1. Введение. Роль игровой деятельности в развитии личности детей.
2. Основная часть. Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развитие навыков и умений всех видов деятельности.
3. Заключение.
4. Литература.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, ребенка в особенности. Й.Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру “арифметикой социальных отношений”, Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познанная ребенком мира.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных отношений).
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
- создание психологической готовности к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала; и
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Для лучшего усвоения учащимися структуры в Present Continuous я использую игру с картинкой. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например:
P: Is the girl tidying her room?
Teacher: No, she isn’t.
P: Is the girl cooking?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берет другую картинку.
Игра “Комментатор”. Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их. Например: “I’m eating”, “I’m listening”, “I’m jumping” и т.д. Ребята получают карточку за каждое правильно прокомментированное действие. Победителем становится тот, кто набрал большее количество карточек.
Игра “Дирижер”. В роли дирижера выступает учитель. Объясняю учащимся, что роли ученика и учителя будет выполнять группа, которая должна внимательно следить за речью учащихся и исправлять их ошибки.
Учащиеся много говорят и внимательно слушают друг друга.
Закреплению материала помогает песня:
Ten green bottles are hanging on the wall,
Ten green bottles are hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There’ll be nine green bottles hanging on the wall.
Nine green bottles are hanging on wall,
Nine green bottles are hanging on wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There’ll be eight green bottles hanging on the wall и т.д.
На рецептивном этапе школьники с интересом выполняют следующие упражнения.
Упражнение № 1
Учитель: ”Ребята, угадайте какую из трех картинок, я описываю.
(Демонстрируются картинки).
At this picture you can see boys and girls. They are playing in the playground. The girls are playing under the trees. The boys are playing basketball in the middle of the playground.
P: This is picture № 3.
Упражнение № 2
Учитель: “Ребята, Toby не хочет вставать, умываться, идти в школу. Помогите мне, пожалуйста.
Ученик в роли Toby выполняет указания ребят и описывает свои действия, быстро показывая при этом рисунки, где он встает, умывается и т.д.
P: Toby, get up!
T: I am getting up.
P: Toby, wash your hands and face!
T: I am washing my hands and face.
Упражнение № 3
Учитель: “Ребята, где Toby? Я вижу его ранец. Где же он сам? Спрятался? Давайте поищем его вместе. (Учитель заранее прячет куклу)
P: Is he sitting under the table?
T: No, he isn’t.
P: Is he sitting in your bag?
T: No, he isn’t.
P: Is he sitting in the bookcase?
T: Yes, he is.
Для отработки конструкции I can’t see можно использовать игру “Don’t Forget!” Показываю ребятам картинку, на которой изображено много различных предметов. Затем поворачиваю ее обратной стороной к учащимся и спрашиваю: “What can’t you see in the picture?“.
P: I can’t see a house.
P: I can’t see a tree.
Для этой игры необходим небольшой лист бумаги с изображением спортсмена (футболиста, хоккеиста, пловца, и т.п.). Ученик закрывает глаза, а учитель закрепляет корону с картинкой на его голове. Создается забавная ситуация: все кроме самого ученика, знают, каким видом спорта он занимается.
С помощью задаваемых вопросов и ответов одноклассников, учащийся должен угадать это. Он задает вопросы: “Can I run well?”, “Can I jump well?”, “Do I like winter?” Учащиеся отвечают на вопросы. Вначале игры можно договориться, что количество вопросов должно быть ограничено. Если ученик, задав, например, пять вопросов, не догадался, каким видом спорта он занимается, его место занимает другой.
Структура There is / There are будет встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно использовать игру “Кругосветное путешествие”. Я начинаю игру, например, так: “There is a blackboard on the wall in front of the pupils”. Один из учащихся продолжает описание: “There is a door near the blackboard.” Далее другие ученики продолжают описание классной комнаты или тематической картинки в определенном, выбранном направлении. При этом используется предлог near, артикль the с существительным и конструкция There is a /There are с новым существительным.
P: There is a corner near the door.
P: There is a picture near the corner.
Тот, кто ошибся, покидает “корабль”.
Существует другой вариант этой игры для более продвинутого этапа. Даю возможность каждому ученику описать, как и в первом варианте, все предметы в классе или на тематической картинке. Тот, кто быстрее всех вернулся к исходному предмету, считается лучшим “путешественником”.
Игра “Кругосветное путешествие”, с помощью которой закрепляется конструкция There is / There are, позволяет одновременно отрабатывать навык употребления артиклей в естественной ситуации, где новое слово употребляется с неопределенным артиклем, а во втором предложении оно требует употребление определенного артикля.
Для тренировки учащихся в употреблении предлогов, глаголов в повелительном наклонении и глагола Must использую следующую игру. Водящий закрывает глаза или выходит из класса. Ученики меняются местами. Задача водящего - поставить каждого ученика на то место, которое он занимал ранее. Он отдает такие распоряжения: “Ann, stand behind (in front of, to the right of) Oleg.
Игра “What has changed” позволяет отработать глагол to be в Present и Past Simple. Один ученик выходит из комнаты. В это время в классе происходят какие-то изменения: один или два ученика меняют свои места за партами, передвигается стул, открывается окно и т.п. Когда водящий возвращается, он должен ответить на вопрос: “What has changed?”, т.е. назвать все, что изменилось в классе. Например: “The book was closed, now it is open. Oleg was at the first desk, now he is at the third desk. The chair was at the teacher’s desk, now it is in the corner of the classroom” и т.д.
Cчет в игре может быть командным или индивидуальным. За каждое правильное предложение команда (или ученик) получает одно очко.
Для отработки техники чтения, я использую игры “Альпинист”, “Попади в ритм”, “Кто первый?”
Игра “Альпинист”. Учащиеся должны "подняться в гору”, прочитав без остановки все упражнение. Альпинистом считается ученик, который прошел всю дистанцию без остановок. Зная, что более сильный школьник, скорее пройдет дистанцию, можно дать более слабым ученикам возможность отработать материал в процессе игры и предложить им это задание после того, как его выполнят более сильные.
Игра “Попади в ритм”. Я ритмично отбиваю такт рукой. Ученик должен успеть прочитать предлагаемое упражнение в заданном ритме. Для более сильных учащихся можно незаметно ускорить ритм.
Игра “Кто первый?”. Можно проводить ее в индивидуальной и в хоровой форме. Индивидуальный подход требует большей затраты времени, но привлекателен тем, что ребята став временно арбитрами, учатся слушать, концентрировать свое внимание и совершенствовать навыки чтения. Скорость чтения можно фиксировать секундомером. Победителем становится тот, кто читает быстрее всех. При хоровой форме начинают читать все одновременно. Тот, кто закончил чтение, поднимает руку.
Для отработки Present Simple использую следующую игру. Дети договариваются, кто из них сегодня болен. Больной не должен есть мороженое, сладости, конфеты и т.п., он может просить только горячий чай или горячее молоко. Больными могут быть несколько учащихся. Официант спрашивает у детей:” What do you have for breakfast (dinner, supper)? По ответам ребят он должен догадаться, кто из них болен. Если водящий не догадался, на его место выбирается другой ученик.
Игра “Words”. Каждому ученику дается список отдельных слов (желательно, чтобы в этом списке были все части речи). Например: a girl, to go, to find, interesting, strange, thing, very much, good, happy, home.
Играющие должны составить устно (или написать) рассказ, содержащий эти слова. Выигрывает тот ученик, который составил лучший рассказ.
Есть и другой вариант игры: в рассказе можно использовать слова в том порядке, в котором они даны в списке.
Формулируя выводы о роли и месте игры в системе обучения, хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна; она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Это означает, что она “проникает” в них и, напротив, включает в себя в синтезированном виде следующее: дискуссию, “мозговой штурм”, анализ конкретной ситуации, работу в парах и малых группах и т.д., поскольку игра является не только своеобразным методом, но и формой организации обучения.
Литература
1. А.В.Конышева “Английский язык. Современные методы обучения”. - Минск: ТетраСистемс, 2007. – стр. 38.
2. Научно-методический журнал “Иностранные языки в школе” 1977-2000 гг.