Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, работа с родителями рассматривается нами как один из важнейших аспектов школьной психологической службы, направленных на сохранение психического здоровья детей. Работа с родителями ведется как индивидуальная так и групповая. Подробнее мне хотелось бы остановиться на групповой форме работы: проблемные лекции, вечера вопросов и ответов, круглые столы, тренинговые занятия, тематические выступления на родительских собраниях. Главная цель - организация совместной учебной деятельности (учителей и родителей), направленной на благоприятное психическое развитие ребенка и успешное усвоение им программного материала.
Ведя практическую деятельность с родителями, я пришла к такому заключению, что тематические выступления на родительских собраниях не являются столь эффективными, на сколько бы мне этого хотелось. Таким образом, возникла необходимость создания дискуссионного родительского клуба и интеренет клуба, которые бы работали в рамках запрашиваемых проблем. Опрос родителей показал, что 54% опрошенных желали бы принять участие в родительском клубе и 73% - хотели бы вести переписку через интернет.
Нередко от родителей можно услышать, что воспитание и образование – это задача учителя, ребенок пошел в школу и теперь от родителей уже мало что зависит. При таком подходе накапливается непонимание между сторонами, что в свою очередь влияет и на развитие детско-родительских взаимоотношений. При проведении школьного опроса все чаще и чаще родители жалуются на то, что ребенок перестал их слушать, небрежно выполняет домашние задания, замкнутость, при всем при том, что это только начальная школа.
Первый шаг в устранении таких недопониманий нацелен на побуждение к размышлению о влиянии школы и семьи на формирование личности ребенка (воспитание, обучение). Данная работа проводится в виде последовательного мониторинга, который подразумевает первичное знакомство учителя с семьей ребенка и взглядами семьи на задачи школы (семейный запрос). Нередко в своей практике приходится слышать, что школа имеет значительно большее влияние на становление и развитие ребенка как личности, чем семья. Мы считаем этот взгляд не совсем правильным. Нельзя перекладывать задачи семьи на школу полностью – в итоге мы получим неудовлетворенность уровнем воспитания и развития ребенка.
Таким образом, на первом этапе формирования взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и школой, необходимо выстроить приоритеты и показать значимость каждого звена в развитии и воспитании ребенка. Поэтому мы предлагаем родителям ответить на следующий вопрос: “Кто по-вашему мнению оказывает значительное влияние на развитие вашего ребенка школа или семья”? И предлагаем различные качества личности такие, как развитие познавательных способностей, формирование культуры общения, желание учиться, формирование индивидуальных способностей и др. На этом этапе мы не просто знакомимся с родителями, но и узнаем их взгляд на воспитание и развитие ребенка, их отношение к школе.
По результатам проведенного мною опроса, соотношение влияния семьи и школы на развитие и воспитания ребенка строятся следующим образом: влияние семьи – 42 %; влияние школы – 58%. От сюда мы видим, что, по словам самих родителей, большую ответственность за ребенка несет социальный институт – школа. На самом деле, это неосознанный поиск поддержки со стороны и осознанное перекладывание своей ответственности на других. Высказывание родителей о том, что их ребенок, учась в школе, приобрел негативные привычки, повадки, лишь в свою очередь подтверждает, выше сказанные слова.
Следующий этап в работе – помочь родителям разглядеть, осознать ту проблему, которая приводит к возникновению недопонимания между детьми и родителями. При формировании этого умения я прибегаю к использованию разных методов, например, арт-терапевтический, когда взгляд родителей непосредственно сталкивается со взглядом ребенка. Для того, чтобы родитель проявил интерес к развитию и воспитанию своего ребенка вначале проводится 20 – 30 минутная лекция, цель которой обратить внимание на детско-родительские отношения. Как правило, удержать интерес только на проблемной лекции очень сложно, поэтому мы предлагаем родителям на листе бумаги нарисовать своего ребенка, только с некоторыми изменениями: вместо глаз – нарисовать то, что любит видеть или на что любит смотреть; вместо носа – какие запахи предпочитает; вместо ушей – что любит слушать; вместо волос – его желания. По завершению своей работы родители получают рисунок своего ребенка, который выполнял точно такое задание, но в отношении себя.
Такой подход способствует непроизвольному проявлению имеющихся расхождений в детско-родительских отношениях. Анализируются эмоциональные реакции родителей в данной ситуации: возможны как положительные, так и отрицательные эмоции. Реакция родителей самая разная, когда они получают рисунки детей: “А я этого и не знал?..”, “Это, что еще за новости?!.”, “Да кто ж ему разрешит!”, “Как интересно!” и надеешься, что это послужит началом диалога в семье и дальнейшему сотрудничеству родителей со школой.
Главным результатом этой работы я считаю проявление родительского интереса к своему ребенку, осмысление возникших трудностей и разногласий и мы ему в этом помогаем.
Заключительный этап работы – это поиск других, непривычных способов положительного воздействия на ребенка. Если возникает понимание родителями проблемной ситуации, то возникает и желание к получению новых психологических знаний, открытию новых способов взаимодействия с ребенком. На этом этапе чаще всего используются различные психотерапевтические техники, но результативнее всего в начальной школе, на мой взгляд, - сказкотерапевтические элементы.
Очень часто встречаешь взрослых, которые говорят, что они видят трудность, видят проблему в отношениях между ребенком и ведут беседы и разговаривают вроде бы, а он их слушает.... Все как бы правильно, но почему он (ребенок) их не понимает? Вот именно поэтому, на наш взгляд для достижения эффективного взаимопонимания между родителем и ребенком мы предлагаем использовать различные сказочные сюжеты. Для этого нужно совсем чуть-чуть – искренности и желание узнать своего ребенка заново.
Нередко родители сталкиваются с так называемым “плохим” поведением ребенка, но тогда как реагировать? В моей практике был такой случай, когда один из родителей руководствуясь авторитарным стилем воспитания сказал: “Ремень – эффективный способ изменения поведения ребенка?” На что я дала ответ: “Безусловно эффективен, да еще как эффективен: минимум затраты сил и времени!... но есть одно НО! Имеет временные рамки, т.е. физически на ребенка можно воздействовать до определенного возраста, потом этот метод становится не эффективным, и родители получают отрицательный результат своего воспитания”. Безусловно, использование своих физических возможностей всегда проще, чем развивать самосознание ребенка с помощью разговоров и разъяснений. Очень часто я задаю взрослым один вопрос, на который они довольно легко отвечают: “Кто старше и умнее: Вы или ребенок?” Однозначный ответ следует без замедлений. Тогда кто должен лучше понимать поведение другого и уметь контролировать его в нужный момент: ребенок или родитель? Только через понимание и осознание ответственности и желание лучше понять и узнать своего ребенка мы начинаем работать над правильным поведением детей. Как один из вариантов - это может быть “привлечение внимания”. Мы рассказываем сказку про мячик, который забыл, что он волшебный. Основная идея – необходимо принять плохое поведение как информацию, как послание, которое отправляет нам ребенок. “Что мой малыш хочет мне сказать своим поведением?” - вот первая реакция эффективного родителя на любой негативный поступок ребенка. Обязательно после сказки проводится рефлексия: что почувствовали
Каждый ребенок уникальный, поэтому предлагать общепринятые эффективные стереотипные воздействия, на наш взгляд, не является позитивным направлением. Мы стремимся к тому, чтобы каждый родитель подошел к воспитанию ребенка творчески. И тогда какой бы трудной не оказалась ситуация, родители всегда смогут самостоятельно найти пути для ее преодоления, не вызвав при этом негативной реакции ребенка. Таким образом, главной целью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, воспитания и развития ребенка в прогимназии, мы ставим получение родителями опыта распознавания проблемы, грамотного подхода к ее решению, творческого разрешение проблемных ситуаций.