Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания о родах имен существительных;
- развивать умения учащихся определять род имен существительных;
- познакомить с существительными, которые не изменяются по числам;
- учить правильно употреблять в речи формы существительного;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать творческое воображения
- укреплять здоровье и работоспособность учащихся.
Оборудование: учебник русского языка (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), рабочие тетради, таблицы со схемами, карточки с индивидуальными заданиями, круги: красные, зелёные, жёлтые, карточки с названием родов, перфокарты, картинки, словари.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни слыть.
Актуализация знаний.
- Ребята, пожалуйста, посмотрите на доску, у меня здесь была написана пословица, а сейчас я вижу какой-то набор слов. Подумайте и исправьте. Прочитайте получившуюся пословицу.
здоровый теле – дух В здоровом.
- Давайте запишем пословицу в тетрадь. Как вы её понимаете? (выслушиваются ответы детей) На мой взгляд, в зимнее время года нужно особенно внимательно относиться к своему здоровью. То перепады температур, то инфекция подстерегает, а сейчас вообще гриппом пугают. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Выслушиваются ответы детей: закаливание, правильное питание, поменьше расстраиваться, и конечно, занятия физкультурой и спортом). Как раз на этих картинках изображено то, что поможет нам сохранить здоровье.
Словарная работа. Вывешиваются картинки: бассейн, коньки, кроссовки, овощи.
- Запишите эти слова на доске и тетрадях.
Ноги под партой,
Руки у края,
Тетрадь под наклоном,
Спинка прямая.
- Определяем ударный слог и опасное место. Как одним словом назвать эти слова? (имена существительные.)
- Что вы знаете об именах существительных? (Систематизируются знания об имени существительном)
Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает различные конкретные предметы, даёт названия живым существам, явлениям природы, событиям, абстрактным понятиям. Существительное обозначает одушевлённые и неодушевлённые предметы, является собственным или нарицательным, бывают сущ. мужского, женского, среднего рода, употребляются в форме единственного или множественного числа. Изменяются по падежам.
На доске постепенно открывается схема:
- Вы сказали, что имя существительные принадлежат к одному из трёх родов. Зачем существительному род? Вот, например ни в китайском, ни в турецком, ни в татарском, да и во многих других языках деления имён существительных на рода нет. А в русском языке - это сила многовековой привычки: так уж мы привыкли наделять предметы отсутствующими у них качествами мужественности или женственности. Может ли род имён сущ. изменяться. например имя существительное ж.р. может стать м.р. или ср.р.? Расскажите правило о родах имён существительных. Пожалуйста, определите, ребята, род данных существительных: бассейн, овощи, коньки, кроссовки.
(Род сущ. бассейн дети определяют легко, род сущ. овощи, коньки и кроссовки определить затрудняются),
Постановка проблемы: почему трудно определить род сущ. коньки, кроссовки ? ( эти сущ. во мн. числе). Что нужно сделать, чтобы определить род сущ. ? (поставить в начальную форму - ед.ч, и.п.) Существительное кроссовки употребляются только в форме мн. ч. А можем мы определить род существительного овощи? (можем, для этого нужно существительное поставить в начальную форму).
Постановка цели урока: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Верно, сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён существительных
Упражнения в определении рода имен существительных
1. Работа в группах: каждой группе предлагается лист с написанными именами существительными, необходимо указать род одного имени существительного и передать лист следующему.
Спорт -
Красота -
Здоровье -
Бег -
Физкультура -
Растирание -
Хоккей -
Гимнастика -
Закаливание -
Листочки собираются, быстро проверяются, подводятся итоги.
- Пожалуйста, скажите, возникли у вас трудности при выполнении этого упражнения? (нет) Почему? (существительные написаны в начальной форме).
2. Упражнение в определении рода существительных, употреблённых в косвенном падеже?
- Прочитайте предложение. Профилактика старенья в бесконечности движенья.
- Что это? (пословица) Как вы её понимаете? Все ли слова вам понятны? А что такое профилактика? (дети высказываются). Давайте прочитаем об этом слове в толковом словаре. Назовите орфограммы. Запишите пословицу в тетрадь.
Ручка! Мы с тобой друзья!
Нам на "три" писать нельзя,
Постараемся опять,
И напишем все на "5"!
- Обозначьте орфограммы. Давайте определим род сущ. Можем сразу это сделать? (нет) Почему?
Постановка проблемы как определить род сущ. в косвенном падеже? (необходимо сущ. поставить в начальную форму)
- Определяем род.
Дети под руководством учителя формулируют вывод.
Вывод: чтобы определить род имён существительных во мн.ч и косвенных падежах, существительное нужно поставить в начальную форму.
Физминутка.
3. Упражнение в правильном употреблении имён существительных определённого рода
Творческий диктант.
- Ребята, я вам буду диктовать предложения, а ваша задача их закончить и правильно записать.
Детям нужна полезная… (еда, пища) Школьники поедут на лыжное…(соревнование) Ребята на коньках мчатся по гладкому (льду, катку)
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся молодец!
Проверка выполнения задания: какие слова вы вставили, какого они рода, надпишите род.
4. Обобщающее упражнение.
Итак, ребятки, какие же у нас есть помощники в сохранении здоровья. Выберите имена существительные. Сейчас я приглашаю представителей от каждого ряда, они по очереди будут называть им. сущ., а вы будете определять их род и показывать нужную карточку.
Вывод:
- Какого рода бывают им. сущ?
- Какой это признак?
- Что нужно сделать, чтобы определить род существительного, употреблённого во мн.ч. или косвенном падеже?
Самостоятельная работа
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, вы самостоятельно должны заполнить их. Не забудьте на обратной стороне написать свою фамилию и имя).
Сущ. | Нач. форма в И.п., в Ед.ч. |
Одушевл. |
Собств. |
Род |
Число |
Неодушевл. |
Нарицат. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Те ученики, которые быстро справляются с заданием, они получают ещё задание на перфокартах)
Подведение итогов урока
-Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового вы узнали?
Рефлексия: Дети, у вас на столе лежат кружки: красные, зелёные и жёлтые. Сейчас поднимите кружок одного из цветов. Напоминаю, если на уроке у вас всё получилось и вы довольны собой, то поднимите зелёный кружок. Если были затруднения и вам нужна помощь - жёлтый, если урок для вас совсем не удался, то красный.
Домашнее задание: выполнить упражнение № 263
-Спасибо за хорошую работу. (Называются имена активно работающих учеников). После проверки самостоятельной работы, сообщу отметки.
-Желаю вам быть здоровыми и жизнерадостными.