Цели:
образовательные: совершенствование у обучающихся умения находить координаты точек на координатной прямой; совершенствование навыков построения точек на координатной прямой;
развивающие: развитие умений анализировать, делать выводы, развитие навыков самоконтроля;
воспитательные: воспитание аккуратности при выполнении построений, при ведении записей в тетради, самостоятельности.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы и целей урока, оформление тетрадей.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Координаты на прямой”, будем определять координаты точек на координатной прямой, и наоборот, отмечать заданные точки.
II. Актуализация опорных знаний.
Устная работа.
1. а) Среди перечисленных чисел выберите сначала
отрицательные числа, затем положительные числа:
–32; –0,009; 0,008; 0; –
; –6;
;
;
–
; 11,04.
б) Какая прямая называется координатной? Где на координатной прямой располагаются отрицательные числа, где – положительные? К каким числам (отрицательным или положительным) относят число нуль?
в) Что называют координатой точки?
2. Назовите координаты точек, изображенных на чертеже. (Для каждого ученика распечатан рисунок)

3. Историческая справка.
Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские математики во II в. до н.э. при решении уравнений. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.
Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. Индийские математики начали использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII–XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство учёных их считали “ложными”, в отличие от положительных чисел – “истинных”.
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596–1650). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввёл координатную прямую (1637 г.).
Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине XVIII века. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел.
III. Выполнение упражнений на закрепление изученного материала по учебнику.
1) № 903, № 904, №907.
№ 903. АВ = 7.
№ 904. а) – г) Каждый ученик подбирает по три числа, удовлетворяющие заданному условию.
№907.
–1,2;
;
; –10.
; 6; 7,2; 8.
IV. Физкультминутка
V. 2) Выполнение упражнений на закрепление изученного материала по распечатанным карточкам.
1) Начертите координатную прямую, приняв за
единичный отрезок длину шести клеток тетради.
Отметьте на этой прямой точки А
; В
; С
; D
; E
; F
.
2) На координатной прямой даны точки А(3) и В(–2). Отметьте на этой прямой начало отсчёта и единичный отрезок. Запишите координаты точек C, D и E.
VI. Самостоятельная работа
Вариант 1.
1. Запишите координаты точек A, M, K и P, изображенных на рисунке 1.

2. Начертите координатную прямую, приняв за
единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте
на этой прямой точки A(2), B(–3), C(–1), D(1,2),
E
, F
, M(–2,6).
3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку А. Правее точки А на расстоянии 3 см отметьте точку В. Отметьте точку О начало отсчета, если А(–6), а В(–3).
Вариант 2.
1. Запишите координаты точек M, N, K и D, изображенных на рисунке 1.

Рис. 1
2. Начертите координатную прямую, приняв за
единичный отрезок длину четырёх клеток тетради.
Отметьте на этой прямой точки Е(2), К(–2), D(1,5),
F(–1,5), S
,
P(–2,75).
3. Начертите горизонтальную прямую. Отметьте на этой прямой точки C и D так, чтобы точка D была правее точки С и CD = 5см. Отметьте на прямой начало отсчёта О, если С(–2), а D(3).
VII. Подведение итогов урока.
Ответить на вопросы: что такое координатная прямая? Что называют координатой точки на прямой? Какую координату имеет начало координат?
VIII. Домашнее задание. Стр. 154 №922, дидактические материалы А.С. Чеснокова, К.И. Нешкова стр.101 №197, №198.