Тема: Знакомство с техникой “Кавандоли”. Принцип плетения двухцветного полотна репсовыми узлами.
Задачи:
- Ознакомить с историей техники “Кавандоли” и её возможностями, а также с современными тенденциями развития.
- Развивать навыки выполнения репсовых узлов.
- Ознакомить с традициями и развитием узелкового письма и отражением особенностей его выполнения в плетении “Кавандоли”.
Оборудование: Альбом с образцами выполнения схем техники “Кавандоли”, фотографии работ на СД, готовые работы в технике “Кавандоли”, или с элементами, выполненными в данной технике. Схема выполнения вертикального и горизонтального репсового узлов. Образцы нитей, применяемых для работ в данной технике (Нить капроновая, обувная различных цветов и разного диаметра; нить кручёная рыболовная; “ирис” и “фиалка” разных цветов; нити х/б для ручного вязания разного диаметра; акрил; остатки полиамидного шнура бельевого без сердечника плоского и круглого в сечении разных цветов и диаметром 2-4 мм, длиной не менее 1м.). Рабочие подушки, предпочтительнее из пенопласта. Швейные булавки с декоративной головкой. Ножницы. Спички.
Ход занятия
- Организационный момент:
Что знала, то сказала, на нитку нанизала.
Пословица.
Все из вас умеют писать текст. А задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы пишем и читаем чаще всего слева на право? Не задавались ли вы идеей попробовать читать или писать справа на лево? Если вы внимательно смотрите иностранные фильмы, или видели как выглядит и как читают, может быть пишут, арабский, или японский, китайский тексты, или как пишут американцы. Даже на неопытный и скорый взгляд можно отметить, что американцы могут писать текст без напряжения как левой, так и правой рукой; направление текста, выполненного для арабов, справа налево; прочтение одного знака китайской письменности зависит от его написания и может иметь множество значений...
В мире очень много языков, как живых, имеющих своих носителей, так и “мёртвых”, ещё не изученных и, наверняка, не используемых. Изучая письменность разных народов, учёные пришли к выводу, что сначала знаки письменности не писали или рисовали на поверхности, а вязали на верёвке, для чего на длинную основную верёвку навешивали много относительно коротких верёвок с разнообразными узлами.
Учёные первой стали исследовать узелковую письменность инков, которую обнаружили при завоевании Америки, затем узнали про узелковую письменность Китая. Узелковое письмо было широко распространено у индейцев, да и сейчас частично сохранилось и применяется. Узелковое письмо было и в Индии и других азиатских странах, кое-где в Африке, у аборигенов Австралии. В Прибалтике им пользовались и в XX веке. В этнографических музеях Литвы можно увидеть связки разноцветных ниток, которые являются либо хозяйственными записями, либо рецептами народной медицины.
Узлы несли в себе какую-то информацию, были символами. Когда узелковая письменность только-только появлялась, имели значение и форма узла, и размер, и материал, из которого был сделан узел. Потом вместо различных материалов стали использовать различные цвета. Затем, всё меньше и меньше прибегая к узелковому письму для передачи сообщений, люди ещё долго использовали узелковые заклинания и узелковые обереги. (В Китае до сих пор применяют узлы-обереги как часть сувениров, амулетов, в качестве подарка.)
Со временем их смысл стал утрачиваться, а узелковые обереги постепенно трансформировались в макраме, или в орнамент, или в геральдические знаки.
Греки первоначально свою письменность выстраивали, подражая внешнему виду узла и направлению его прочтения в вязи. Они очень быстро пришли к выводу, что одноосновное “письмо” “от петельки до последнего свободного кончика” сильно утяжеляет “прочтение” и довольно громоздко. Принцип экономии они придумали для письма в соответствии с процессом вспашки поля быками - первая строка -слева направо, вторая- в обратном направлении -справа налево. Конечно, много позже, когда изображение узлов в письменности стало более символьным, пришли к современной системе письменности - слева направо. И сверху вниз.
В современном макраме изыскания греков в узелковой письменности нашли отражение в узелковом гобеленовом плетении, в частности, в технике “кавандоли”.
“Кавандоли”, или гобеленовое плетение, или итальянское плетение,- это плотное двухцветное плетение, состоящее из репсовых и бисерных узлов, либо чередующихся вертикальных и горизонтальных репсовых узлов. Своё название это плетение получило в честь итальянки Валентины Кавандоли, жившей в XVI веке. В это время в Турине существовала школа для детей на открытом воздухе, которая называлась “Дом Солнца”. Валентина Кавандоли преподавала там, обучая детей пяти-шести лет плести кошельки и сумочки. Конечно, в своём современном развитии техника “Кавандоли” ушла очень далеко от того, что выполнялось при её основоположнице. Изменились и материалы, и их свойства, да и саму технологию плетения трансформировали в разные направления узелкового гобеленоплетения. Общей осталась только суть принципа “кавандоли”: чередование завязываемых нитей по цвету с получением рисунка и узелкового полотна одновременно.
Мы же с вами начнём с изучения самого плетения “кавандоли”. Внешне оно похоже на вышитое полотно, или полотно норвежского вязания. Поэтому итальянское плетение допускает использование орнаментов для вышивки крестом, для вязания спицами или крючком. Однако, чаще применяют схемы, составленные на основе собственных эскизов, или доработанные готовые схемы орнаментов. Обычно в этом плетении используют два цвета - основной (цвет фона)- нити основы, и одна длинная цветная нить (цвет узора)- рабочая нить. Чаще всего в схеме орнамента одна клетка соответствует одному узелку. Поэтому количество вертикальных концов (основы) соответствует количеству клеточек в ширине орнамента. Количество рядов – количеству клеток в вертикали схемы.1-й ряд узора - это всегда верхний ряд клеток. Его можно начинать плести либо слева направо, либо справа налево, но выполнение узелкового полотна всегда идёт сверху вниз, а направление плетения в рядах -слева на право, а затем справа на лево. Таким образом, плетение орнаментированного полотна повторяет изыскания древних греков в письменности.
I.Возьмите остатки бельевого шнура диаметром 3-4мм двух цветов. Лучше, если это будут такие сочетания: белый и жёлтый, белый и зелёный, белый и синий или голубой. Это позволит нам использовать ваши пробные образцы в дальнейшей работе. Подберите 8-10 нитей цветного шнура длиной 35-50см.Белый шнур возьмите один, длиной около 5 метров.
Конец белого шнура приколите к подушке горизонтально так, чтобы большая часть шнура располагалась около правой руки.
Начиная слева, навесьте простой навеской за середину последовательно все цветные нити.
Используя белый шнур в качестве основы, направьте его справа налево. Положите его поверх цветных нитей.
Держите основу левой рукой, направляя её вплотную к наборному ряду. Основу нужно туго натягивать во время работы. Правой рукой провяжите ряд горизонтальных репсовых узлов вплотную к наборному ряду. При возникновении пространства между наборным рядом и рядом репсовых узлов, нужно либо переплести узел (если отклонение велико), подтягивая основу чуть выше наборного ряда (предыдущего ряда в дальнейшем плетении), либо просто потуже подтянуть завязываемый узел.
Помните: Завязывать узел нужно одной рукой, другой рукой контролируя основу!
Выполнив первый ряд, разверните основу слева на право. Теперь основу контролируем правой рукой, левой рукой завязываем узлы. Провяжите второй ряд горизонтальных репсовых узлов, также стараясь примкнуть его вплотную к первому ряду. Далее, развернув основу справа налево, выполните, по желанию, 5-8 горизонтальных репсовых узлов. Затем, используя в качестве основы цветные нити, выполните 5-6 вертикальных репсовых узлов. Завершите ряд горизонтальными узлами. Следующую бриду начните 5-8 вертикальными узлами, закончите 2 вертикальными. В последующих бридах, на своё усмотрение, завязывайте вертикальные репсовые узлы в разных местах ряда. Можете также чередовать количество завязываемых вертикальных рядов. Закончите работу, когда концы цветных нитей не позволят завязать узел аккуратно и правильно. Белую нить отрежьте, отступив 5-6 см от последнего узла. Готовый образец отложите.
II. Теперь выберите в качестве основы нити одного цвета и диаметра. А рабочий шнур возьмите отличным от них диаметром и цветом. Повторяя ту же последовательность работы, что в первом случае, выполните второй образец. Не забывайте следить за качеством завязываемых узлов и сохранением целостности выполняемого полотна.
III. Поменяйтесь образцами выполненными вами, с соседом по парте или ряду. Предложите ему оценить вашу работу. И оцените предложенную вам работу.
Примерные параметры оценки:
- Сохранение формы;
- Принадлежность плоскости;
- Качество готового полотна;
- Восприятие цвета, узора и готового полотна;
- Свойства готового полотна;
- Возможное назначение.
IV. Предложите, как придать рабочему образцу завершённость.
- Подведение итогов:
Демонстрация готовых работ, обсуждение их свойств и качества выполнения.
Список литературы
1.Краузе Анна. Альбом “Макраме”.- Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1986. – 65 с.
2.Кузьмина М.А. Азбука плетения.- М.: Изд-во Эксмо, 2006. -256 с.
3. Ольшанская Юлия. Макраме. Техника “Кавандоли”. – М.: Изд-во “ Культура и традиции”, 2000.-55с.
4. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме: Кн. Для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1992. – 127 с.
5. Мирошникова И. С. Макраме-искусство хитросплетения.- Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2005.-256 с.
6. Чудо-узелки. Искусство плетения наузов/ М. Локшина. – М.: ИЦ “Слава!”, ООО “Форт-профи”, 2009. -208 с.