Урок изучения нового материала "Реформы центральных органов власти и управления при Петре I"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: Урок изучения нового материала, продолжение темы “Петр I”.

Цели урока:

  • Совершенствование умений и навыков работы с историческими источниками.
  • Определить содержания и значимости реформ Петра I для страны
  • Сформировать свое мнение об императоре Петре I и проводимых им реформах.

Задачи урока:

  • Развивающие: формирование умений работать с историческим документом, самостоятельно делать выводы и краткие записи в тетради, развитие логического мышления, памяти, внимательности.
  • Общеобразовательные: дать характеристику модернизации государственной системы России в начале 18 века, выяснить, какие изменения произошли в органах власти, сравнить государственное управление Российской империей 17 века с 18 веком.
  • Воспитательные: развитие познавательного интереса.

Знания, умения, навыки, качества, которые /приобретут/закрепят /обучающиеся в ходе урока: получить информацию о преобразования Петра I в государственной системе России из первоисточников–указов Петра I; закрепить умения составлять сравнительные характеристики, навыки работы с первоисточником; приобрести навыки сотрудничества (работа в микрогруппа).

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: виды УУД –

Личностный (для каждого обучающегося важно не подвести команду), регулятивный (возможность управления собственной познавательной деятельностью, внесения необходимых дополнений и коррективов к выступлению от группы, в возможности выступить самостоятельно),   познавательный (изучение реформ путем работы с указами Петра I), коммуникативный (возможность сотрудничества–умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга).

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе урока: социальная компетентность (распределение ролей в команде), учебно-познавательная компетентность (изучение новой темы), коммуникативная (работа в команде), информационная (изучение нового материала).

Организационное начало урока. Актуализация раннее изученного с целью связи с новым материалом. Наш сегодняшний урок является продолжением разговора о Петре I и его реформах. На прошлом уроке мы познакомились с первыми преобразованиями Петра, связанные с началом Северной войны.

Повторение:

1. Какой была система государственного управления в России в 17 веке при предшественниках Петра I?

2. О каких предшественниках идет речь? Опишите систему государственного управления в России в 17 веке? (Студент чертит схему власти на доске и поясняет)

3. Существовали ли предпосылки будущих преобразований Петра I в государственной сфере? Была ли совершена эта система управления? Какие недостатки она имеет?

(На доске и на слайде – схема государственной власти в России в 17 веке).

А сегодня обратимся к реформам государственного управления, которые занимают центральное место в реформаторской деятельности Петра.

Новый материал: А теперь с помощью исторических документов выясним – что же изменилось при Петре I? Каждая группа получает задание: проработать определенные документы - указы Петра I.

Давайте вспомним – как правильно работать с историческими документами. (На экране – слайд с памяткой “Как работать с историческими источниками”). Воспользуемся хрестоматией по истории России. Откройте раздел VI. Российская империя, стр. 125.

Раздаются задания группам. Во время выступления представителей от групп студенты должны в тетрадях записывать изученные реформы Петра I.

I группа.

Областная реформа, документ на стр. 132.

1. Зачитать указ.

2. Вывод: Страна была поделена на 8 губерний, которые состояли из губернского города и приписанных нему городов и уездов.

3. Какова цель реформы? Как думаете?

(Она проводилась для усиления контроля над территориями, для контроля над сбором налогов т.к. слабая власть неспособна была обеспечить своевременно и в полном объёме сбор налогов, для предупреждения бунтов и поиска беглых крестьян т.о. эта реформа способствовала усилению власти).

Создание Сената, документ на стр. 133-134

1. Зачитать указ о создании (с.133)

2. С какой целью создавался?

(В документе сказано, что Сенат должен управлять страной во время отсутствия Петра I).

3. Сколько человек входило в Сенат?(9)

4. Какие вопросы решал Сенат?

(- следить за судьями

- за расходами

- за сбором налогов

- военные сборы

- вопросы торговли)

II группа.

Создание системы фискалов, документ на стр. 133-134

“Учинить фискалов (контролеров, ревизоров) во всяких делах…”, “Выбрать обер-фискала…”

1. Для чего Петру была необходима эта должность?

Зачитать документ на стр.134: “Должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд…в сборе казны и прочего” (фискалы следит, доносит о всех нарушениях, воровстве чиновников).

2. Был ли у них стимул для хорошей работы? “И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу”. (Пояснить)

Создание коллегий, документ на стр.136.

“В прошлом декабре я при отъезде своем учинил Коллегиями, чтобы с будущего 1719, в состоянии были каждое дело свое зачат”, а позднее в феврале, дополнение к указу – “..Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиральтейская, Комерц, Штатс-контор, Берг, Мануфактурная Коллегия, Духовная, Вотчинная”.

1. Сколько учреждено коллегий?

2.Значение в чем? (Вместо 80 приказов - 12 коллегий, которые имели четкие обязанности и права).

III группа.

Создание прокуратуры, документ на стр.138 “Указ о должности генерал-прокурора” от 1722 г.

1. Каковы задачи генерал-прокурора?

(- смотреть за Сенатом

- за исполнением законов

- доносить царю

- смотреть за прокурорами

- судить их за нарушение в Сенате

- смотреть за фисналами

- подчиняться самому царю)

Вывод: Прокуратура стояла над всеми учреждениями и подчинялось царю лично.

Указ о порядке наследования” ( о единонаслендии), документ на стр.138.

2. Какова причина принятия указа? “Пониже разделением имений отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем…”, “От того разделение казне государственной великой есть вред и разорение”

3. Почему этот указ называют указ о единонаследии? “Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оних дать недвижимое…”

4. В чем значение указа?

I Vгруппа.

“Табель о рангах”, документ на стр. 143.

1. О чем говорится в документе? (Все дворяне, состоящие на службе, делятся на 14 классов. Каждому классу соответствует свое звание).

2. В чем значение документа? (Первые 8 рангов дают право на дворянское звание если и “низкой породы были” люди).

3. Как можно добиться высокого положения? (Через экзамен, личные заслуги перед Отечеством и царем).

4. Как вы оцениваете этот указ?

О принятии титула, документ на стр.146. “...дабы изволили принять от нас, яко от верхних своих подданных, Императора Всероссийского, Петра Великого, как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров”

1.В каком году произошло принятие титула императора? ( В 1721г.)

2. С каким событием связано? (С окончанием Северной войны в 1721г. и победой русской армии добившейся выхода в Балтийское море).

3. Ваша оценка документа (указа). (Значение: подчеркивается притязание России на мировую значимость).

Vгруппа.

Указ о наследии престола”, документ на стр.147. “заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государе, кому оной хочет, тому и определит наследство…”

1. В чем смысл указа? (Царь теперь сам назначает наследника престола, единолично решает многие вопросы государственной жизни, его никто не ограничивает и этот указ говорит о его полной власти в государстве).

Создание Святейшего Синода, учебник истории, стр. 178-179.

1. Почему не был назначен патриарх? (Была ограничена церковная власть, она подчинена царю, является государственным учреждением и члены Синода получают жалованье от царя как все чиновники).

Итак, мы выяснили, каким же было государственное устройство России в 18 веке (схема на слайде). Если сравнить с государственным устройством России 17 века (схема на слайде), то, какое вам кажется наиболее верным? Почему?

А сейчас внимательно смотрим небольшой отрывок из учебного фильма и отвечаем на вопрос, он прозвучит в начале фильма. (Вопрос: Найдите 4 различия между двумя заседаниями Сената?) Фильм демонстрирует изменения во власти – например в положении царя.

Закрепление: Какая из реформ Петра наиболее важна на ваш взгляд? Выступления студентов. (На слайде – все изученные реформы центральных органов власти и управления).

Закончить урок хочется словами самого императора, которые он произнес перед началом Полтавской битвы (на слайде): “А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”. Пусть они помогут вам создать свое личное представление о Петре I.

Вывод: Таким образом, мы видим, что в России сформировалась абсолютная власть монарха (абсолютное самодержавие). На слайде: “Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен” (из предисловия к “Воинскому уставу” 1719 г.)

Домашнее задание: (на слайде) Для итогового урока по теме: “Россия при Петре I”

1. Подобрать различные взгляды историков на реформы Петра I и личность Петра I.

2. Ответить на вопрос: Кто для вас Петр I - великий реформатор или тиран и деспот, нарушивший, исконно русский путь развития России?

3. Что осталось неизменным в России и после реформ Петра I?

Подведение итогов, с комментариями успехов и трудностей в процессе работы, оценка урока, объявление оценок студентам.