Важнейшая задача школы на современном этапе – научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим особое значение приобретает формирование учебной деятельности школьников.
Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, и именно поэтому ее структура должна закладываться с первых дней пребывания ребенка в школе. Одним из компонентов учебной деятельности, по мнению психологов, с которого должно начинаться ее формирование, является самоконтроль.
Самоконтроль как черта личности предполагает умение контролировать себя и правильно оценивать свои действия. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем них способность к самооценке. Это следует учитывать, организуя соответствующим образом деятельность детей с первых дней пребывания в школе.
Самоконтроль может осуществляться в нескольких видах: “прогнозирующий (до начала работы), пошаговый (по ходу работы), итоговый (после завершения работы)”. Предметом контроля может быть как конечный результат, так и способ его получения.
В учебной деятельности образец результата или способа действия не всегда может быть дан в готовом виде, а потому формирование самоконтроля предполагает развитие не только умения соотносить объект контроля с образцом, но и умения самостоятельно выбирать или конструировать такие образцов, которые являются критериями успешности выполнения тех или иных действий.
При обучении математике формирование самоконтроля часто связывается с обучением учащихся способам проверки тех или иных учебных заданий, в частности с проверкой решения примеров.
При решении примеров и задач на уроке, при выполнении домашних работ мы потом проверяем их, затрачивая время, отмечаем и подчеркиваем ошибки. Но не всегда наши ученики после проверки их работ возвращаются к ним, чтобы выяснить, исправить и осознать сделанные ошибки. А между тем проведение работ можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам или с помощью дополнительной информации исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Затрата времени на подготовку таких работ очень незначительная, а экономия времени на их проверку большая. Предлагаю рассмотреть некоторые формы проверки. Наиболее удобна запись ответов в возрастающем или убывающем порядке, тогда ответы становятся неизвестными, совпадение их с полученными ответами при решении подтверждают их правильность.
Вот некоторые формы проверки примеров, которые я использую в работе.
1. Учитель, подготавливая задание, решает примеры и выносит их на доску в возрастающем или убывающем порядке.
900 – 500 – 300 200 + 300 + 100 800 – 600 + 200 700 – 100 + 200 500 + 100 – 400 600 + 300 – 900 Ответы для самоконтроля: 0, 100, 200, 400, 600, 800 |
2. Способ проверки, основанный на взаимосвязи между примерами и получаемыми ответами – это круговые примеры.
При подготовке работ необходимо выписывать и подбирать примеры так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлась началом другого.
3. Примеры – цепочки с записью ответов, расположенных в убывающем или возрастающем порядке.
260 – 20 = a a – 180 + 30 = b b + 120 – 60 = c c + 360 – 70 = d d – 120 + 30 = e Ответы для самоконтроля: 90, 150, 240, 350, 440, 590 |
Как ученик делает самопроверку:
240 – 20 = 240 (ответ есть, переходим к следующему примеру)
240 – 180 + 30 = 90 (ответ есть, переходим к следующему примеру)
90 + 120 – 60 = 150(ответ есть, переходим к следующему примеру)
150 + 360 – 70 = 440(ответ есть, переходим к следующему примеру)
440 – 120 + 30 = 350 (ответ есть, переходим к следующему примеру)
Случайное совпадение ответов бывает, но очень редко. В этом случае пользуются таким приемом: находят сумму или разность первого и последнего ответов и сверяют с самоконтролем.
240 + 350 = 590 (ответ есть, задание выполнено правильно)
Приведу еще один пример, как можно контролировать пример на порядок действий.
810 : 9 · 8 + 40 · 7 = Ответы для самоконтроля: 90, 280, 720, 1000, 1090. |
Как ученик делает самопроверку:
1) 810 : 9 = 90 (ответ есть, переходим к следующему примеру)
2) 90 · 8 = 720 (ответ есть, переходим к следующему примеру)
3) 40 · 7 = 280 (ответ есть, переходим к следующему примеру)
4) 720 + 280 = 1000 (задание выполнено правильно)
Находим подтверждение правильности выполнения задания.
90 + 1000 = 1090
4. В тех случаях, когда взаимосвязь между примерами отсутствует, ее можно образовать искусственным путем последовательного суммирования ответов или установления их разности.
3212 : 44 = 4503 : 57 = 7081 : 73 = 23832 : 36 = Ответы для контроля: 73,152,249,911, 984 |
Как ученик делает самопроверку:
3212 : 44 = 73 (ответ совпадает)
4503 : 57 = 79 (73 + 79 = 152) Ответ совпадает.
7081: 73 = 97 (152 + 97 = 249) Ответ совпадает.
23832 : 36 = 662 (249 + 662 = 911) Ответ совпадает.
Находим подтверждение правильности выполнения задания.
73 + 911 = 984
С первого взгляда может показаться, что использование предлагаемого приема требует больших затрат времени и что проверку легче выполнить с помощью обратных действий. Конечно можно, но с большими затратами времени и без абсолютной гарантии правильности. Предлагаемый прием является дополнительным к традиционным методам обучения. Он помогает разнообразить работу, что способствует повышению интереса к работе.
Для ускорения работы можно ограничиться в ответах для самоконтроля указанием двух или трех первых или последних цифр нужного числа.
56 + 23 17 + 63 24 + 69 62 – 28 55 – 37 70 – 34 Ответы для самоконтроля: 40, 52, 59, 86, 79,104 |
Как ученик делает самоконтроль:
56 + 23 = 7 (находим в числах для самоконтроля )
17 + 63 = 80 (79 + 80 = 159) Находим среди чисел, данных для самоконтроля 59, и переходим к 3 примеру.
24 + 69 = 93 (Складываем две последние цифры ответа 59 с третьим ответом 59 + 93 = 152) Находим подтверждение среди чисел, данных для самоконтроля, 52 и переходим к следующему примеру.
62 – 28 = 34 (складываем две последние цифры 52 с четвертым ответом 52 + 34 = 86) Находим подтверждение среди чисел в самоконтроле и переходим к следующему примеру.
55 – 37 = 18 (складываем две последние цифры 86 с пятым ответом 86 + 18 = 104) Находим подтверждение среди чисел в самоконтроле и переходим к следующему примеру.
70 – 34 = 36 (складываем две последние цифры 4 с шестым ответом 4 + 36 = 40) Находим подтверждение среди чисел в самоконтроле и переходим к следующему примеру.
Описанные приемы позволяют детям правильно выполнять задания по выполнению примеров. А учителю экономить время на проверке.
Конечно, данные приемы самоконтроля нужно рассматривать как один из видов проверки, ни в коем случае не исключающие другие.
Обобщая свой опыт, я вижу, что целенаправленная работа учащихся с приемами самоконтроля положительно сказываются на качестве вычислительных навыков. Эти приемы усиливают ответственность у учащихся при выполнении примеров, приучают их работать внимательно, а при выявлении ошибок тут же исправлять их. Контролируя полученные результаты, учащиеся, закрепляют, совершенствуют вычислительные навыки, осознают вычислительные приемы. А это в свою очередь, активизирует процесс обучения, пробуждает интерес к математике.
Использованная литература.
- Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. – Вопросы психологии, 1981, № 6, с 24.