Цели:
Оформление:
- карта Республики Башкортостан;
- выставка детских рисунков “Красота родного края”;
- выставка краеведческой литературы;
- карточки с заданиями.
Участники: учащиеся 3-4 классов.
Домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущего.
2. Представление команд.
3. Игра.
Ведущий делает вступление по теме конкурса, его целях и задачах, представляет знатоков жюри.
Этап 1. Исторический
Вопросы.
- Рассказать о традиционных башкирских блюдах. (Чак-чак, баурсак, бишбармак, кумыс)
- Назвать праздники, которые издавна отмечает башкирский народ. (Сабантуй, каргатуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам)
- Назвать основные занятия башкир. (Скотоводство, охота, рыболовство, бортничество)
- Назвать башкирские народные музыкальные инструменты. (Курай, кубыз, домбра)
Этап 2. Природа Башкортостана
Вопросы.
- Какие природные зоны расположены на территории нашей республики? (Степи, лесостепи)
- Назовите самые высокие вершины Южного Урала. (Ямантау, Иремель)
- Какая гора могла бы так о себе сказать: “Я – горелая гора”, “Я – плохая гора”, “Меня с давних пор называли каменный пояс”. (Янгантау, Ямантау, Уральские горы)
- Назовите пещеры, расположенные на территории Башкортостана.(Капова или Шульган-аш, Кутук-Сумганская, Мурадымовская, Лаклинская)
- Где находится исток реки Белой? (У восточного подножья горы Аваляк в Учалинском районе)
- Назовите притоки реки Белой. (Дёма, Нугуш, Ашкадар, Зилим, Инзер, Караидель, Юрюзань, Уршак)
- Назовите самые крупные озёра Башкортостана. (Якты-куль, АК-куль, Чебар-куль, Асылыкуль, Талкас)
- Какими полезными ископаемыми богат наш край? (Нефть, природный газ, уголь, каменная соль, известняк, медная руда)
Этап 3. Животные и растения Башкортостана
Вопросы.
- Определите, о каких животных нашего края идёт речь
- Это самый сильный из зверей, недаром его называют хозяином леса. Он всеяден - употребляет в пищу ягоды, корешки, улиток, муравьёв, мелких зверюшек, птиц, рыбу. А ещё любит мёд. (Медведь)
- Красивое и стройное животное с грубой коричневой шерстью. Высота его до 2 метров, а вес до 700 кг. У него крепкие рога, крепкие ноги, широкие копыта приспособлены для ходьбы по снегу. Животное растительноядное. (Лось)
- Это животное, к сожалению, мало у кого вызывает симпатию из-за своего непривлекательного вида. А жаль! Это - хищница, хотя у неё нет ни зубов, ни острых когтей. Поймать насекомое на обед ей помогает язык. А пьёт она, всасывая воду всей кожей, которая у неё тонкая и влажная. Это очень полезное животное –оно уничтожает большое количество вредных насекомых. (Лягушка)
- Распределите животных нашего края по их родным природным сообществам. Соедините стрелками.
Берёза Кубышка жёлтая Клевер Тимофеевка Рябина Рогоз Орешник Пастушья сумка Вороний глаз Элодея Медуница
|
Луг
Лес
Водоём
|
- Составьте рецепт фиточая из растений, которые растут в нашем крае.
Этап 4. Мой город
Вопросы.
- Откуда произошло название города Стерлитамака? (Название реки Стерля, протекающей через город и “тамак” (устье, горловина), то есть в переводе название Стерлитамак означает “устье реки Стерля”)
- С чего начинался наш город? (С соляной пристани)
- В каком году был основан город Стерлитамак? (1766 г.)
- Назовите всемирно известный памятник природы, который находится вблизи нашего города. (Горы Шиханы)
4. Подведение итогов и награждение команды-победительницы.