Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [р], [р']. Буквы "Р", "р""

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Перспективная цель: создание условий для освоения навыка чтения.

Актуальная цель:создание организационных и содержательных условий о сходстве и различии согласных звуков [р ], [ р '], знакомство с буквами Р,р

Задачи:

  1. Образовательная:
  2. -ознакомление с согласными звуками [р ], [р '] и буквами Р,р, в процессе практической работы.

  3. Коррекционно-развивающая:
  4. - развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы “Почему звуки [р], [ р '] согласные?”;

    - развитие умения различать согласные звуки по твёрдости и мягкости, осознание содержания отдельных иллюстраций, текстов.

  5. Воспитательная:

- воспитание ценностного отношения к русской литературе через слушание “ Сказки о рыбаке и рыбке ” А.С.Пушкина.

Технологическая карта урока

Предмет

Тема

Класс

УМК

Методы

 

Тип урока

Вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Средства

личностные

метапредметные

предметные

предмет

Обучение грамоте

( чтение).

тема урока

Согласные звуки

[ р ],[ р '].

БуквыР,р.

1 класс

УМК

“Школа России”

1)Объяснительно-иллюстративный.

2)Частично-поисковый.

3)Репродуктивный

Урок сообщения новых знаний.

Традиционный

с применением проблемных технологий.

Усваивают содержание

здоровье-сберегающих технологий

(исходя из социальных и личностных ценностей).

Ориентируются на проявление этических чувств,

положительное отношение к обучению.

Регулятивные. Осваивают способы решения учебной задачи.

Узнают, называют и определяют объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием урока.

Познавательные

Умеют работать со схемами (знаково-символические УУД);

Умеют осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Умеют сравнивать, классифицировать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные Умеют высказывать свое мнение ,умеют слушать собеседника.

Умеют выделять новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, распознают в словах новые звуки, читают слоги и слова с изученной буквой.

Читают рассказ и отвечают на вопросы по содержанию.

Практическая работа.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

 

Учебник

В.Г.Горецкий

“Азбука часть 1”.

Предметные картинки.

Карточки со словами,

схемы- модели.

Ребусы.

“Лента букв”.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (Универсальные учебные действия)

  1. Организационно-мотивационный
  2. Задача: создание благоприятного микроклимата.

    Принцип:психологическая комфортность.

    Средства: языковые.

Учитель приветствует учеников.

(создание положительной мотивации)

Ученики настраиваются на урок.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к учебной деятельности.

  • Создание проблемной ситуации.
  • Задача: создание ситуации противоречия.

    Принцип:деятельностный подход.

    Средства: языковые, наглядные, знаково-символические.

Учитель актуализирует полученные знания.

-На прошлом уроке вы побывали в гостях у Алика.

-Расскажи о своём дне рождения.

-Кого ты пригласил?

-Чем угощал гостей?

- Что тебе подарили?

Учитель подводит учащихся к проблеме.

- Из слов забор, дверь выделяем звуки

[ р ], [ р '].

- Знакомство с буквами Р,р.

- Чтение слогов- слияний.

- Открыть учебники на с.65

- Чтение слов:

рана

ранка

тронул

уколол

-Составьте схемы этих слов.

- Распознавание согласных звонких звуков[ р ], [р '].

Детиделятся впечатлениями о своих днях рождения,

выделяют и распознают из предложенных слов

согласные звонкие звуки[р],[р'], составляют схемы.

Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

формулировать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

умение задавать вопросы, слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

выражают своё отношение к проблеме(морально- этическая ориентация- оценка поступков).

  • Открытие новых знаний.
  • Задача: создание условий по открытию новых знаний.

    Принцип: целостности.

    Средства: языковые, учебник.

Учитель организует работу по решению проблемы.

-Работа по учебнику с. 64

- Рассмотрите иллюстрацию.

-Что на ней изображено?

Учительзнакомит детей с произведением А.С. Пушкина

“Сказка о рыбаке и рыбке”, читает отрывок, задаёт вопросы по содержанию.

Ученики отвечают на вопросы учителя, анализируют отрывок из произведения.

Чтение “цепочкой” текста.

Дети называют слова из текста с согласными звуками

[ р ], [р '], дают им характеристику.

Предметные УУД:

опыт предметной деятельности по получению и применению новых знаний.

  • Самостоятельное применение новых знаний.
  • Задача: организация работы по продуктивному применению знаний.

    Принцип: непрерывности.

    Средства: языковые, учебник

Физкультминутка.

Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
-Я люблю,- сказал он строго
Чтоб полосок было много!

Учитель организует работу по выполнению заданий проблемного характера.

- Работа по учебнику с. 65

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кто на ней изображен?

-Чтение рассказа

“ Кактус”

-Как зовут девочку?

-Что она сделала?

- Что с ней случилось?

Учитель организует работу по составлению правил оказания первой медицинской помощи.

Ученики рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя.

Дети читают текст

“цепочкой”, анализируют содержание по вопросам учителя.

Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

организация учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

Развитие мотива- желание сберечь своё здоровье на основе опыта собственной жизни.

  • Обобщение и выводы по учебной проблеме.

    Итог урока.

    Задача: организация обобщения

    и подведения итогов урока.

    Принцип: деятельности.

    Средства: языковые.

Учитель предлагает разгадать ребусы и дать характеристику согласным звонким звукам [ р ], [ р'].

( ра + дуга= радуга)

(рыба + к = рыбак)

- На с.65 выполнить задание:

“ Придумай слово в котором есть звук[ р '].

- Какую проблему мы решали?

- Почему звуки [ р ], [р '] согласные?

Учитель организует

обобщение по “Ленте букв” и подводит итог урока.

-Как надо беречь своё здоровье?

Ученики отгадывают ребусы, выделяют согласные звуки

[ р], [ р'] и дают им характеристику, отвечают на проблемные вопросы.

Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

рефлексия деятельности.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении.

Личностные УУД:

делают выводы, отвечают на итоговые вопросы учителя и оценивают свои достижения.