Введение
Пояснительная записка
Творчество является неотъемлемым атрибутом человеческой деятельности, её высшей формой активности. Обладая народным ремеслом, юный учащийся готовится к активной трудовой деятельности, приобщается к огромному миру духовного опыта народа. Народные традиции, обряды и разные промыслы декоративно-прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг – беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. “Это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, ибо совместные занятия детей и взрослых декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию духовной культуры подрастающего поколения” Некрасова М. А.
Актуальность данного занятия и выбранной темы в том, что создание рукотворной вещи служит элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных знаний и навыков, создаёт положительный эмоциональный фон, удовлетворяя потребность в радости, красоте и гармоничном восприятии мира, несет в себе внутри эстетический вкус. Занятие предусмотрено совместно с родителями, где они могут увидеть и познать мир интереса и увлечений ребёнка.
Занятия декоративно-прикладным творчеством отражают народные традиции, обряды, художественный опыт народа, миропонимание, мировосприятия, сохраняют историческую память, необходимую для воспитания самосознания и социализации ребёнка в обществе.
Тема занятия: “Пасха – удивительно светлый и по-настоящему весенний праздник”
Цель: Создание условий для повышения интеллектуально-эстетического уровня учащихся, развития художественно-творческих способностей детей, формирования личности ребёнка через освоение художественно-нравственных ценностей культуры своего народа. Пробудить интерес к духовным ценностям, народным традициям, обрядам и ремёслам.
Задачи:
Образовательные
1. Расширить и закрепить умения и знания по технике с лоскутиком, пряжей, крючком и спицами, используя разные способы украшения народных сувениров.
- Совершенствование умений работы с технологической картой, схемой, образцами, журналами.
- Изучая историю культуры народного края, расширять кругозор учащихся через ознакомление с символикой и атрибутами обряда.
Развивающие
- Развивать мышление, творческие способности учащихся для самостоятельного поиска, анализа информации по декоративному творчеству и по народным традициям.
- Формировать у учащихся самостоятельное создание изделий декоративного творчества по законам народных традиций.
- Создать среду творческого общения, коллективного труда и ситуации успеха.
Воспитательные
- Воспитывать любовь и уважение к культуре народа верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Оборудование и материалы: ткань, нити х.б., пряжа, иглы, спицы, крючок, ножницы, схемы, журналы, клей. Образцы “пасхальное яйцо, пасхальный венок, пасхальные птички, цыплёнок, цветы”.
Девиз занятия: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”.
“Умелые руки не знают скуки”. ( Русские народные пословицы).
Тип занятия: Комбинированный.
Методы обучения:
- Словесный, беседа, объяснения.
- Демонстрационный.
- Практический.
План занятия:
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
- Вступительная часть. Тема, цель.
- Изучение нового материала: из истории народной культуры, традиций, обрядов и ремесел.
- Объяснения задания (практическое занятие): проверка наличия выбранных материалов и инструментов.
- Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтовая работа с учащимися.
- Итог занятия: вывод, оценивание работ, домашнее задание.
- Самоанализ занятия: дать краткую характеристику занятия.
Ход занятия
1.Организационный момент – 2 мин.
2. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
1. Проверить подготовленные инструменты и материалы.
2. Повторить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.
3. Вступительное слово педагога – 10 мин.
Ребята, наше занятие мне хотелось, начать стихотворением Сергея Есенина “Пасхальный благовест”.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает сон.
Приближается православный праздник Пасха. Совсем скоро он войдёт в наши дома с торжественным перезвоном колоколов, ярким солнышком. Пройдёт неделя-другая – стает снег, появятся проталины, зазеленеет трава, оживут поля. Христианская Пасха именуется от греческого “пасхейн” - “страдать”. Но прежде следует вспомнить, что Светлое Христово Воскресенье – торжество торжеств, величайший и радостнейший праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: “Христос воскрес! – “Воистину воскрес!”
В этот день Церковь вспоминает страдания Христа и Его Воскресенье после смерти на кресте, что является величайшим событием в деле спасения человечества и мира, основой веры христиан всего мира.
Праздник Пасхи отмечается всю светлую неделю с особой, торжественной радостью. В первый день Пасхи принято рано утром любоваться восходом солнца и прогнозировать погоду на всё лето. В старину в России на все дни недели для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы, где выступали бродячие артисты. Прочее население наносило поздравительные визиты родным и знакомым.
В Пасхе большое место занимает обрядная еда, которая включает в себя пасху из творога, кулич и крашеные яйца, которые являются символом праздника. Ещё задолго до появления христианства, разные народы почитали яйцо, как символ обновления, жизни, знак начала. В нём воплощались надежды на будущее. На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами “Христос воскрес!”
На Востоке считали, что изначально все формы жизни находились внутри огромного яйца, и что из него появлялось всё сущее в мире. Люди верили, что украшенная, яичная скорлупа способна уберечь человека от болезней, злых духов, сглаза и других напастей. Отсюда и древний обычай дарить крашеные яйца. Именно в славянской культуре родились “крашенки” и “писанки”. Изначально “крашенки” красили в один цвет. Постепенно пришли к населению сложных узоров, символизирующих любовь, верность, плодородие и мир. Считается, что правильно выполненная “писанка” - оберег семьи. У “Писанки” свои законы, созданные многими поколениями людей. “Писанки” изготовляются только в хорошем настроении в специальное время суток года, с чтением специальной молитвы. Цвет “Писанок” также символичен.
Белый – цвет чистоты, божественного начала.
Голубой – цвет небесной Богоматери, божественного духовного значения.
Красный – радость жизни.
Зелёный – здоровья, жизнь.
Бордовый или коричневый цвет – принадлежность к земле.
Черный цвет – неизвестность, бесконечность.
Светлый день Пасхи, несомненно, стал тем днём, когда люди с добром обращаются к близким, прощают друг у друга все обиды. Вспоминают ушедших и радуются наступающей весне.
Давайте вместе придумаем что-нибудь необычное для этого праздника.
- Демонстрация сувениров, образцов – 5 мин.
- Практическая работа – 20мин.
Ребята, вот такие сувениры мы с вами будем сегодня делать. (Показываются разные образцы, сувениры). Но для того, чтобы они у вас получились, вы уже многое умеете. Вы должны решить, что бы вам захотелось сделать. И ваша задача – воплотить услышанное и увиденное в создании пасхального сувенира.
А теперь прошу вашего внимания, т. к. наша задача – выполнить работу по изготовлению и оформлению пасхального сувенира. Работа будет проводиться вместе с родителями. У каждого обучающееся на столе всё необходимое (материал, пряжа, инструменты для выполнения сувенира). Каждый уже определился, какой пасхальный сувенир будет готовить для праздника. Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.
Учащиеся и родители самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению и оформлению пасхального сувенира.
6.Физкультминутка -10 мин.
1. Задание. “Постарайся, отгадай”.
а). Сверху – серебро,
А в середине – золото.
б). Катится бочка,
На ней – ни сучочка.Яйцо.
в). Белое круглое
Долго лежало,
Вдруг затрещало:
И неживое
Живым стало.
г). Домик круглый. Домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец!Яйцо и цыплёнок.
д). Душа льняная
А маковка златая.
е). Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет даёт.Свеча.
ж). Поставлю – попарю,
Выну – поправлю.
Этот сдеру,
Другой положу.Блины.
2. Задание. Как отличить варёное яйцо от сырого яйца?
Кто знает, у кого животного или птицы самое большое и самое маленькое яйцо? (Страус, перепелка).
Назовите аукцион блюд для пасхального стола?
(Студень, кулич, пасха, утка с яблоками, рулеты, пироги.)
- Задание. Пасхальные игры.
- Катание яиц. Кто дальше прокатит яйцо.
- Искать яйцо.
- “Чокаться” яйцами.
- Практическая работа – 10мин.
- Обобщение результатов, рефлексия – 2 мин. Даётся оценка поведения; трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, любознательность, мастерство и индивидуальность.
- Организация домашнего задания. Подобрать русские народные пословицы и поговорки по теме: “Пасха, весна, труд”.
- Уборка рабочих мест.
А теперь продолжаем свою работу по изготовлению и оформлению пасхального сувенира. Учащиеся и родители самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению пасхального сувенира.
7. Подведение итогов. - 5 мин.
Молодцы, родители и учащиеся. У всех получились замечательные работы. В конце занятия оформляется выставка готовых изделий.
Заключение.
В заключение можно сделать следующие выводы: цель и поставленные задачи на занятие были достигнуты, в занятии предусмотрены разнообразные формы проведения (беседа, демонстрация, самостоятельная творческая деятельность, практическая работа, психологические игры).
Таким образом, познавательный интерес учащихся через обращение к народных промыслам, традициям, обрядам прикладного творчества - всё это способствует развитию логического и абстрактного мышления для выбора сувенира. Тесная взаимосвязь родителей и детей к проблеме выбора пасхального сувенира отнеслись ответственно, поэтому все получили хороший результат. Следовательно, такие занятия помогают сформировать полноценную личность ребёнка, способную к саморазвитию и самовоспитанию.