Урок чтения по теме "Басни И.А. Крылова. Обобщение". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; Проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен;
  • Познакомить с памятником баснописца И.А. Крылова;
  • Работать над развитием устной речи, над нравственным воспитанием учащихся, формировать навыки выразительного чтения;
  • Развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.

Оборудование: – иллюстрации к басням, рисунки детей, выставка книг И. А. Крылова, портрет баснописца.

Аудиозапись басни “Лебедь, Щука и Рак”, мультимедийный проектор; компьютер; презентация.

Ход урока

1. Оргмомент

– Поздороваться с гостями.

2. Цель урока (слайд 1)

– Сегодня у нас необычный урок
На нем подведем мы работы итог
О баснях мы с вами поговорим
Знания наши обобщим.

3. Тема урока.

– Сегодня мы отправимся в гости к Лунатикам и отправимся на вот этой ракете. (Слайд 2)

А чтобы эта ракета полетела, нам нужно узнать, с чем же мы полетим в гости. Я приготовила для вас интересные выражения, но не знаю, из каких произведений эти строки.

(Слайд 3)

  • И с ним была плутовка такова.
  • Так поди же, попляши.
  • Да только воз и ныне там.
  • Отколь такой берется голосок?

– Из какого произведения?

– Кто их написал?

4. Работа по теме. (Слайд 4)

– Вы, молодцы! Наша ракета начинает набирать обороты. Начинаем отсчёт.

5 4 3 2 1 Пуск!

– Вот мы и в пути. (музыка)

– Лететь нам долго и мы должны подготовиться к встрече.

  1. Дыхательная гимнастика “кит”, “свеча”.
  2. Речевая разминка

(Слайд 5)

(Отрывок из басни, прочитать медленно, быстро, в темпе скороговорки, грустно, радостно)

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

– Из какого произведения? Кто написал?

– К встрече мы готовы, а впереди у нас тяжелая зона, пояс астероидов (космических камней большого размера). И чтобы мы не повредили нашу ракету нам надо быть внимательными и находчивыми. Вот это мы сейчас и проверим.

Давайте вспомним, что такое басня? (Слайд 6)

Басня это небольшой рассказ с поучительным смыслом.

– Во всех баснях есть мораль, то есть чему учит нас басня, в морали осуждаются глупые и плохие поступки.

Поучение в басне называется моралью

– Молодцы. Вы были внимательны на предыдущих уроках, а какие вы находчивые мы проверим. Космический ветер перепутал картинки с крылатыми выражениями. Помогите найти ошибки. Что здесь напутано?

“Попрыгунья Стрекоза лето красное проспала”. (Слайд 7,8)

“Плутовка к озеру на цыпочках подходит, вертит хвостом, с рыбешки глаз не сводит”. (Слайд 9,10)

“Ворона гавкнула во все воронье горло”. (Слайд 11,12)

“Рак пятится назад, а мышка тянет в воду”. (Слайд 13,14)

(Попутно задаются вопросы, из какой басни взяты строки?)

– Пояс астероидов пролетели, молодцы, но впереди у нас чёрная дыра, в которую может попасть наша ракета, и мы пропадем. Давайте посмотрим, какие мы сильные и умные.

Физминутка

В дальний путь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднимись,
Руки – вверх и руки – вниз!
Раз, два, три, четыре, пять
Космонавт готов летать.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком!
Корабль качается – раз!
Корабль качается – два!
Корабль качается – три!
В космическом танце замри!

– Сила есть, а ум?..

Давайте возьмем задание в конвертах. Нужно найти из текста подходящие строки к картинке и прочесть их выразительно. ( раздаются карточки с рисунками басен и соответствующие рисункам тексты басен)

Рисунок 1

img1.jpg (7499 bytes)

Рисунок 2

img2.jpg (9382 bytes)

Рисунок 3

img3.jpg (7507 bytes)

Рисунок 4

img4.jpg (11209 bytes)

– Молодцы! Вот мы уже на Луне. (Слайд 15) Посмотрите, как рады Лунатики встрече с нами. И какой же подарок мы подарим Лунатикам?

Сейчас мы проведем мозговой штурм. Подумайте, чем мы можем удивить наших Лунатиков. Пока вы думаете, я вам включу грамзапись (отрывок из басни).

– Догадались? Верно. Мы им подарим радиоспектакль. Вы сейчас не просто дети, а герои басен Крылова. Нужно читать так, чтобы Лунатики поняли кто это.

(Выразительное чтение басни “Стрекоза и Муравей” по ролям.)

– Молодцы! Лунатикам очень понравилось. Они говорят спасибо. И приглашают нас еще раз в гости. Ну, а мы отправляемся домой на Землю. А приземлимся мы в городе Санкт – Петербурге, а почему, я вам сейчас расскажу.

Ой, ребята, что–то произошло. От резкого толчка при посадке все перепуталось, все буквы смешались. Помогите узнать, что здесь написано?

(Слайд 16)

Анаграммы

касьМо Моська
веМуарй Муравей
орВнао Ворона
цасиЛи Лисица

– Ребята, а что обозначают эти слова?

(Главных героев и названия басен)

Рассказ учителя

– А приземлились мы в городе Санкт–Петербурге, чтобы посмотреть памятник, который стоит в Летнем саду. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе умное лицо. Немного ниже на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна.

Это – памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений. Вот веселая стрекоза. Она все лето пела, играла, плясала и не думала о работе. А когда пришла холодная зима, Стрекоза пошла за помощью к трудолюбивому Муравью. А вот глупая Ворона. Она поверила словам хитрой Лисы и осталась без сыра.

Прошло почти 200 лет с того времени, когда Крылов написал свои басни. А они все живут с нами, потому что настоящие художественные произведения не умирают.

(Слайд 17)

5. Итог урока.

– Чем мы занимались на уроке? Что нового мы узнали для себя?

– Оценки за урок.

6. Домашнее задание.

– выучить наизусть понравившуюся басню.

За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору