Цель урока: совершенствовать навык проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Задачи урока:
Обучающая: повторение правила проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Развивающая: развитие орфографической зоркости, внимания; привитие умений делать выводы, выделять главное, анализировать и обобщать; способствовать развитию речи.
Воспитательная: воспитание умения совместной деятельности – согласованной и координированной деятельности при работе в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный проектор; карточки; словари; “Дидактический материал” к учебнику “Русский язык” для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Ход урока
I этап. Постановка темы и цели урока
.Игра “Лотерея”.
– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Лотерея”. Вам нужно достать листок, на котором написано слово, назвать и объяснить орфограмму в слове.
(на листочках написаны слова с пропущенной орфограммой)
– Какая ведущая орфограмма была?
– По ней определите, какова же тема сегодняшнего урока?
– Какие цели поставим перед собой? (слайд 2)
II этап. Повторение изученного.
1. Составление схемы.
– В какой части речи была ведущая орфограмма?
– Давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном.
(дети составляют на доске схему)
– Какие падежи вызывают затруднения?
– Что из всего составленного нам пригодится?
– Как определить безударные окончания имен существительных? Вспомните алгоритм.
2. Работа в парах.
– Запишите в тетрадях сегодняшнее число.
– Возьмите синюю карточку. Запишите слово, вставьте безударное окончание существительного, объясните орфограмму.
(1 ученик работает у доски)
3. Взаимопроверка.
– Возьмите желтую карточку, поменяйтесь ими и выполните проверку. Поставьте отметку на полях.
– Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. Кто допустил 1 ошибку?
– А теперь вернемся к работе ученика у доски.
– Как по-другому можно проверить безударное окончание?
(Выполняется проверка вторым способом)
III этап. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
1. (“Дидактический материал” упр. 94)
– Спишите последний абзац, изменяя существительные в скобках в нужном падеже. Выделите окончания у измененных существительных, докажите орфограмму. Сделайте морфологический разбор всех существительных.
2. Проверка.
IV этап. Физминутка.
V этап. Творческое задание.
1. Работа в группах по уровням сложности.
– А сейчас поработаем в группах.
– Я буду следить, какая группа умеет работать дружно, сплоченно.
1 группа.
– Из данных слов составьте предложения. Запишите.
– Поставьте выделенные существительные в нужных падежах. Определите склонение, падеж. (слайд 3)
2 группа.
– Найдите и запишите фразеологизмы по данному началу. Объясните значение. (Приложение 1)
– Определите склонение и падеж имен существительных с безударным окончанием.
– Подумайте, где можно в жизненной ситуации применить этот фразеологизм?
– Какой словарь вам понадобится?
3 группа.
– Найди пословицы, чтобы в ней было существительное с безударным окончанием единственного числа, 2 склонения, П. п.
– Запиши пословицы. Определи склонение и падеж имен существительных с безударным окончанием.
– Объясните смысл пословиц.
– Подумайте, где можно в жизненной ситуации применить эту пословицу?
– Какой словарь я должна вам дать?
(Словари лежат на столе у учителя)
2. Проверка. (слайд 4).
VI этап. Итог урока. Рефлексия.
– Оцените итоги работы на уроке, дополняя каждое предложение. (слайд 5)
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
– Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
(Слайд 6)