Цель урока: Нахождение способов «превращения магнетизма в электричество» «Открытие» электромагнитной индукции.
Основные задачи:
- Образовательная : найти способы «превращения магнетизма в электричество» («открыть явление электромагнитной индукции).
- Развивающая: развить навыки самостоятельного приобретения новых знаний, самоанализа и самооценки результатов своей деятельности.
- Воспитательная: продолжить воспитание навыков сотрудничества, уважения к чужой точке зрения, ценностного отношения к результатам своего труда.
Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, оборудование для лабораторных работ по электричеству – 2 «L – микро».
Ход урока
1. Вводно-мотивационный компонент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок.
Вы удивлены, что я сегодня работаю с микрофоном?
А как работает микрофон?
(на доске записываю ответы детей)
В чем секрет усиления моего голоса? Хотите узнать?
Исток этого секрета берет начало в Англии. 1821 год. Лондонский Королевский институт. Под влиянием опытов Эрстеда, молодой лаборант Майкл Фарадей пишет в своем дневнике: «Превратить магнетизм в электричество»
Вспомним опыт Эрстеда. (слайд 2).
Опыт по обнаружению магнитного поля вокруг проводника с током.
Вы знаете, что электрические и магнитные явления взаимосвязаны.
Сформулируйте задачу Фарадея на современном языке.(слайд 5, 6)
Учащиеся: Может ли магнитное поле создать электрический ток?
2. Операционно-содержательный компонент
Учитель: Таким образом, вы определили задачу урока. А как сделать, чтоб в проводнике появился ток? Предложите способы получения тока. слайд 7 и 8)
Учащиеся:
- Совершаем действия с магнитом. Его двигаем относительно магнита. Сначала одним полюсом, потом – другим полюсом;
- Катушку двигаем относительно магнита;
- Замыкание и размыкание ключа в обмотке электромагнита;
- Изменение реостатом силы тока в электромагните;
- Движение одной катушки относительно другой.
Учитель: Теперь приступаем к проверке наших предположений экспериментально.
По какому алгоритму проведем эксперимент?
- Определяем цель.
- Проводим эксперимент.
- Анализируем результаты.
- Делаем выводы.
Учитель: Хорошо. Начинайте работу. Время - 10 мин.
Учащиеся проводят эксперименты по созданию тока магнитным полем.
Учитель: Закончили работу? Какие эксперименты выбрали и ваши выводы?
Сэлмэг: Мы выбрали первый способ. Двигали магнит разными полюсами, изменяя скорости движения.
Наш вывод: При движении магнита относительно катушки появлялся ток в катушке. Когда не двигали магнит, то тока не было.
Валя: Мы провели опыт с катушкой. Ее двигали относительно магнита то быстро, то медленно.
Наш вывод: Когда двигали катушку, то ток фиксировался. А когда катушка была неподвижна, то тока не было.
Бэлигма: Мы делали такой же опыт как у Сэлмэг. Ток появлялся, когда двигали магнит. Когда не двигали, то не было тока.
Роман: Мы меняли реостатом силу тока в электромагните.При движении ползунка реостата, во второй катушке появлялся ток, который фиксировал миллиамперметр. Когда не двигали ползунок, тока во второй катушке не было.
Равшан. Мы двигали одну катушку относительно второй. При движении катушек относительно друг друга, появлялся ток во второй катушке, поэтому стрелка миллиамперметра двигалась.
Эрдэм: мы замыкали и размыкали ключ, соединяющий электромагнит. При этом стрелка миллиамперметра двигалась в разные стороны. Значит, во второй катушке появляется ток.
Учитель: Спасибо. Итак, после всех этих экспериментов, какой общий вывод можно сделать?
Учащиеся: Электрический ток появляется только тогда, когда изменяется магнитное поле.
Учитель: Молодцы! Вы прошли 10ти летний путь упорных трудов Майкла Фарадея за такой короткий промежуток времени.
Появившийся ток он назвал индукционным, а само явление – явлением электромагнитной индукции. (слайд 9)
Нашло ли применение в дальнейшем, это явление? Теперь можете объяснить секрет усиления голоса в микрофоне? (слайд 10)
Ученик: Да, нашло. Например: вся электрическая энергия, которую мы потребляем в повседневной жизни вырабатывается генератором переменного тока на электростанциях.В микрофоне 2 катушки Одна колеблется под действием колебаний звука в магнитном поле, где индуцируется электрический ток.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель: Мы с вами открыли новое явление. Составим паспорт этому явлению по данной таблице. (слайд 11). Можете применить учебники. Время - 10мин.
Учащиеся заполняют таблицу, составляя паспорт явлению
Учитель: Какой получился наш паспорт?
1 Ученик читает, другой заполняет таблицу на интерактивной доске.
Учитель: Обратите внимание на это домашнее задание.
Запишите в дневник. (слайд 12)
Спасибо всем за хорошую работу на уроке.