Раздел: Рукоделие.
Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей развития старинной техники вышивки шелковыми лентами, историей декупажа;
- изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения вышивки;
- развить творческое мышление, эстетический вкус;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность за выполненную работу.
Выбор и обоснование форм и методов:
Формы:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы:
- наглядно-иллюстративные;
- поисковый метод.
Методы проведения занятий:
- беседа с объяснением нового материала;
- практическая работа учащихся;
- показ наглядностей;
- демонстрация трудового приема.
Материально-техническое оснащение:
- белая хлопчатобумажная ткань для декупажа:
- ткань для прокладки;
- трехслойные бумажные салфетки с изображением вьюнка;
- клей для декупажа по ткани;
- ленты атласные шириной 16 мм белые и зеленые; нитки ирис зеленые;
- нитки шелковые тонкие белые;
- тесьма зеленая широкая и узкая;
- акриловые краски для батика: фиолетовая и зеленая
- ножницы для декупажа, ткани и лент;
- кисть для клея и красок;
- пяльцы;
- игла соломенная;
- игла швейная;
- синтепон; термопистолет с горячим клеем.
Тип урока: комбинированный.
Ход занятия
- Организационный момент:
- Объяснение нового материала:
Искyccтво декупажа - создание декоративных изделий путем вырезания мотивов из бумаги и наклеивания их на основу - существует уже несколько столетий. Долгое время в качестве основы для работы использовали деревянные предметы, но в наши дни декупаж можно выполнять практически на любой поверхности, в том числе и на ткани.
Свободная вышивка такое же старинное рукоделие. Еще в Средние века мастерицы применяли в своей работе самые разные материалы: от шелковых лент до бисера. Такая вышивка требовала безупречного вкуса и большого мастерства.
А что получится, если соединить декупаж и вышивку (конечно, речь идет только о декупаже по ткани)?
Во-первых, вы сможете создать оригинальный принт по своему вкусу, даже не умея рисовать и не используя технических приспособлений.
Во-вторых, фон, выполненный в технике декупаж, заметно облегчает процесс вышивки: вы сэкономите время, т.к. большая часть картины остается незашитой.
В-третьих, используя приемы обеих техник, вы получаете возможность создавать неповторимые предметы интерьера: шкатулки и зеркала, абажуры и рамки, а самое главное, вышитые картины, которые не только украсят дом, но и вызовут искреннее восхищение ваших домочадцев и гостей.
III. Выполнение практической работы:
Учащиеся, пользуясь инструкционными картами, выполняют различные виды швов под руководством учителя:
Декупаж и подготовка к вышивке
Вышивка
1. Из белой ленты 16-миллиметровой ширины выполните тройной цветок из собранной ленты. Закрепите его на основе, используйте швейную иглу и белую шелковую нитку.
2. Из той же ленты выполните две небольшие скрученные бутонов вьюнка. Один бутон дополнительно обвейте зеленой лентой и закрепите ее шелковой ниткой.
3. Закрепите бутоны на основе.
4. Фиолетовой краской для батика распишите лепестки вьюнка, нанося небольшое количество краски на края и выпуклые части цветка.
5. Дайте краске высохнуть, после чего окрасьте серединки краской для батика. Дайте краске высохнуть.
6. В серединке каждого цветка соломенной иглой с зеленым ирисом выполните по одному французскому узелку в 5 - 7 навивок.
7. Бутоны окрасьте фиолетовой краской для батика.
Листья и стебли
- Выполните шесть крупных листьев из сложенной зеленой ленты 16- миллиметровой ширины.
- Закрепите их на основе, используя швейную иглу и зеленую шелковую нитку.
- Стебли вьюнка вышейте зеленым ирисом швом вприкреп. Также вышейте прожилки на листьях.
Вышивальные швы и объемные элементы:
французский узелок; шов вприкреп; тройной цветок из собранной ленты; скрученная роза; лист из сложенной ленты.
IV. Заключительная часть:
Вопросы для закрепления нового материала:
- для чего люди занимаются прикладным творчеством?
- какие материалы используются для декупажа и вышивки шелковыми лентами?
V. Анализ и оценка работы:
Подведение итогов и оценка работы на уроке.
VI. Домашнее задание:
Предложить учащимся разработать свою композицию вышивки (рисунок) из стежков и швов уже изученных на уроке.
Использованная литература
“Вышивка по декупажу” А. Зайцева – М. :Эксмо. 2010. – 96 с.: ил.