Пояснительная записка
Обучение в школе – это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его востребованность на рынке труда, успешность в профессиональной и семейной жизни.
Особое место в решении этих проблем занимает освоение учащимися в образовательной области «Технология». На занятиях по технологии ребёнок расширяет кругозор по вопросам устройства окружающего мира и своей жизни, интегрирует знания других предметных областей и применяет их на практике.
Технологическое образование, в отличие от существующего ранее трудового обучения, ставит ещё более широкие задачи подготовки школьников к получению профессии не только в сфере материального производства, но и по всему спектру профессиональной деятельности человека.
Технология в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных, естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека. Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Обоснование программы
Авторская программа по направлению «Технология» для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она относится к программам художественно-эстетической направленности и разработана с учётом особенностей и проблем, которые существуют в современных школах.
Самой важной проблемой на сегодня остаётся в школах – это создание необходимых условий для технической подготовки школьников. Проблема отсутствия мастерских для обучения мальчиков техническому труду остаётся одной из актуальных. В последнее время всё чаще появляются так называемые неделимые классы. На уроках технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Актуальность данной программы состоит в том, что её реализация позволяет обучить мальчиков, соединив такие дисциплины, как художественный труд и изобразительное искусство. Главная задача учителей является создание обучающей среды, условий для развития и воспитания, учащихся в соответствии с их потребностями и интересами.
Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, художественная роспись, выжигание по дереву, интерьер жилого дома. В содержание программы введён новый раздел как дизайн пришкольного участка. Она предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни.
Цели:
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- освоение творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий из дерева;
- формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;
Задачи:
- ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов;
- формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы;
- формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
На уроках технологии учащиеся учатся
технологиям приготовления простых блюд,
изготавливать поделки из дерева и приобретают
навыки в обращении с электровыжигателем,
элементарным навыкам и приемам художественной
росписи.
Изучение истории народных ремесел, работ местных
мастеров-умельцев направлено на формирование у
детей интереса и любви к своему краю,
добросовестного отношения к труду, бережливости
и экономности.
Детям прививается умение планировать свою
деятельность с учетом общей цели и распределять
операции. У них формируются внимание,
любознательность, дисциплина. Они приучаются
содержать в порядке и чистоте кабинет и свое
рабочее место, выполнять правила личной гигиены
и безопасности труда.
На занятиях особое внимание уделяется правилам
безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
Ожидаемые результаты:
- Научится технологиям приготовления простых блюд.
- Освоение работы с выжигателем.
- Овладеть элементарным навыкам и приемам художественной росписи.
- Научится исполнению контурной линии в рисунках с простыми сюжетами, оформлению работ акварельными и гуашевыми красками.
- Обучить способам обработки готовых изделий.
- На занятиях усовершенствуют полученные знания, выполняют сложные проекты.
Апробация программы проходила в ГОУ СОШ с этнокультурным татарским компонентом образования №1186 имени Мусы Джалиля и в течении двух лет показала результативность. Она разработана с учётом основ технологического обучения, позволяет осуществить процесс адаптации учащихся современным социально-экономическим условиям. Как показывает практика, учащиеся получают знания, умения и навыки не только по обработке и отделке материалов, но и учатся организовывать выставки, используя различные формы представления работ. Учатся критически относиться к своим проектам, что формирует у них объективную самооценку, которая необходима в жизни.
Тематическое планирование занятий по технологии для мальчиков 5-7 классы (2 часа в неделю)
Разделы и темы | Количество часов по классам | ||
V | VI | VII | |
Культура питания | 18 | 12 | 14 |
Вводное занятие. | 2 | 2 | 2 |
Приготовление несложных блюд. | 8 | 6 | 8 |
Правила поведения за столом. | 4 | 2 | 2 |
Правила пользования столовыми приборами. | 4 | 2 | 2 |
Выжигание. | 10 | 12 | 10 |
Выжигание по дереву. | 10 | 12 | 10 |
Художественная роспись. | 20 | 16 | 16 |
Роспись по стеклу и керамике. | 10 | 8 | 8 |
Роспись по дереву | 10 | 8 | 8 |
Дизайн пришкольного участка | 20 | 28 | 28 |
Способы обустройства пришкольного участка: дорожки, живые изгороди. | 4 | 6 | 6 |
Способ обустройства пришкольного участка: альпийские горки. | 4 | 8 | 8 |
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из природного материала. | 4 | 8 | 8 |
Выполнение коллективного творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка». | 8 | 6 | 6 |
Итого: | 68 | 68 | 68 |
Основное содержание разделов программы
5 класс
Культура питания (18 ч.)
Правила внутреннего распорядка в кабинете
технологии. Понятие о предмете «Технология».
Санитарно-гигиенические требования, общие
правила техники безопасности. Физиология
питания. Значение витаминов в жизни человека.
Содержание витаминов в пищевых продуктах.
Условия сохранения витаминов в пище. Правила
техники безопасности при пользовании газовыми
плитами, при работе с горячей жидкостью, при
работе ножом и приспособлениями. Продукты,
необходимые для приготовления бутербродов. Виды
и особенности приготовления бутербродов.
Способы украшения и требования к качеству
готовых бутербродов. Виды, особенности
приготовления и требования к качеству готовых
горячих напитков. Сервировка стола к завтраку.
Правила поведения за столом, соблюдение этикета,
пользование салфеткой и столовыми приборами.
Правильное назначение столовых приборов.
Практические работы. Приготовление бутербродов.
Сервировка стола.
Выжигание (10 ч.)
Правила поведения на занятиях. Организационные
вопросы. Правила безопасности труда.
Выжигательный аппарат, возможность его
использования для работы. Правила безопасности в
работе с выжигательным аппаратом. Использование
рисунка и копировальной бумаги.
Практическая работа. Зачистка фанеры,
перенесение рисунка на фанеру, выполнение
контурной линии. Лакирование работ.
Художественная роспись (20 ч.)
Основы материаловедения по художественной
росписи. Свойства дерева, бумаги, красок, лаков,
используемых в работе, краткая технология
художественной росписи. Зарисовки с репродукций,
работа над композициями: «Цветы» , «Национальный
орнамент».
Практическая работа. Отбор материала для
разработки эскизов. Разработка эскизов.
Обработка древесины. Работа над росписью.
Исполнение росписи.
Дизайн пришкольного участка (20 ч.)
Террасы, дорожки, переносные цветники, палисадники. Выполнение эскиза планировки пришкольного участка. Эскиз пришкольного участка.
Использование каменной кладки, красного
кирпича, частокола из деревянных столбиков,
элементов плетения для создания заборов.
Растения и кустарники, применяемые для создания
живых изгородей и бордюров; уход за ними и
обрезка. Выполнение эскиза ограждения
пришкольного участка.
Эскиз ограждения пришкольного участка.
Выполнение группового творческого проекта.
6 класс
Культура питания (12 ч.)
Основы рационального питания. Значение
жиров, белков, углеводов в питании человека.
Вводный инструктаж. Семейный этикет. Особенности
сервировки стола к ужину. Зарисовка вариантов
сервировки стола к ужину для всей семьи
Практическая работа. Работа с таблицами
«Содержание жиров, белков, углеводов в различных
продуктах». Значение овощей в питании. Правила
техники безопасности. Первичная и тепловая
обработка овощей. Требования к качеству готовых
салатов. Виды и способы оформления салатов.
Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов,
приготовление салатов из овощей. Правила
поведения за столом. Предназначение столовых
приборов.
Практическая работа. Приготовление салата.
Выжигание (12 ч.)
Освоение новых приемов выжигания. Практический
выход работ учащихся.
Практическая работа. Зачистка фанеры шкуркой.
Копирование рисунка на основу. Исполнение
рисунка штриховкой (точечной и сплошной)
Художественная роспись (16 ч.)
Знакомство с Городецкой росписью. Работа над
Городецкой росписью. Работа над росписью
по мотивам летних зарисовок. Работа над росписью
по мотивам одного из изученных в течение года
промыслов. Обработка древесины. Разработка
эскизов.
Практическая работа. Исполнение росписи по
дереву.
Дизайн пришкольного участка (28 ч.)
Принципы планировки. Создание микроландшафта.
Учет особенностей микрорельефа, «включение» в
композицию окружающего ландшафта, элементы
озеленения.
Практические работы. Создание плана
пришкольного участка с учетом особенностей
микрорельефа.
Способ
обустройства пришкольного участка — альпийские
горки. Основные теоретические сведения. Принципы
создания и правила обустройства альпийских
горок. Принципы подбора растений для альпийских
горок. Практические работы. Выполнение элементов
альпийской горки. Выполнение группового
творческого проекта.
7 класс
Культура питания (14 ч.)
Физиология питания. Значение минеральных
веществ в питании человека.
Практические работы. Работа с таблицами
«Содержание минеральных веществ в различных
продуктах». Классификация и технология
приготовления блюд из яиц. Значение яиц в питании
человека. Способы определения свежести яиц.
Приспособления и технология приготовления блюд
из яиц. Оформление готовых блюд.
Практические работы. Приготовление блюд из яиц.
Выжигание (10 ч.)
Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы. Подготовка аппарата к работе. Использование национальных узоров и копировальной бумаги. Практическая работа. Оформление рисунка красками, карандашами, фломастером. Лакирование работ.
Художественная роспись (16 ч.)
Работа над росписью хохломского промысла. Знакомство с искусством мастеров. Работа над росписью сувенира. Работа над композицией на произвольную тему. Работа над росписью ложек. Работа над росписью разделочных досок. Практическая работа. Роспись деревянных ложек.
Дизайн пришкольного участка (28 ч.)
Оформление пришкольного участка. Декоративные
элементы из природного материала. Технология
обработки природных материалов. Применение
изделий в дизайне приусадебных и пришкольных
участков. Подвесные кашпо, подставки для цветов,
декоративные изделия. Практические работы.
Составление в рабочей тетради технологической
последовательности обустройства пришкольного
участка.
Выполнение группового творческого проекта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел «Культура питания»
- Знать/понимать: санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; процесс пищеварения; роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма; виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков; пищевую ценность овощей.
- Уметь: работать с кухонным оборудованием, инструментами; определять доброкачественность продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.
Раздел «Выжигание»
- Знать/понимать: основные инструменты для выжигания по дереву. Правила техники безопасности.
- Уметь: выполнять контурные линии на рисунках средней сложности; выполнять работы по технологическим картам; лакировать готовые изделия; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: декоративного оформления интерьера помещений и сувениров.
Раздел «Художественная роспись»
- Знать/понимать: основные инструменты для росписи стеклу, керамике и дереву. Основные приёмы росписи.
- Уметь: подбирать цветовое сочетание красок при раскрашивании специальными красками; лакировать готовые изделия; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: декоративного оформления интерьера помещений и сувениров.
Раздел «Дизайн пришкольного участка»
- Знать/понимать: принципы планировки приусадебных участков, способы обустройства пришкольного участка.
- Уметь: создавать переносные цветники, палисадники, элементы альпийской горки; использовать различные виды художественного оформления композиции из ваз, цветников, скульптуры из засохших стволов деревьев.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: озеленения территории с учетом современных тенденций в ландшафтном дизайне.
Требования к кабинету:
- наличие инструкции по технике безопасности;
- наличие наглядных пособий;
- наличие инструментов и приспособлений.
Техническое оснащение:
Кабинет по технологии, где проводятся занятия по технологии оснащён современными техническими средствами (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор. музыкальный центр, выжигательные аппараты и т.д.). Практика показывает, что, занимаясь в специализированном кабинете, учащиеся усваивают лучше предмет во всех аспектах. Он повышает интерес к занятиям. Появляется возможность внедрять в рабочий процесс современные информационно-коммуникативные и компьютерные технологии, использовать Интернет-ресурсы.
Список литературы:
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин
М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник
нормативно – методических материалов по
технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
3. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся
основам предпринимательства. Учебное пособие. –
Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
6. Климова Н.Т. Народный орнамент в
композиции художественных изделий. – М., 1993.
7. Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. – Л.,
1979. Чекалов А.К. Основы понимания
декоративно-прикладного искусства. –
1962.10.Программыобщеобразовательных учебных
заведений в РФ. Трудовоеобучение: 5-7-е классы. –
М., 1993.