто способен различать истину и ложь, добро и зло, красоту и безобразное (либо "подделку"). Очень важно научить детей отличать истину от полуправды; красоту подлинную от красоты поверхностной, внешней. Современное постмодернистское искусство стоит на позициях субъективности, относительности истины. Отсюда - релятивистские установки обнаруживают себя как со стороны авторов, так и со стороны читателей, слушателей, зрителей. От учителя в этой ситуации требуется быть подлинным "детоводителем" в мир красоты, добра и истины. Учитель - книгочей, который учит букве, а укрепляет дух.
Кабалевский Д. Б. был уверен: "Прекрасное пробуждает доброе... "Наукой о человеческой душе" часто называют искусство. И это очень верно. Конечно же, в способности оказывать воздействие на душу человека, на его чувства, а не только на сознание и заключено самое важное свойство искусства. Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино... Нет таких предметов и нет учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство. Оно воздействует комплексно на ум и сердце, формируя тем самым целостную личность".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
- повышение общей гуманитарной культуры учащихся;
- развитие эстетического вкуса, укрепление духовной составляющей человека.
Задачи:
- расширение объёма знаний и представлений об искусстве живописи;
- развитие умения собирать сведения о художниках и картинах;
-развитие ассоциативного мышления, способности человека приобщиться к эмоциональной жизни другого;
- расширение внутришкольного культурного пространства;
- формирование в структуре личности ученика внутренних мотивов и возможностей самообразования и саморазвития.
Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский
Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся познакомятся с основными терминами изобразительного искусства ( экспонат, экскурсовод, архитектура, декоративное искусство, керамика, графика, фреска, архив, фонд). 2. Разовьются внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, речь.3. Практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода. 4. Создание проекта "Образы детей в картинах русских художников" (виртуальная картинная галерея).
Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
Методы определения результативности: стартовая диагностика, индивидуальные творческие задания, практические занятия, итоговое тестирование.
Содержание теоретического курса.
Тема 1. Экскурсия в художественный музей. Знакомство с музеем, его службами, экспозицией, правилами поведения.
Тема 2. "В мастерской художника". Интерактивное занятие, рассказывающее детям, чем и как работает художник.
Тема 3. "Мир веселой сказки". Знакомство с экспозицией народного искусства и художественных промыслов России.
Тема 4. "Как рубашка в поле выросла", глиняная и деревянная игрушки. Рисуем матрешку (практическое занятие).
Тема 5. Палех. Гжель. Хохлома. Жостово.
Тема 6. "Малышам о портрете". Портретный жанр в экспозиции музея.
Тема 7. "Малышам о пейзаже". Жанр пейзажа в экспозиции музея.
Тема 8. "Тихая жизнь вещей". Натюрморт.
Тема 9. Итоговое занятие. Презентация одной картины
Учебно-тематический план занятий
№п\п | Тема занятия | Месяц | Домашнее задание / опережающее задание |
1. | Экскурсия в художественный музей | сентябрь | Домашнее задание: расскажите о других художественных музеях |
2. | "В мастерской художника" | октябрь | Домашнее задание: оформить "словарик искусствоведа" |
3. | "Мир веселой сказки" | ноябрь | Домашнее задание: тест "Термины в изобразительном искусстве" |
4. | "Как рубашка в поле выросла" | декабрь | Домашнее задание. Мастерская художника (распиши предложенную картину) |
5. | Палех. Гжель. Хохлома. Жостово | январь | Домашнее задание: подготовить презентацию одного из видов ДПИ |
6. | "Малышам о портрете" | февраль | Домашнее задание: придумать историю одного героя, изображенного на картине из зала музея |
7. | "Малышам о пейзаже" | март | Домашнее задание: описание одного из полотен музея |
8. | "Тихая жизнь вещей" | апрель | Домашнее задание: сделать поделку на выставку "Тихая жизнь вещей" |
9. | Итоговое занятие. Презентация одной картины | май | Домашнее задание: экскурсия по виртуальной галерее |
Коллективная итоговая работа.
Проект " Образы детей в картинах русских художников" (виртуальная картинная галерея)
Введение.
Учебный проект "Образы детей в картинах русских художников (виртуальная картинная галерея)" осуществляется первоклассниками вместе с учителем. Идея виртуальной галереи не нова (создаются музейные сайты, ставшие сегодня заметным явлением культурной жизни общества), но привлекательна. Галерея обладает огромным информационным и культурным потенциалом, возможностью использовать полотна любых музеев мира. Особенностью данного проекта является работа в залах Новосибирского художественного музея под руководством нашего постоянного искусствоведа Червовой Е.Г.
Методический паспорт
Тема и информационное содержание учебного проекта тесно связаны с изучением живописи как вида искусства.
Проблема - утрата нравственных ориентиров в современном обществе и как следствие потеря интереса к искусству вообще.
Актуальность. В атмосфере общего падения культуры общества проект приобретает уникальное значение, т.к. позволяет младшим школьникам обрести нравственные ориентиры, уверенность в себе, развить духовный потенциал.
Мотивация. В работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке целей и задач проекта, конкретизируя собственные цели и задачи, вытекающие из общей проблемы; учащиеся, по наблюдениям методистов, "уже приняв проблему как свою личную, в еще большей степени приобретают личностную заинтересованность в ее решении". Необходимо учитывать и возрастные особенности детей при выборе темы учебного проекта.
Цели (воспитательные, развивающие, образовательные):
- формирование нравственных качеств личности;
- воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- развитие позитивных индивидуальных свойств ученика - способностей, интересов, склонностей;
- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
Задачи учебно-педагогические: сбор материала, систематизация и размещение его на сайте.
Возраст учащихся: 1 класс.
Время работы над проектом: с октября 2011 по май 2012 учебного года.
Режим работы: внеурочный, 1 час в неделю.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: репродукции картин, искусствоведческая литература, залы художественного музея, компьютер с доступом в Интернет, интерактивная доска.
ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с искусствоведческой литературой, умение анализировать имеющийся материал, делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, умение работать с компьютером, демонстрировать публично результаты своей деятельности.
Характер координации: непосредственный (гибкий).
Характер контактов: среди учащихся одного класса.
Число участников проекта: 29 человек.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с октября 2011 по май 2012 учебного года)
Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, информационный.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
I этап. Подготовительный. На этом этапе учитель пробуждает интерес к теме проекта. Рассказывает о музеях, их видах и назначении, о специфике музейного пространства и музейной деятельности. Посещение (знакомство) художественного музея.
II этап. Организация деятельности. На этом этапе происходит взаимодействие учащихся с пространством виртуальной галереи. Определяется цель, формулируется проблема проекта. Очерчивается проблемное поле, расставляются акценты. Ребята решают, какие залы будут в галерее, полотна каких художников будут представлены, как будет выглядеть экспозиция.
Вполне естественно, что по ходу работы появляется много новых идей и интересных предложений, которые могут быть внесены в структуру проекта, в этом то и особенность: он всегда может быть доработан, расширен, переделан. Определяем следующие страницы музея - "Зал художников", "Зал картин", "Исследовательский зал". Ребята выбирают, в каком зале будут работать и в соответствии с этим распределяются по группам. Учитель помогает ребятам определить задачи группы, распределить основные роли внутри группы, например: ответственный за подготовку проекта (руководитель), ответственные за сбор и хранение материалов (собиратели и хранители), ответственные за экскурсии (экскурсоводы) и т.д.
В задачи группы, создающей "Зал художников", входят поиск и отбор информации о художниках (биография, статьи о творчестве, фотографии) и на ее основе создание экскурсии.
"Зал картин" погружает посетителя непосредственно в художественный мир картин.
"Исследовательский зал". Единый проект, объединенный общим названием.
III этап. Осуществление деятельности. На этом этапе роль учителя невелика. Ребята все делают сами. Подготовка материалов и размещение в музейном пространстве.
IV этап. Презентация. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Полученный результат, безусловно, будет обладать субъективной новизной, но она очень важна для участников проекта. Это будут знания, добытые самостоятельным, творческим трудом. И это, без сомнения, самый главный результат проекта.
Но как оценить проект? Как верно отмечает П.С. Лернер, "оценивание творчества всегда драматично и противоречиво. Во всяком случае, не стоит абсолютизировать правильность оценивания". Следовательно, оценка проекта должна быть интегрированной, т.е. складываться из оценок этапов выполнения проектов.
Для того, чтобы проследить динамику успешности воспитательно-образовательного процесса можно обратиться к критериям оценки результатов, предлагаемых П.С. Лернером.
- Информационная обеспеченность.
- Функциональная грамотность.
- Технологическая умелость.
- Интеллектуальная подготовленность.
- Волевая подготовленность.
По каждому критерию выделяется три уровня: высокий, средний, низкий. Для того чтобы увидеть динамику успешности воспитательно-образовательного процесса, можно сравнить результаты нынешнего проекта с результатами следующего года.
Заключение.
Отзывы детей, родителей, учителей.
Перспективы развития проекта.
Мы планируем продолжить работу виртуальной галереи: пополнить ее репродукциями других картин, разместив их по жанрам (пейзаж, натюрморт...).
Программно-методическое обеспечение программы:
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
- Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2003
- Бенуа А. История русской живописи в ХIХ веке. - М., 1998.
- Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. - 1996. - №5.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. "Педагогика". 1986.
- Фенина С.В. Беседы о русских художниках. М. "Русский язык". 1990.
- Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1997.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 2005. - 240 с. ил.
- Самин Д. К. 100 великих художников. М.: Вече, 2005. - 480 с.
- Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия в трех томах. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. М.: Аванта +, 2003.