Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; Проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен;
- Познакомить с памятником баснописца И.А. Крылова;
- Работать над развитием устной речи, над нравственным воспитанием учащихся, формировать навыки выразительного чтения;
- Развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.
Оборудование: – иллюстрации к басням, рисунки детей, выставка книг И. А. Крылова, портрет баснописца.
Аудиозапись басни “Лебедь, Щука и Рак”, мультимедийный проектор; компьютер; презентация.
Ход урока
1. Оргмомент
– Поздороваться с гостями.
2. Цель урока (слайд 1)
– Сегодня у нас необычный урок
На нем подведем мы работы итог
О баснях мы с вами поговорим
Знания наши обобщим.
3. Тема урока
.– Сегодня мы отправимся в гости к Лунатикам и отправимся на вот этой ракете. (Слайд 2)
А чтобы эта ракета полетела, нам нужно узнать, с чем же мы полетим в гости. Я приготовила для вас интересные выражения, но не знаю, из каких произведений эти строки.
(Слайд 3)
-
И с ним была плутовка такова.
- Так поди же, попляши.
- Да только воз и ныне там.
- Отколь такой берется голосок?
– Из какого произведения?
– Кто их написал?
4. Работа по теме.
(Слайд 4)– Вы, молодцы! Наша ракета начинает набирать обороты. Начинаем отсчёт.
5 4 3 2 1 Пуск!
– Вот мы и в пути. (музыка)
– Лететь нам долго и мы должны подготовиться к встрече.
-
Дыхательная гимнастика “кит”, “свеча”.
- Речевая разминка
(Слайд 5)
(Отрывок из басни, прочитать медленно, быстро, в темпе скороговорки, грустно, радостно)
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
– Из какого произведения? Кто написал?
– К встрече мы готовы, а впереди у нас тяжелая зона, пояс астероидов (космических камней большого размера). И чтобы мы не повредили нашу ракету нам надо быть внимательными и находчивыми. Вот это мы сейчас и проверим.
Давайте вспомним, что такое басня? (Слайд 6)
Басня это небольшой рассказ с поучительным смыслом.
– Во всех баснях есть мораль, то есть чему учит нас басня, в морали осуждаются глупые и плохие поступки.
Поучение в басне называется моралью
– Молодцы. Вы были внимательны на предыдущих уроках, а какие вы находчивые мы проверим. Космический ветер перепутал картинки с крылатыми выражениями. Помогите найти ошибки. Что здесь напутано?
“Попрыгунья Стрекоза лето красное проспала”. (Слайд 7,8)
“Плутовка к озеру на цыпочках подходит, вертит хвостом, с рыбешки глаз не сводит”. (Слайд 9,10)
“Ворона гавкнула во все воронье горло”. (Слайд 11,12)
“Рак пятится назад, а мышка тянет в воду”. (Слайд 13,14)
(Попутно задаются вопросы, из какой басни взяты строки?)
– Пояс астероидов пролетели, молодцы, но впереди у нас чёрная дыра, в которую может попасть наша ракета, и мы пропадем. Давайте посмотрим, какие мы сильные и умные.
Физминутка
В дальний путь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднимись,
Руки – вверх и руки – вниз!
Раз, два, три, четыре, пять
Космонавт готов летать.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком!
Корабль качается – раз!
Корабль качается – два!
Корабль качается – три!
В космическом танце замри!
– Сила есть, а ум?..
Давайте возьмем задание в конвертах. Нужно найти из текста подходящие строки к картинке и прочесть их выразительно. ( раздаются карточки с рисунками басен и соответствующие рисункам тексты басен)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
– Молодцы! Вот мы уже на Луне. (Слайд 15) Посмотрите, как рады Лунатики встрече с нами. И какой же подарок мы подарим Лунатикам?
Сейчас мы проведем мозговой штурм. Подумайте, чем мы можем удивить наших Лунатиков. Пока вы думаете, я вам включу грамзапись (отрывок из басни).
– Догадались? Верно. Мы им подарим радиоспектакль. Вы сейчас не просто дети, а герои басен Крылова. Нужно читать так, чтобы Лунатики поняли кто это.
(Выразительное чтение басни “Стрекоза и Муравей” по ролям.)
– Молодцы! Лунатикам очень понравилось. Они говорят спасибо. И приглашают нас еще раз в гости. Ну, а мы отправляемся домой на Землю. А приземлимся мы в городе Санкт – Петербурге, а почему, я вам сейчас расскажу.
Ой, ребята, что–то произошло. От резкого толчка при посадке все перепуталось, все буквы смешались. Помогите узнать, что здесь написано?
(Слайд 16)
Анаграммы
касьМо | Моська |
веМуарй | Муравей |
орВнао | Ворона |
цасиЛи | Лисица |
– Ребята, а что обозначают эти слова?
(Главных героев и названия басен)
Рассказ учителя
– А приземлились мы в городе Санкт–Петербурге, чтобы посмотреть памятник, который стоит в Летнем саду. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе умное лицо. Немного ниже на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна.
Это – памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений. Вот веселая стрекоза. Она все лето пела, играла, плясала и не думала о работе. А когда пришла холодная зима, Стрекоза пошла за помощью к трудолюбивому Муравью. А вот глупая Ворона. Она поверила словам хитрой Лисы и осталась без сыра.
Прошло почти 200 лет с того времени, когда Крылов написал свои басни. А они все живут с нами, потому что настоящие художественные произведения не умирают.
(Слайд 17)
5. Итог урока.
– Чем мы занимались на уроке? Что нового мы узнали для себя?
– Оценки за урок.
6. Домашнее задание
.– выучить наизусть понравившуюся басню.
За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору