Урок русского языка в 8-м классе по теме "Склонение имен существительных в единственном числе"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

Образовательные:
– Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Склонение имен существительных в единственном числе”;
– закреплять знания правописания мягкого знака у существительных после шипящих, умение осознанно применять это правило на практике;
– закреплять умение определять склонение и падеж имен существительных, правильно и осознанно писать падежные окончания имен существительных.

Коррекционные:
– Коррекция внимания, мышления памяти;
– развитие орфографической зоркости;
– обогащение словарного запаса.

Воспитательные:
– Формировать интерес к родному языку через нетрадиционные формы обучения;
– воспитание сознательного отношения

Форма урока: урок-экскурсия

Оборудование: Презентация в POWER POINT, таблицы по теме урока, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой на урок)

II. Общекоррекционный этап.

Хитрый вопрос-шутка:

Как написать сухая трава четырьмя буквами? (Сено.)

Вопрос: К какой части речи относится слово-отгадка?

III. Материал темы. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы совершим небольшую экскурсию по улицам королевства Грамматики, а сопровождать нас будет один из слуг Имя существительное.

Экскурсия будет веселой и интересной. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой улице.

Итак, все дружно, не толкаясь, встаем парами и отправляемся на экскурсию.

1. Улица первая “Вспоминай-ка”.

На этой улице живут правила, без знаний которых мы не сможем пройти на другие улицы.

Итак, вы готовы? Тогда отвечайте!

Задание: Дополни правило, приведи пример.

Правило 1-е:

Имя существительное – это часть …, которая обозначает … и отвечает на вопросы …? ...?

Например: ….

Правило 2-е:

У существительных женского рода после шипящих на конце …

Например: ….

У существительных мужского рода после шипящих на конце …

Например: ….

Итоги.

Вот вы вспомнили правила и мы можем идти дальше.

2. Улица вторая “Угадай-ка!”

Уже название улицы нам подсказывает, что мы будем что-то отгадывать. И действительно – начинаем отгадывать загадки. Но надо не просто отгадать, но и объяснить правописание слова-отгадки.

  • У реки стоит, при ветре шуршит. (Камыш.)
  • Что за чудо в доме нашем –
    Ест дрова и пахнет кашей. (Печь.)
  • На зеленом шнурочке белые звоночки. (Ландыш.)
  • По пустому животу
    Бьют меня невмоготу;
    Метко сыплют игроки
    Мне ногами тумаки. (Мяч.)
  • Из меня берут порою
    Реки свой исток.
    А в руках твоих открою
    Я любой замок. (Ключ.)
  • Маленький шарик
    Под лавкой шарит. (Мышь.)
  • Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей. (Грач.)
  • Махнула птица крылом
    И покрыла весь свет одним пером. (Ночь.)
  • Ползун ползет,
    Иглы везет,
    Всегда их при себе носит,
    А шить не может. (Еж.)

Итоги.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

Наша экскурсия продолжается, идем дальше.

3. Улица третья “Склонение”.

На этой улице все правила рассыпались, а Имя существительное никак не может их собрать. Ребята, давайте поможем!

Задание: Выбери правильный ответ

Правило 1-е:

Склонение – это…

А) изменение имен существительных по числам;
Б) изменение имен существительных по падежам;
Г) изменение имен существительных по родам.

Правило 2-е:

1-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е.
2-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак
3-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные мужского или женского рода с окончаниями -а, -я.

Правило 3-е: Найди ошибку (если она есть) в том, как написано правило

Чтобы определить, к какому склонению относится данное существительное, надо поставить его в начальной форме – родительном падеже единственного числа.

Молодцы, правила вы рассказали, а теперь попробуйте применить их на практике.

Задание: Определить склонение имен существительных в пословицах.

  • Каждая река к морю течет.
  • Январь году начало – зиме середина.
  • Одежда лучше новая, а друг старый.
  • Петухи зари не проспят.

Итоги. И с этим заданием вы справились. Наша экскурсия продолжается.

4. Улица четвертая “Физкультурная”.

Пора и отдохнуть.

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.

5. Улица пятая “Падежная”.

Ребята, на этой улице живут падежи. Но они все спрятались в своих домиках и чтобы их увидеть мы должны их позвать.

Вопрос: Сколько падежей в русском языке? Назовите их все.

Сейчас я вам прочитаю сказку “Зачем нужны падежи?”

У Падежей как-то спросил вопросительный знак:

– А зачем вы нужны существительным?
– Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношения Существительного к другим словам в предложении.
– А как?
– Мы указываем, что и где происходит (диктант на уроке), чем производят какое-то действие (пишу ручкой), целый предмет или его часть (листок тетради). Без нас никак нельзя!

Задание: Дополни объяснение.

Чтобы определить падеж существительного нужно:

  1. Найти …, от которого ставится вопрос к существительному.
  2. Поставить от этого слова … к существительному.
  3. По вопросу определить …

Вы правильно дополнили объяснение, а теперь попробуйте применить его на практике.

Задание: Определить падежи существительных в пословицах.

  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Труд человека кормит.
  • Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Итоги.

6. Улица шестая “Ошибочная”.

Уже из названия этой улицы вы догадались, что здесь вы будете исправлять ошибки.

Задание: В каждом предложении есть нарушение связи слов. Найдите “нарушителя” и запишите предложения правильно.

Все лето прожила Дюймовочка в лес. Она пила роса и сладкий мед. Из трава малышка сплела себе колыбельку.

Итоги. МОЛОДЦЫ! Справились и с этим заданием.

IV. Итоги урока. Оценки за урок.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Я думаю, что она вам понравилась. Но нам надо возвращаться. Впереди вас ждут другие испытания.

Презентация.