Открытый урок "Путешествие по Санкт-Петербургу". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

- продолжение работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов;

- развитие интереса и уважения к предмету: расширение кругозора учащихся;

- привитие интереса к историческим памятникам культуры нашей Родины.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, презентация, набор слайдов, видеоклипов, книги, открытки, иллюстрации с видами архитектурных памятников г.Санкт-Петербург, карта России, плакаты с надписями, атласы по географии для 6-го класса, доска, мел.

План урока

Красуйся, град Петров, и стой
Непоколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия.
А.С. Пушкин

I. Организационный момент

Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Это задачи на составление уравнений. Повторение решения задач на определение площади и объема.

Урок проходит в форме путешествия – мы побываем в городе на Неве Санкт-Петербурге.

II. Устный счет

Задачи решаем устно, ответы записываем в тетради. Если ответы правильные, то вы узнаете имя основателя Санкт-Петербурга.

Задача №1

(Слайд №1 Карта России) Измерьте по карте линейкой расстояние от Москвы до Петербурга, используя масштаб, определите это расстояние в километрах. (Один ученик работает у доски, остальные измеряют в атласах).

  • Что называется масштабом карты? /Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности/

Расстояние на карте равно 1,3 см. Масштаб 1:50 000 000.

1.3 * 50 000 000 = 65 000 000 см = 650 км

Таким образом, расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равно 650 км.

Ответ 650 км

Задача №2

За сколько часов может проехать расстояние 650 км скорый поезд, двигаясь со средней скоростью 80 км/ч?

  • Как найти время, зная скорость и расстояние? /Надо разделить на скорость/

t = S/v = 8,125 (ч) ? 8 ч

Ответ: 8 ч

Санкт-Петербург был заложен на небольшом острове Заячьем в ходе Северной войны (со шведами). Его старые исторические кварталы расположены на многочисленных островах в дельте реки Невы при впадении ее в Финский залив Балтийского моря.

Клип №1 Заячий остров

Задача №3

16 мая 2000 г. Санкт-Петербургу исполнилось 297 лет.В каком году был основан город?

2000-297 = 1703 г.

Ответ: в 1703 г.

Задача №4

Поверхность воды составляет десятую часть территории современного города, площадь которого 1,4 тыс. км2. Сколько это квадратных километров?

(Записали в тетради) /0,1 * 1,4 = 0,14 тыс. км2/

Ответ: 0.14 тыс. км2

Задача №5

Слайд №2 Разводные мосты

В Санкт-Петербурге, расположенном на 42 островах, 300 мостов. Это в 15 раз больше, чем разводных мостов. Сколько разводных мостов в городе?

/300 : 15 = 20 мостов/(показ клипа)

Клип №2 Разводные мосты

650 км

П

8ч.

Ё

1703 г.

Т

0,14 тыс. км2

Р

20 мостов

I

Расшифруйте, кто явился основателем Санкт-Петербурга? /Петр I/ (Слайд №4 Петра I)

III. Отправимся в маленькое путешествие по Санкт-Петербургу на автобусе. Начнем путешествие от Московского вокзала

Первая остановка: Военно-исторический музей артиллерии. Это один из старейших музеев страны. Перед входом в музей под открытым небом размещение экспонаты в натуральную величину: танки, пушки, ракеты, радары, бронетранспортеры и т.д.

Решите задачу (устно)

Задача.

Всего военной техники 40 единиц. Из них пушки составляют 0,3. Сколько пушек стоит у входа в музей?

  • Как называется такой тип задач? /нахождение дроби от числа/
  • Как найти дробь от числа /Умножением/
  • Сколько пушек? /40 * 0,3 =12 штук/

Ответ: 12 пушек

Вторая остановка: Исаакиевский собор

Клип №3 Исаакиевский собор

Слайд №5 Исаакиевский собор

Исаакиевский собор – здание-музей, поражающее своим величием. Золотой купол Исаакия виден практически со всех концов города. Строили его в течении почти 40 лет по проекту архитектора Монферрана.

Решите задачу и узнайте высоту собора:

Высота прямоугольного основания Исаакиевского собора составляет 2\5 общей высоты. Высота “коллонады” 102 метра, составляет 28 % общей высоты а высота купола с башней равна 32,64 метра.
Чему равна высота собора?

Решение:

Составим краткую запись:
Основание – 2\5
коллонада 28%
купол 32.64 метра

2\5=0.4=40%

На коллонаду и на основание приходится 40+28=68%

На купол приходится 100-68=32%

Высота собора равна 32.64:0.32 = 102 м

Ответ: 102 м

Высота Исаакиевского собора равна 102 м. Это приблизительно семь пятиэтажных домов, поставленных друг на друга.

Задачи

Клип №4 Петропавловский собор

    1. Высота шпиля Петропавловского собора больше, чем высота Исаакиевского собора на 20,5 м. Чему равна высота шпиля? /Ответ: 122,5 м/
    2. Клип №5 Адмиралтейство

    3. Высота центральной башни с золоченым шпилем Адмиралтейства меньше высоты Исаакиевского собора на 30 м. Чему равна высота центральной башни Адмиралтейства? / Ответ: 72 м./

Можете себе представить эти грандиозные сооружения? Как их строили? Ведь в 18-19 в. не было ни экскаваторов, ни подъемных кранов. Отправляемся дальше. Подъезжаем к Дворцовой площади – одному из совершеннейших архитектурных сооружений ансамблей в мире

Клип №6 Дворцовая площадь

В центре площади находиться Александровская колонна. Интересно, что эта колонна, высотой приблизительно 26 м и весом около 600 т, не закреплена и держится лишь под тяжестью собственного веса. Это самое высокое в мире сооружение подобного типа.

Слайд № 6 Александровская колонна

Клип №7 Александровская колонна

Посетим Зимний дворец – главное здание на площади

Клип №8 Зимний дворец

Слайд №7 Зимний дворец

Зимний дворец является частью архитектурного ансамбля Эрмитажа – мировой сокровищницы искусства, крупнейшего художественного музея России.

Решив задачу, мы узнаем количество залов в Зимнем дворце.

Задача. В Зимнем дворце 400 залов. Залов на третьем этаже в 2 2/3 раза меньше, чем на втором, и на 120 залов меньше чем на первом, Сколько залов на каждом этаже?

  • Что означает число 400? /общее количество залов/
  • Что означает число 2 2/3? /Во столько залов меньше на третьем этаже, чем на первом/
  • Что означает число 120? /На столько залов меньше на третьем этаже, чем на первом/
  • Что надо узнать /Сколько залов на каждом этаже/
  • Известно ли нам количество залов хотя бы на одном этаже? /нет/
  • Как будем решать задачу? /Составим уравнение/

(Один ученик на доске составляет “черновик” решения задачи)

/на третьем этаже залов меньше, чем на первом, следовательно, на первом больше, чем на третьем. Часть условия дана в косвенной форме/

Оформление решение задачи (пояснительный текст ученики диктуют с мест, каждый по предложению, одновременно записывают его себе в тетрадь)

Решение. Пусть на третьем этаже расположено х залов, тогда на втором этаже 22/3х залов, а на первом этаже х +120 залов. По условию всего в Зимнем дворце 400 залов или

х + 2 2/3 х + х +120 залов

составим уравнение

х + 2 2/3х + х +120 = 400

(Один ученик решает уравнение на доске)

42/3х + 120 = 400

4 2/3 х = 280

х = 280 : 4 2/3, х = 60

Значит на третьем этаже 60 залов

На втором этаже 60*2 2/3 = 160 залов

На первом этаже 60 + 120 = 180 залов

Ответ: 180, 160, 60 залов

Для того чтобы обойти эти залы и задержаться на несколько секунд у каждого экспоната, нужно много дней. В настоящее время Эрмитаж насчитывает около 3 млн. экспонатов. Среди них Колывановская ваза – самая тяжелая ваза в мире, ее вес 19 т.

Путешествие продолжается: Государственный Русский музей – истинная сокровищница национального искусства.

Клип №9 Государственный Русский музей

(Слайд №8 картина К.Брюллова “Последний день Помпеи”) В одном из залов находится картина Карла Брюллова “Последний день Помпеи”

До глубины души потрясает ужас в глазах людей, гибнущих в потоках раскаленной лавы во время извержения вулкана Везувий. Впечатляют и сами размеры картины: 4,56 х 6,51 м. (записано на доске).

  • Найдите площадь этой картины. Как сделать? /площадь равна произведению длины и ширины/

4,56 * 6,51 = 29,6856 м2

  • Округлите до целых. Как это сделать?

29,6856 ? 30 м2 (6>5, следовательно, к 29 прибавляем единицу) Ответ: 30 м2

Посмотрите на потолок: вот такую огромную по площади картину нужно было снять со стены и упаковать для отправки в эвакуацию во время войны. Это делали одновременно около 20 человек.

Сейчас мы проедем по центральному проспекту Санкт-Петербурга – Невскому – и решили еще одну задачу.

Слайд №9 Невский проспект

Задача. Расстояние от Московского вокзала до Адмиралтейства троллейбус, двигаясь со средней скоростью 40 км/ч, преодолевает за 6 мин. Сколько времени понадобится, чтобы пройти это расстояние пешком, если идти со скоростью 5 км/ч?

  • Что означает число 40? /скорость троллейбуса/
  • Что означает число 6? /время, за которое троллейбус проезжает от Московского вокзала до Адмиралтейства/
  • Что означает число 5? /Скорость пешехода/
  • Что надо узнать? /За сколько времени можно пройти по Невскому проспекту пешком/
  • Надо ли узнавать все расстояние? /нет/
  • Как будем решать задачу? /составим пропорцию/

Решение

Способ II (по вопросам)

  1. Чему равно расстояние от Московского вокзала до Адмиралтейства?

S = vt

6 мин. = 0,1 ч.

40 * 0,1 = 4 км

2. За сколько времени можно пройти это расстояние пешком?

4 : 5 = 0,8 ч.

0,8 * 60 = 48 мин.

Ответ: за 48 мин.

Продолжаем наше путешествие по Санкт-Петербургу

  1. Клип №10 Летний сад
  2. Клип №11 Ростральные колонны
  3. Клип №12 Казанский собор.
  4. Клип №13 “Медный всадник”.

Наше путешествие подошло к концу.

IV. Домашнее задание:

Задача. (Слайд №10 Крейсер “Аврора”)За один месяц 1995 г. “Аврору” посетили 25 тыс. человек. После реставрации был открыт доступ в каюту нижней палубы, и посещаемость корабля увеличилась на 35%. Сколько человек посетили “Аврору” за четыре месяца 2003 г.? Рассказать историю крейсера “Авроры”.

1. На сколько тысяч человек увеличилась посещаемость “Авроры” в 2003 г. по сравнению с 1995 г.?

35% = 0,35

25 * 0,35 = 8,75 тыс.чел.

2. Сколько человек посетили “Аврору” за один месяц 2003 г.?

25 + 8,75 = 33,75 тыс.чел

3. Сколько человек посетили “Аврору” за четыре месяца этого года?

33,75 * 4 = 135 тыс. чел

Ответ: 135 тыс. чел.

Мы не только познакомились с достопримечательностями города, но и решили много задач. Это задачи на составление уравнений; вспомнили, как найти дробь от числа и число по значению дроби; решали задачи на движение, на нахождение площади прямоугольника; находили расстояние, пользуясь масштабом.

Все очень хорошо поработали, получили оценки.

На память о путешествии получите открытки.

Рефлексия.

В конце урока предлагаем учащимся обсудить урок: что понравилось, что хотелось бы изменить, оценить свое участие в уроке.