Урок математики "Площадь равностороннего треугольника". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель и задачи урока:

- научить находить площадь равностороннего треугольника,

- вывести формулу нахождения площади треугольника,

- закрепить умение находить периметр равностороннего треугольника,

- развивать наглядно-образное мышление.

Оборудование: у каждого ученика геоконт, равносторонний треугольник – сторона равна 10 см, таблица с кроссвордом.

Ход урока

I. Организационный момент

Вспомним всё, что мы учили,
Ничего ведь не забыли?
Рисуем, чертим, вычисляем
Геометрию мы знаем.

II. Актуализация темы

Разгадаем кроссворд.

- Если две точки соединить прямой линией, то получится... (Отрезок)

- Как называется сумма длин сторон многоугольника? (Периметр)

От треугольника вершину,
Отрезав ножницами вмиг,
Увидим новую фигуру
И назовём её... (Трапеция)

- Что получится, если из одной точки провести два луча... (Угол)

- Какую геометрическую фигуру ограничивает окружность. (Круг)

От вершины по лучу,
Словно с горки покачу.
Только луч теперь - она
Он называется.... (Сторона)

- Как называется большая сторона прямоугольника? (Длина)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)

- Это колпачок клоуна,
Закрытый крышкой. Я воронка. Кто я? (Конус)

- Как называется точка, из которой выходят два луча и образуют угол? (Вершина)

Не овал я и не круг
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня.... (Квадрат)

Прочитайте по выделенным буквам название фигуры, знания о которой мы сегодня будем углублять.

отрезок

периметр

трапеция

угол

круг

сторона

длина

циркуль

конус

вершина

квадрат

III. Новое.

- Расскажите всё, что вы знаете о треугольниках.

- На какие группы можно разделить треугольники?

- Как вы думаете, может ли быть прямоугольный треугольник равнобедренным?

А тупоугольный?

Упражнение для глаз. Найдите треугольники в классе.

(Учитель заранее расположила на стенах класса фигуры треугольников)

IV. Практическая работа.

Конструктор “Геоконт”.

Постройте:

а) прямоугольный равносторонний треугольник;

б) тупоугольный равносторонний треугольник;

в) остроугольный равносторонний треугольник.

Вывод: в результате практической работы выявлено, что существует только равносторонний остроугольный треугольник.

Физминутка.

Игра “Светофор”

Учитель поднимает круги красного, зеленого и желтого цвета, а ученики делают соответствующие движения. Красный – стоять, желтый – руки вверх, зеленый – прыжки.

V. Вспомним алгоритм построения равностороннего треугольника.

Начерти отрезок.

Проведи две дуги равные отрезку.

Точку пересечения соедини с концами отрезка.

- Как называется нижняя сторона треугольника? (Основание)

- Как построить высоту в треугольнике?

Найдите периметр равностороннего треугольника.

(Р = 7х3 = 21(см))

VI. Проблема.

А как найти площадь треугольника?

Это мы узнаем путём поисковой деятельности.

Возьмём треугольник. Измерьте его стороны. Как он называется?

Проведём в нём высоту.

Разрежьте треугольник по высоте.

Что у вас получилось?

Какие это треугольники? (Прямоугольные)

Составьте из них прямоугольник.

Вспомните, как мы умеем находить площадь прямоугольника?

Площадь прямоугольника
Надо узнать?
Длину на ширину
Поспеши умножать.

Измерь стороны прямоугольника? 9 см, 5 см. S = 9 X 5 = 45 (cм2)

Как получили 9 см? (В треугольнике опустили высоту)

Как получили 5 см? (Высота разделила основание на две равные части)

Подумайте, как записать площадь треугольника.

Вывод: основание нашего прямоугольника равно половине основания равностороннего треугольника. А высота треугольника – это же и высота треугольника.

Значит, площадь равностороннего треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Sтр. = (а · h) : 2

VII. Интересное.

Графический диктант.

2 клетки вправо вверх наискосок, 8 клеток вправо, 2 клетки вниз вправо наискосок, 2 клетки вниз влево наискосок, 8 клеток влево, 2 клетки вверх наискосок влево.

Проведи линии так, чтобы в середине получилось 3 квадрата.

2 крайние квадрата раздели на треугольники.

Сколько треугольников в фигуре?

VIII. Итог.

Что интересного и нового мы узнали о треугольнике?

IX. Домашнее задание.

Выучить формулу площади треугольника, начертить треугольник и найти его площадь.

Презентация