Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Рукоделие. Кружевные тайны квиллинга», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Методическое обеспечение
Формы, методы и технологии, используемые в программе
При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Методы проведения занятий:
Словесные
В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседа, лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.
Наглядные
Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике и т.д.).
Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.
Практические
Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)
Педагогические технологии
При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.
Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся I - года обучения:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- будут уметь работать с гоф. картоном и гоф. бумагой в технике квиллинг;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством бумагокручения;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Результатом воспитательной работы является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.
Должны знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе;
Должны уметь: отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.
Воспитанники посещают выставки различного уровня. На примере ребята учатся ставить перед собой цели и достигать их, вместе с воспитанниками участвуют в экскурсиях по городу и области, различных мероприятиях проводимых клубом, что способствует формированию уверенности в собственных силах, осознание своей значимости, чувство ответственности.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Творческая работа |
Основной материал |
Кол-во часов |
||
I |
Вводный блок |
|
|
Т |
П |
В |
1 |
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
|
|
3 |
- |
3 |
II |
Материал — бумага |
|
|
|
|
|
1 |
Бумагопластика. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Как родилась бумага. |
Обработка бумаги |
Бумага, ножницы, клей |
1 |
2 |
3 |
III |
Конструирование |
|
|
|
|
|
1 |
Практика создания основных элементов квиллинга: |
|
Бумага, ножницы, клей |
1 |
2 |
3 |
2 |
Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. |
|
Бумага, карандаш, линейка |
1 |
2 |
3 |
3 |
Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг |
Ромашки, василёк, колокольчик, нарцисс, фиалки, ландыш, кувшинка, листики. |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
1 |
3 |
4 |
4 |
Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг |
Георгина, хризантема, клевер, зелёные кустики |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
1 |
3 |
4 |
5 |
Изготовление двойных бахромчатых цветов. |
Двойная хризантема |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка |
0,5 |
1,5 |
2 |
6 |
Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. |
Розочки |
Офисная цветная бумага, фигурные ножницы, клей, линейка |
1 |
1 |
2 |
7 |
Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги |
Розочка |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
1 |
1 |
2 |
8 |
Изготовление различных форм листьев |
Листики большие и маленькие, прямые и изогнутые |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
1 |
1 |
2 |
9 |
Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу |
«Цветочная поляна», «Букет для мамы» |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
2 |
2 |
4 |
10 |
Изготовление животных в технике квиллинг. |
|
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
1 |
3 |
4 |
11 |
Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу |
«Зоопарк», «Мишки на севере» |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
0,5 |
3,5 |
4 |
12 |
Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гоф. картона и бумаги. |
«Косолапый мишка», «Дружные утята» |
Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
1 |
3 |
4 |
13 |
Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают задания из предло-женных тем. |
«Торт из гоф. бумаги. «Караблик» |
Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка |
1 |
5 |
6 |
14 |
Изготовление сувениров к праздникам. |
Работа по желанию ребёнка |
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка |
1 |
3 |
4 |
15 |
Посещение выставок прикладного творчества. |
|
|
6 |
|
6 |
16 |
Итоговое занятие |
|
|
0,5 |
1,5 |
2 |
|
Итого часов: |
|
|
|
|
|
Содержание образовательной деятельности I-го года обучения
№ п/п |
Название темы |
Т |
П |
I |
Вводный блок |
|
|
1 |
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
2 |
- |
II |
Материал — бумага |
|
|
1 |
Бумагопластика. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. |
2 |
2 |
III |
Конструирование |
|
|
1 |
Практика создания основных элементов квиллинга:
|
2 |
2 |
2 |
Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. |
1 |
1 |
6 |
Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг. Ромашки, василёк, колокольчик, нарцисс, фиалки, ландыш, кувшинка, листики. |
1 |
3 |
8 |
Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг Георгина, хризантема, клевер, зелёные кустики |
1 |
3 |
9 |
Изготовление двойных бахромчатых цветов. |
0,5 |
1,5 |
10 |
Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. |
1 |
1 |
11 |
Изготовление различных форм листьев. |
|
|
12 |
Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу |
|
|
13 |
Изготовление животных в технике квиллинг. «Лев, медведь, заяц, жираф, обезьяна» |
|
|
14 |
Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу |
|
|
15 |
Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гоф. картона и бумаги. «Косолапый мишка», «Дружные утята» |
|
|
16 |
Посещение выставок прикладного творчества. |
|
|
17 |
Итоговое занятие |
|
|
Список используемой литературы
- В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
- Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.
- Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
- Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.