Цель: дать понятие о различии одушевлённых и неодушевлёных предметах имени существительного.
Задачи:
- учить находить в тексте имена существительные, имена прилагательные;
- повторить изученные правила и умения применять их при выполнении грамматического задания;
- углубить теоретические знания учащихся о частях речи;
- познакомить с зимующими птицами нашего края, научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.
Оборудование:
- видео-фильм “Зима”, “ Птицы в лесу”,
- магнитофон и записи физминутки.
1. Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
- Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! И первое чудо фильм, который мы сейчас посмотрим. Он настроит вас на работу, поднимет настроение и откроет много чудес.
Видеофильм “Зима”.
- Каком времени года этот фильм? (О зиме, слово "зима" на доску)
- Какой частью речи является слово "зима". (Имя существительное)
- Расскажите правило, что такое имя существительное.
- Как вы определили. (Поставили вопрос)
- Поставьте вопрос к этому слову. (Что? карточку на доску)
2. Формирование новых понятий и способов действий.
Мы подошли к теме нашего урока “Одушевлённые и неодушевлённые предметы имени существительного”:
- почему вы поставили к слову "зима" вопрос “что?”. (Неодушевлённый предмет)
- на вопрос “кто?”, какие предметы отвечают? (Одушевлённые предметы)
- приведите примеры имён существительных, отвечающие на вопросы кто? и что?
- Продолжая наш урок приготовьте карточки с правилами.
(У каждого ученика есть список правил, изученных за 2 класс, см. приложение)
- Называю номер вопроса, а вы быстро находите его в списке и читаете правило на карточке.
- Вопросы № 3, 4, 8, 11
- Эти правила вы можете применить при выполнении задания.
На доске вы видите слова (напечатанные, можно дописывать мелом): трещат, деревья, мороз.
Составьте из них предложение, можно добавить предлог и изменить окончание. Деревья трещат от мороза.
- Найдите опасные места, расскажите правило, подберите проверочное слово.
- Запомните предложение по памяти и запишите в тетрадь.
- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Физминутка.
3. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в изменённых условиях.
Не для всех зима бывает приветливой и красивой. Для кого – то она приносит много хлопот и забот.
- Как вы думаете, для кого зима тяжёлое испытание? (Птиц, зверей)
- Кк называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест? (Зимующие)
- Где их можно встретить? (В городе, на площади)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Из упражнения 230, на стр. 7. вы узнаете, какие зимующие птицы живут в лесу.
- Прочитайте задание.
- Упражнение выполняем по цепочки, записывая слова на доску в два столбика, все остальные работают в тетради (на доску карточки: кто ? что? чечётка, рябина):
- почему названия птиц написали под вопросом КТО? (Одушевлённые)
- названия деревьев под вопросом ЧТО? (Неодушевлённые)
- давайте посмотрим птиц, которых вы назвали. (Презентация “Птицы зимой”)
- среди этих птиц есть одна, необычная, она выводит птенцов зимой. Название этой птицы вы найдёте в упражнение № 231. (Клёст)
Запишите это упражнение в тетрадь.
Задание для самостоятельной работы. В тексте найдите имена существительные и надпишите над ним буквы О и Н. (О - одушевлённые предметы, Н - неодушевлённые предметы)
Взаимопроверка.
4. Итог урока. Рефлексия.
- Скажите, о какой части речи мы сегодня говорили? (Имя существительное)
- Расскажите правило об имени существительном, как часть речи.
- Приготовьте карточки с вопросами кто? что?
Я называю вам слово, вы показываете вопрос, на который он отвечает. ворона. мороз, вьюга, дятел, кормушка, каток, снегурочка.
- На какую тему вы придумывали имена существительные? (На тему “Зима”)
- Как люди могут помочь птицам зимой? (Сделать кормушки)
Посмотрите на экран. Найдите в тексте, какой корм можно положить в кормушку.
Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели.
- Какой частью речи они являются?
- На какой вопрос отвечают?
- Какими предметами они являются одушевлёнными или неодушевлёнными?
5. Домашнее задание.
Домашнее задание стр. 8., упр. 232. Нарисуйте любую птицу, с которой мы встретились на уроке.
Дидактический материал состоит из фильма, созданного в формате Windows Movie Maker, двух презентаций созданных в формате Microsoft Power Point.