Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: совершенствовать навык проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Задачи урока:

Обучающая: повторение правила проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Развивающая: развитие орфографической зоркости, внимания; привитие умений делать выводы, выделять главное, анализировать и обобщать; способствовать развитию речи.

Воспитательная: воспитание умения совместной деятельности – согласованной и координированной деятельности при работе в парах и группах.

Оборудование: мультимедийный проектор; карточки; словари; “Дидактический материал” к учебнику “Русский язык” для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Ход урока

I этап. Постановка темы и цели урока.

Игра “Лотерея”.

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Лотерея”. Вам нужно достать листок, на котором написано слово, назвать и объяснить орфограмму в слове.

(на листочках написаны слова с пропущенной орфограммой)

– Какая ведущая орфограмма была?

– По ней определите, какова же тема сегодняшнего урока?

– Какие цели поставим перед собой? (слайд 2)

II этап. Повторение изученного.

1. Составление схемы.

– В какой части речи была ведущая орфограмма?

– Давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном.

(дети составляют на доске схему)

– Какие падежи вызывают затруднения?

– Что из всего составленного нам пригодится?

– Как определить безударные окончания имен существительных? Вспомните алгоритм.

2. Работа в парах.

– Запишите в тетрадях сегодняшнее число.

– Возьмите синюю карточку. Запишите слово, вставьте безударное окончание существительного, объясните орфограмму.

(1 ученик работает у доски)

3. Взаимопроверка.

– Возьмите желтую карточку, поменяйтесь ими и выполните проверку. Поставьте отметку на полях.

– Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. Кто допустил 1 ошибку?

– А теперь вернемся к работе ученика у доски.

– Как по-другому можно проверить безударное окончание?

(Выполняется проверка вторым способом)

III этап. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

1. (“Дидактический материал” упр. 94)

– Спишите последний абзац, изменяя существительные в скобках в нужном падеже. Выделите окончания у измененных существительных, докажите орфограмму. Сделайте морфологический разбор всех существительных.

2. Проверка.

IV этап. Физминутка.

V этап. Творческое задание.

1. Работа в группах по уровням сложности.

– А сейчас поработаем в группах.

– Я буду следить, какая группа умеет работать дружно, сплоченно.

1 группа.

– Из данных слов составьте предложения. Запишите.

– Поставьте выделенные существительные в нужных падежах. Определите склонение, падеж. (слайд 3)

2 группа.

– Найдите и запишите фразеологизмы по данному началу. Объясните значение. (Приложение 1)

– Определите склонение и падеж имен существительных с безударным окончанием.

– Подумайте, где можно в жизненной ситуации применить этот фразеологизм?

– Какой словарь вам понадобится?

3 группа.

– Найди пословицы, чтобы в ней было существительное с безударным окончанием единственного числа, 2 склонения, П. п.

– Запиши пословицы. Определи склонение и падеж имен существительных с безударным окончанием.

– Объясните смысл пословиц.

– Подумайте, где можно в жизненной ситуации применить эту пословицу?

– Какой словарь я должна вам дать?

(Словари лежат на столе у учителя)

2. Проверка. (слайд 4).

VI этап. Итог урока. Рефлексия.

– Оцените итоги работы на уроке, дополняя каждое предложение. (слайд 5)

Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …

– Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

(Слайд 6)

VII этап. Домашнее задание.

Выставление отметок.

Презентация