Экологический проект "Мусор Земле не к лицу!"

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Актуальность проекта

2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

5. Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По колличеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: сентябрь – декабрь

Проблема: охрана природы, попытка решить “мусорную проблему”

1.Актуальность проблемы

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникаютвопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект “Мусор Земле не к лицу”.

2. Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать итерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить в корретной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Девиз проекта

“Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки!”

3. Этапы работы над проектом

(поисково – исследовательская деятельность)

  1. Подготовительный
    • Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
    • Составление перспективного плана работы над проектом “Мусор Земле не к лицу”;
    • Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
    • Создать слайд – программы “Здесь были люди”, “Жалобная книга природы”;
    • Разработки консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”;
    • Подготовка родителей к работе;
    • Проведение дней открытых дверей;
    • Обсуждение первых результатов, опыты, ошибок, неддоработок – круглый стол “Наши результаты”.
  1. Реализация проекта
    • Перспективный план реализации проекта “Мусор Земле не к лицу”

Мероприятия

Дата

Исполнители

1.

Беседа “Помогите природе”

сентябрь

Воспитатель, дети

2.

Экскурсии по улицам поселка

см. рис. №1, 2

сентябрь - октябрь

Воспитатель, дети

3.

Зеленый патруль

“Чистый участок детского сада” см. рис. №3

сентябрь

Воспитатель, дети

4.

Показ фильма “Здесь были люди…”

сентябрь

Воспитатель, дети

5.

Экологическая акция “Мой чистый двор”

октябрь

Родители, дети

6.

Выпуск экологической газеты для родителей “Прикоснись к природе сердцем” см. рис. №4

октябрь

Воспитатель, дети

7.

Экспериментальная деятельность “Рассортируем мусор” см. рис. №5

Труд в природе

октябрь

ноябрь

Воспитатель, дети, родители

8.

Занятие “Мусор – это хорошо или плохо?”

октябрь

Воспитатель, дети

9.

Правила поведения в природе. Выпуск плакатов “Этого не должно быть!”

Фотопротокол “Загрязнения нашего края”

ноябрь

Воспитатель, дети, родители

10.

“Что мы знаем о природе и ее охране”

КВН для семейных команд (дошкольников и их родителей)

ноябрь

Воспитатель, дети, родители

11.

Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор, что произойдет?” см. рис. №6

ноябрь

декабрь

Воспитатель, дети

12.

“Этот фактический мусор” - работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала см. рис. №7

сентябрь

декабрь

Воспитатель, дети, родители

13.

Занятие “Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!”

декабрь

Воспитатель, дети

14.

Экспериментальная деятельность “Изготовление новой бумаги” см. рис. № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

декабрь

Воспитатель, дети

15.

Открытие галереи “Мусорный вернисаж” см. рис №15, 16

декабрь

Воспитатель, дети

4. Ожидаемые результаты

• Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

• Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:

- экологическое просвещение. Информация по темам “Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды”, “Правила поведения в экстремальных условиях”;

- совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх;

- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала);

- агитационная работа: помощь в оформлении фотогазет “Здесь были люди”, “Жалобная книга природы”.

См. фотографии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экспериментальная деятельность

Опыт №1. Изготовление новой бумаги

  1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
  2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
  3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
  4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

Опыт №2. Мусор в земле.

Закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.