Воспитание межнациональной толерантности взаимодействием с семьями воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками


"Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать вновь
и вновь, и чем раньше начинается формирование
этих качеств, тем большую устойчивость они 
приобретут"
Э.К.Суслова

Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Интернациональные процессы способствуют тому, что социальная среда подчас кардинально модифицируется уже при жизни одного поколения. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, корреляция собственного поведения личности в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения

Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование адекватных, доброжелательных и уважительных отношений к людям других национальностей, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе. Становление основ ценностного и толерантного отношения к иным национальным культурам происходит на протяжении всей жизни человека, особенно эффективно в дошкольном возрасте.

В рамках новых федеральных государственных требовании к программам дошкольного образования это формирование толерантной позиции дошкольников через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям через усвоение национальных культур. 

Толерантность как сложное личностное образование не является врожденным, а формируется в процессе целенаправленного взаимодействия детей и взрослых. Особая роль в этом принадлежит семье как первому институту социализации согласно Закону "Об образовании".

Распространение идей о признании семьи в развитии личности ребенка дошкольного возраста, а также изменение под влиянием современных тенденций в образовательной политике философии построения отношений между образовательными учреждениями и семьей позволяет констатировать значимость семьи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В современном полиэтническом социуме семья, становясь для ребенка социокультурным пространством, играет важную роль в исторической трансляции культурных и этнических ценностей, способствует приобщению к общественной культуре в целом, и к национальной и этнической ее составляющим в частности, а так же может во многом усложнить данный процесс.

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения становиться построения системы взаимодействия с семьей на основе принципа сотрудничества

Воспитание межнационального толерантного отношения детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

Эффективное воспитание предопределяется не только компетентностью родителей, но и своевременной, качественным мониторингом процесса повышения уровня компетентности родителей. Качество технологии педагогической диагностики зависит от ее целенаправленности и комплексности. Комплекс диагностических методик включает в себя: определение уровня компетентности; определение уровня усвоения системы знаний; определение уровня готовности к самостоятельной работе. Поэтому очень важно правильно спроектировать систему диагностических и аналитических материалов для данного процесса.

Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий:

  • между наличием нормативно-концептуальной базы, регламентирующей деятельность семьи по воспитанию детей и обозначением необходимости обогащения данного направления этнокультурной составляющей и отсутствием у родителей должного уровня знаний, представлений умений и т.д. для качественного осуществления этой функции;
  • между теоретическим обоснование возможности построения системы работы с семьей по вопросам формирования межнациональной толерантности и недостаточностью технологического оснащения этого процесса;
  • между высоким потенциалом и воспитательными возможностями семьи в ознакомлении и приобщении к национальной культуре и недостаточным уровнем социально-педагогической культуры родителей в вопросах формирования межнациональной толерантности;
  • между обозначением в федеральных государственных требованиях направлений, связанных с построением работы с семьей и практическим отсутствием их реализации на практике, отсутствием субъектной позиции родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Ряд обозначенных позиции были подтверждены результатами социологического опроса и анализом нормативно - правовых документов. По результатам социологического опроса родителей была обнаружена существующая проблема, связанная со слабой ориентацией родителей в понимании данного аспекта воспитания детей.

Анализ обозначенного исследования позволил сделать вывод о том, что эффективное воспитание предопределяется не только компетентностью родителей, но и своевременной, качественной диагностикой этого процесса. Особую актуальность педагогическая диагностика приобретает по отношению к родителям, которые отличаются, друг от друга по возрасту, уровню воспитания, развития, образованности и эрудиции, мотивации воспитательной деятельностью детей, направленности интересов и, наконец, по доступности к информационной среде.

Именно в этой ситуации педагогическая диагностика в полной мере позволяет выявить имеющийся уровень готовности к воспитательно-образовательной функции родителей, а также актуализировать процесс индивидуального обучения; определить уровень психолого-педагогической компетентности; свести к минимуму возможные ошибки в процессе воспитания и образования детей.

И в связи с этим целью нашей работы стало определение показателей, критериев оценки и уровней сформированности психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей в вопросах воспитания межнациональной толерантности.

Реализация обозначенной цели осуществлялось посредством ряда задач, направленных на определение основных параметров и систематизации методов диагностики.

В своей работе мы опирались на научно - практические труды: Коломийченко Л.В., Кирилиной М.В., Куликовой Т.Д., Жолобовой Л.П., Ингенкамп К., Загвязинский В.И., Фидман Л.М., Щуркова Н.Е. и многие другие.

Компетентность родителей в контексте нашего исследования рассматривалась по двум составляющим: психолого-педагогическую и социокультурную.

Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем сложное, многоаспектное образование, в структуру которого входят: знания об основах психического развития ребенка; социально значимые мотивы взаимодействия; способы поведения и взаимоотношения с детьми, адекватные нормам социальной культуры; эмоционально-ценностное отношение к результатам общения с ребенком.

А социокультурная ориентация родителей, проявляется в овладении основами различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой); в сформированной потребности собственных проявлений, соответствующим социокультурным нормам; в наличии способов поведения, адекватно отражающих содержание социальной культуры.

Многие авторы в своих исследованиях определяют различные показатели психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей, например в работах по социальному развитию Коломийченко Л.В., и Оглезневой О.В. выделяются ключевые компетенции: информационная, мотивационная, технологическая, коммуникативная и аналитическая, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Все перечисленные компетенции в нашем исследовании были представлены из психолого-педагогической и социокультурной составляющих и для каждой из них были определены показатели и критерии оценки.

Соотношение показателей и критериев оценки степени их проявления позволил нам определить три уровня компетентности родителей в вопросах воспитания межнациональной толерантности.

На основе данных параметров оценки уровня компетентности был осуществлен подбор, систематизация и модификация диагностических заданий для родителей согласно ключевым компетенциям. Это нам позволило подробно изучить имеющиеся уровни психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей в вопросах межнациональной толерантности по ключевым компетенциям. И согласно полученным результатам составлен подробный план работы сотрудничества детского сада и семьи в соответствии с выявленными в ходе диагностики проблемами.