Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).
Тип урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная, программированное обучение.
Время проведения: заключительный урок по теме «Основы логики».
Цели: формирование и развитие умений и навыков применения законов логики, правил преобразования сложных логических выражений, составление программ на алгоритмическом языке при решении логических содержательных задач.
Задачи урока:
Развивающая: развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимательности.
Обучающие:
- углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;
- формирование умения применять полученные знания при решении логических содержательных задач.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- значение понятий: логическое высказывание, логические функции, логические операции;
- способы решения логических содержательных задач.
Учащиеся должны уметь:
- формализовать логическую содержательную задачу в виде формул алгебры логики;
- записать разработанный алгоритм решения логической задачи на языке программирования Pascal/PascalABC.
Материально-техническая база:
- презентация «Решение логических содержательных задач» (фрагмент видео «Кентервильское привидение», плакаты «Основные законы алгебры логики», «Таблицы истинности логических операций»; программа для разминки «Логика тренажер»);
- Письмо хозяина дома (Приложение 1);
- раздаточный материал «Законы алгебра логики» (Приложение 2);
- раздаточный материал «Основные логические операции» (Приложение 3);
- раздаточный материал «Таблица для заполнения состояния воздействия» (Приложение 4);
- раздаточный материал «Домашнее задание» (Приложение 7);
- Решение логической задачи (Приложение 5).
Оборудование и программное обеспечение:
- Компьютеры – 14 шт. (Pentium IV, OC Windows XP/Linux);
- Microsoft Office 2003/OpenOffice.org, среда программирования Pascal/PascalABC;
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
План урока:
Содержание этапа урока | Время | Вид и формы работы |
1. Организационный момент | 1 мин. | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | 5 мин. | Постановка цели урока. |
3. Актуализация знаний | 5 мин. | Использование слайдов, работа с (Составь слово) |
4. Решение логической задачи | 15 мин. | Решение с помощью различных моделей (Презентация) |
5. Обобщение и систематизация знаний. | 5 мин. | Приложение 6 Интерактивный плакат |
6. Разминка | 3 мин. | Логика тренажер |
7. Компьютерный эксперимент | 8 мин. | Решение логической задачи на компьютерах. Обработка данных на компьютере (Приложение 5) |
8. Подведение итогов, домашнее задание | 3 мин. | Работа в тетради |
Ход урока
I. Организационный момент.
Для урока подготовлена презентация с помощью MS Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.
На доске (слайд 1)
На партах детей разложены:
- Письмо хозяина дома (Приложение 1);
- раздаточный материал «Законы алгебра логики» (Приложение 2);
- раздаточный материал «Основные логические операции» (Приложение 3);
- раздаточный материал «Домашнее задание» (Приложение 7).
Преподаватель приветствует обучающихся.
II. Мотивационное начало урока.
(Во время урока обыгрывается логическая содержательная задача по действию с ладаном и органом, для того чтобы установить и поддерживать тишину в доме с привидениями).
Учитель: На прошлых занятиях мы знакомились с логическими выражениями, функциями, учились преобразовывать логические выражения с помощью логических законов. Умеем строить таблицы истинности и определять истинность того или другого логического выражения. Познакомились с построение таблиц истинности с помощью компьютера в среде табличного процессора MS Excel и Pascal/PascalABC.
Сегодня мы продолжим работу по знакомству с алгеброй логикой, ее применением для решения логических содержательных задач.
Наш урок начну с видеопослания (слайд 2, Кентервильское привидение)[2].
Далее зачитывается текст письма (слайд 3-5) [4; 6];
Вопрос: «Какие действия с ладаном и органом должен совершать хозяин дома, чтобы установить и поддерживать тишину в доме с привидениями?» (слайд 6)
Вопрос: Что необходимо сделать для того, чтобы решить логическую задачу? (Ответ: построить информационную модель).
Вопрос: Какие методы решения логических задач вы знаете? (Ответ: алгебраический – решение с помощью алгебры логики, метод графов, метод диаграмм Эйлера, табличный метод).
Итак, для решения нашей задачи необходимо получить некоторую информацию, в данном случае – жечь ладан или нет, играть на органе или нет и т.д.
Информация нужна нам для того, чтобы мы могли принимать правильные решения в быстро меняющихся условиях. Особенно важно уметь принимать верные решения при управлении сложными системами.
Любая система характеризуется: (слайд 7)
- состояниями, в которых она может находиться;
- закономерностями, подчиняясь которым она живет;
- воздействиями, которые мы можем на нее оказывать.
III. Актуализация знаний.
Работа с приложением «Составь слово» (слайд 26)
IV. Решение логической задачи.
Обозначим логические величины (слайд 8):
Можно описать состояния призрачных звуков и возможные воздействия на них следующим образом (Презентация.ppt, слайд 9):
Состояния | Воздействия | ||
Описание | Обозначение | Описание | Обозначение |
Нет ни Пения, ни Смеха | Нет ни ладана, ни органа | ||
Нет Пения, есть Смех | Нет ладана, есть орган | ||
Есть Пение, нет Смеха | Есть ладан, нет органа | ||
Есть и Пение, и Смех | Есть ладан, есть орган |
Заполните таблицу самостоятельно и сравните со слайдом (слайд 10):
Состояние дома изменяется по закономерностям, заданным в условии задачи, в соответствии со схемой (слайд 11)
Закономерности, выраженные в текстовом условии задачи, можно схематично записать следующим образом (слайд 12)
Для решения задачи следует просмотреть все 16 пар «состояние – воздействие». Для примера рассмотрим, что произойдет в доме, если на состояние С4 (есть смех, и Пение) оказать воздействие В1 (нет ни ладана, ни органа). Так как ладан не горит, то Смех будет делать противоположное тому, что делало Пение, но Пение звучало, значит в следующую минуту Смеха не будет (). Ситуации. Когда смеха нет, но звучит Орган, в рассматриваемом случае нет, следовательно, Пение будет копировать вое поведение, т.е. будет звучать (П). Формально это можно записать так: .
Разобрать половину комбинаций у доски с учениками, оставшуюся половину предложить ученикам сделать самостоятельно. Затем проверить (слайд 13-16)
Полученные в виде формул условия представим также в табличном виде и в виде графа. Это позволит понять. Какой вид представления информации удобнее для решения задачи, т.е. для определения того, что следует сделать, чтобы установить и поддерживать тишину в доме.
Граф и таблицы строятся вместе с учениками и проверяется (слайд 17-20). Граф и таблицы анализируются и находится решение.
Решим данную задачу, составив сложное высказывание и, применив законы алгебры логики, получим ответ. Приняв обозначения, предложенные выше, можем записать известные факты так: (слайд 21)
Итоговое высказывание (оно должно быть истинным) является конъюнкцией всех высказываний: Составьте и упростите его самостоятельно. (слайд 22)
((О↔С)→неП)·((О⊕С)→П)·(Л·П→С)·(Л·неП→неС)·(неЛ·неП→С)·(неЛ·П→ неС)=1
После упрощения получим следующее высказывание:
П·неС·О·неЛ+ С·П·неО·Л+ неП·неС·неО·Л +неП·С·О·неЛ =1
Вывод: После той минуты, когда Смех и Пение звучат вместе, надо зажечь Ладан и не играть на Органе, тогда будет тишина
V. Обобщение и систематизация знаний.
Решение заданий по логике (слайд 23, Интерактивный плакат).
VI. Разминка.
Работа с тренажером по основам логике (слайд 23)
VII. Компьютерный эксперимент.
Решение логической задачи на компьютерах. Обработка данных на компьютере (pril5.pas – Приложение 5)
А теперь давайте напишем программу, моделирующую условие задачи на Pascal/PascalABC (слайд 24). Начать разбирать задачу вместе на доске, закончить самостоятельно.
VIII. Подведение итогов, домашнее задание.
Чтобы установить и поддерживать тишину в доме, последовательность действий должна быть такой: (слайд 25).
1-я минута – ничего не делать; 2-я минута – поиграть на органе; затем при молчащем органе постоянно жечь ладан.
Домашнее задание
Составить таблицу истинности к задаче о доме с привидениями, правильность решения проверить в MS Excel
Решить задачу любым способом:
Алеша, Боря и Гриша нашли в земле сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения:
Алеша: Это сосуд греческий и изготовлен в V веке.
Боря: Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке.
Гриша: Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке.
Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?
Решить логическую задачу:
Андрей, Аня и Маша решили пойти в кино. Каждый из них высказал свои пожелания по поводу выбора фильма.
Андрей сказал: “Я хочу посмотреть французский боевик”.
Маша сказала: “Я не хочу смотреть французскую комедию”.
Аня сказала: “Я хочу посмотреть американскую мелодраму”.
Каждый из них слукавил в одном из двух пожеланий. На какой фильм пошли ребята?
Решить логическую задачу:
Кто разбил стекло?
Три школьника, остававшиеся в классе на перемене, были вызваны директору по поводу разбитого в это время окна. На вопрос директора, кто и как разбил окно в классе, мальчики ответили следующее:
- Витя: «Рома бросил в меня портфелем, а попал в окно…»
- Рома: «Сергей разбил футбольным мячом»
- Сергей: «Разбил Витя, и никакого мяча не было!»
Стало известно, что желая запутать взрослых, каждый из ребят ровно один раз сказал правду, а один раз – нет. Кто и чем разбил стекло в классе?
Решение задачи с помощью алгебры логики:
Введем обозначения:
Р – окно разбил Рома | П – окно разбито портфелем |
С – окно разбил Сергей | М – окно разбито мячом |
В – окно разбил Витя | |
Высказывания: Витя: Р \/ П | Составим логическое выражение: |
Рома: С \/ М | (Р \/ П) · (С \/ М) · (В \/ ¬М)=1 |
Сергей: В \/ ¬М |
Упростим логическое выражение:
(Р \/ П) · (С \/ М) · (В \/ ¬М)=1
(Р·С \/ Р·М \/ П·С \/ П· М ) · (В \/ ¬М)= (Р·М \/ П·С) · (В \/ ¬М)= (Р·М·В \/ Р·М ·¬М \/
\/ П·С·В \/ П·С· ¬М)= П·С· ¬М
Вывод: Разбил окно Сергей портфелем
Примечание: Р·С=0, т.к. Рома и Олег одновременно не могли разбить окно, П·М=0, т.к. Окно не может быть разбито одновременно мячом и портфелем, Р·М·В=0 , П·С·В=0 , Р·М ·¬М =0
Источники:
- pedsovet.su
- www.youtube.com/user/BigTrailerZone
- Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Учебное пособие. - М.: БИНОМ, 2007.
- Введение в кибернетику - Эшби У.Р. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. Под редакцией В. А. УСПЕНСКОГО — М.: Издательство иностранной литературы, 1959.
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
- Лыскова В., Ракитина Е. Логика в информатике. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
- Шауцукова Л. З. Информатика: Учебное пособие для 10-11 кл. – М. Просвещение, 2005.