Цель и задачи урока:
- научить находить площадь равностороннего треугольника,
- вывести формулу нахождения площади треугольника,
- закрепить умение находить периметр равностороннего треугольника,
- развивать наглядно-образное мышление.
Оборудование: у каждого ученика геоконт, равносторонний треугольник – сторона равна 10 см, таблица с кроссвордом.
Ход урока
I. Организационный момент
Вспомним всё, что мы учили,
Ничего ведь не забыли?
Рисуем, чертим, вычисляем
Геометрию мы знаем.
II. Актуализация темы
Разгадаем кроссворд.
- Если две точки соединить прямой линией, то получится... (Отрезок)
- Как называется сумма длин сторон многоугольника? (Периметр)
От треугольника вершину,
Отрезав ножницами вмиг,
Увидим новую фигуру
И назовём её... (Трапеция)
- Что получится, если из одной точки провести два луча... (Угол)
- Какую геометрическую фигуру ограничивает окружность. (Круг)
От вершины по лучу,
Словно с горки покачу.
Только луч теперь - она
Он называется.... (Сторона)
- Как называется большая сторона прямоугольника? (Длина)
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)
- Это колпачок клоуна,
Закрытый крышкой. Я воронка. Кто я? (Конус)
- Как называется точка, из которой выходят два луча и образуют угол? (Вершина)
Не овал я и не круг
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня.... (Квадрат)
Прочитайте по выделенным буквам название фигуры, знания о которой мы сегодня будем углублять.
отрезок периметр трапеция угол круг сторона |
длина циркуль конус вершина квадрат |
III. Новое.
- Расскажите всё, что вы знаете о треугольниках.
- На какие группы можно разделить треугольники?
- Как вы думаете, может ли быть прямоугольный треугольник равнобедренным?
А тупоугольный?
Упражнение для глаз. Найдите треугольники в классе.
(Учитель заранее расположила на стенах класса фигуры треугольников)
IV. Практическая работа.
Конструктор “Геоконт”.
Постройте:
а) прямоугольный равносторонний треугольник;
б) тупоугольный равносторонний треугольник;
в) остроугольный равносторонний треугольник.
Вывод: в результате практической работы выявлено, что существует только равносторонний остроугольный треугольник.
Физминутка.
Игра “Светофор”
Учитель поднимает круги красного, зеленого и желтого цвета, а ученики делают соответствующие движения. Красный – стоять, желтый – руки вверх, зеленый – прыжки.
V. Вспомним алгоритм построения равностороннего треугольника.
Начерти отрезок.
Проведи две дуги равные отрезку.
Точку пересечения соедини с концами отрезка.
- Как называется нижняя сторона треугольника? (Основание)
- Как построить высоту в треугольнике?
Найдите периметр равностороннего треугольника.
(Р = 7х3 = 21(см))
VI. Проблема.
А как найти площадь треугольника?
Это мы узнаем путём поисковой деятельности.
Возьмём треугольник. Измерьте его стороны. Как он называется?
Проведём в нём высоту.
Разрежьте треугольник по высоте.
Что у вас получилось?
Какие это треугольники? (Прямоугольные)
Составьте из них прямоугольник.
Вспомните, как мы умеем находить площадь прямоугольника?
Площадь прямоугольника
Надо узнать?
Длину на ширину
Поспеши умножать.
Измерь стороны прямоугольника? 9 см, 5 см. S = 9 X 5 = 45 (cм2)
Как получили 9 см? (В треугольнике опустили высоту)
Как получили 5 см? (Высота разделила основание на две равные части)
Подумайте, как записать площадь треугольника.
Вывод: основание нашего прямоугольника равно половине основания равностороннего треугольника. А высота треугольника – это же и высота треугольника.
Значит, площадь равностороннего треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
Sтр. = (а · h) : 2
VII. Интересное.
Графический диктант.
2 клетки вправо вверх наискосок, 8 клеток вправо, 2 клетки вниз вправо наискосок, 2 клетки вниз влево наискосок, 8 клеток влево, 2 клетки вверх наискосок влево.
Проведи линии так, чтобы в середине получилось 3 квадрата.
2 крайние квадрата раздели на треугольники.
Сколько треугольников в фигуре?
VIII. Итог.
Что интересного и нового мы узнали о треугольнике?
IX. Домашнее задание.
Выучить формулу площади треугольника, начертить треугольник и найти его площадь.