Цели и задачи урока:
Образовательные:
– Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Склонение имен
существительных в единственном числе”;
– закреплять знания правописания мягкого знака у существительных после шипящих,
умение осознанно применять это правило на практике;
– закреплять умение определять склонение и падеж имен существительных, правильно
и осознанно писать падежные окончания имен существительных.
Коррекционные:
– Коррекция внимания, мышления памяти;
– развитие орфографической зоркости;
– обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
– Формировать интерес к родному языку через нетрадиционные формы обучения;
– воспитание сознательного отношения
Форма урока: урок-экскурсия
Оборудование: Презентация в POWER POINT, таблицы по теме урока, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой на урок)
II. Общекоррекционный этап.
Хитрый вопрос-шутка:
Как написать сухая трава четырьмя буквами? (Сено.)
Вопрос: К какой части речи относится слово-отгадка?
III. Материал темы. Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы совершим небольшую экскурсию по улицам королевства Грамматики, а сопровождать нас будет один из слуг Имя существительное.
Экскурсия будет веселой и интересной. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой улице.
Итак, все дружно, не толкаясь, встаем парами и отправляемся на экскурсию.
1. Улица первая “Вспоминай-ка”.
На этой улице живут правила, без знаний которых мы не сможем пройти на другие улицы.
Итак, вы готовы? Тогда отвечайте!
Задание: Дополни правило, приведи пример.
Правило 1-е:
Имя существительное – это часть …, которая обозначает … и отвечает на вопросы …? ...?
Например: ….
Правило 2-е:
У существительных женского рода после шипящих на конце …
Например: ….
У существительных мужского рода после шипящих на конце …
Например: ….
Итоги.
Вот вы вспомнили правила и мы можем идти дальше.
2. Улица вторая “Угадай-ка!”
Уже название улицы нам подсказывает, что мы будем что-то отгадывать. И действительно – начинаем отгадывать загадки. Но надо не просто отгадать, но и объяснить правописание слова-отгадки.
- У реки стоит, при ветре шуршит. (Камыш.)
- Что за чудо в доме нашем –
Ест дрова и пахнет кашей. (Печь.) - На зеленом шнурочке белые звоночки. (Ландыш.)
- По пустому животу
Бьют меня невмоготу;
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки. (Мяч.) - Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок. (Ключ.) - Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь.) - Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач.) - Махнула птица крылом
И покрыла весь свет одним пером. (Ночь.) - Ползун ползет,
Иглы везет,
Всегда их при себе носит,
А шить не может. (Еж.)
Итоги.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Наша экскурсия продолжается, идем дальше.
3. Улица третья “Склонение”.
На этой улице все правила рассыпались, а Имя существительное никак не может их собрать. Ребята, давайте поможем!
Задание: Выбери правильный ответ
Правило 1-е:
Склонение – это…
А) изменение имен существительных по числам;
Б) изменение имен существительных по падежам;
Г) изменение имен существительных по родам.
Правило 2-е:
1-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и
среднего рода с окончаниями -о, -е.
2-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся
на мягкий знак
3-е склонение
К этому склонению относятся имена существительные мужского или женского рода с
окончаниями -а, -я.
Правило 3-е: Найди ошибку (если она есть) в том, как написано правило
Чтобы определить, к какому склонению относится данное существительное, надо поставить его в начальной форме – родительном падеже единственного числа.
Молодцы, правила вы рассказали, а теперь попробуйте применить их на практике.
Задание: Определить склонение имен существительных в пословицах.
- Каждая река к морю течет.
- Январь году начало – зиме середина.
- Одежда лучше новая, а друг старый.
- Петухи зари не проспят.
Итоги. И с этим заданием вы справились. Наша экскурсия продолжается.
4. Улица четвертая “Физкультурная”.
Пора и отдохнуть.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
5. Улица пятая “Падежная”.
Ребята, на этой улице живут падежи. Но они все спрятались в своих домиках и чтобы их увидеть мы должны их позвать.
Вопрос: Сколько падежей в русском языке? Назовите их все.
Сейчас я вам прочитаю сказку “Зачем нужны падежи?”
У Падежей как-то спросил вопросительный знак:
– А зачем вы нужны существительным?
– Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношения Существительного к другим
словам в предложении.
– А как?
– Мы указываем, что и где происходит (диктант на уроке), чем производят
какое-то действие (пишу ручкой), целый предмет или его часть (листок
тетради). Без нас никак нельзя!
Задание: Дополни объяснение.
Чтобы определить падеж существительного нужно:
- Найти …, от которого ставится вопрос к существительному.
- Поставить от этого слова … к существительному.
- По вопросу определить …
Вы правильно дополнили объяснение, а теперь попробуйте применить его на практике.
Задание: Определить падежи существительных в пословицах.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Труд человека кормит.
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Итоги.
6. Улица шестая “Ошибочная”.
Уже из названия этой улицы вы догадались, что здесь вы будете исправлять ошибки.
Задание: В каждом предложении есть нарушение связи слов. Найдите “нарушителя” и запишите предложения правильно.
Все лето прожила Дюймовочка в лес. Она пила роса и сладкий мед. Из трава малышка сплела себе колыбельку.
Итоги. МОЛОДЦЫ! Справились и с этим заданием.
IV. Итоги урока. Оценки за урок.
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Я думаю, что она вам понравилась. Но нам надо возвращаться. Впереди вас ждут другие испытания.